Луканомические проблемы.

Дата:
 Белоруссии 2008 год называют «переломным» в судьбе предпринимательства. Ряд знаковых решений, принятых на законодательном уровне в отношении малого и среднего бизнеса, вызвал весьма неоднозначную реакцию среди самих предпринимателей.

Государство вполне осознает важную социальную и экономическую роль малого и среднего бизнеса в экономике. Реформирование в системе налогообложения, административное регулирование цен, рекомендации по упрощению кредитования малых и средних предприятий и проект закона о поддержке малого и среднего бизнеса, где учтены замечания и предложения Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН) - все это призвано сыграть вполне созидательную роль.

Однако некоторые представители общественных организаций не испытывают особого оптимизма, называя 2008 год «переломным и решающим» отнюдь не в позитивном смысле. По их мнению, индивидуальное предпринимательство «как единственный естественный носитель демократических ценностей» находится под угрозой. В частности, об этом заявляет Республиканское общественное объединение «Перспектива», в которое входят индивидуальные предприниматели (те, кто имеет право заниматься финансово-хозяйственной деятельностью без образования юридического лица). По мнению представителей «Перспективы», некоторые законодательные акты банально нарушают конституционные права граждан.

Так, по их мнению, указ президента от 29 декабря 2006 года (дополнение к указу «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности») «нарушает принцип равенства всех форм собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности и распоряжение личной собственностью», что закреплено статьями 13 и 44 конституции. (В связи с этим даже было направлено обращение в конституционный суд с просьбой признать президентский указ неконституционным.)

«Ограничения по использованию наемного труда индивидуальными предпринимателями приведет к прекращению их деятельности и нарушению права на труд сотен тысяч граждан... Расширение перечня товаров, запрещенных к реализации индивидуальными предпринимателями, противоречат антимонопольному законодательству. Обязательным страхованием индивидуальных предпринимателей их взаимоотношения с Фондом социальной защиты населения незаконно переведены из сферы гражданского права в публичное, строящимся на власти и подчинении», - такие доводы высказали предприниматели при обращении в администрацию президента.

По данным Международной финансовой корпорации (МФК), в 2007 году Белоруссия была единственным государством с переходной экономикой, где число индивидуальных предпринимателей сокращалось. А ведь, во-первых, малый и средний бизнес создает рабочие места (по данным Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, без них безработица в Белоруссии в 2007 году достигла бы 20%). Во-вторых, при стабильных условиях развития и разумной поддержке частный бизнес формирует до 40% доли ВВП (в Швеции, Германии и США 55-65% ВВП приходится на малый бизнес, в время как в Белоруссии данный показатель пока составляет 10%).

Белорусское правительство осознает необходимость исправить ситуацию. И хотя, как отмечают эксперты, ряд издаваемых законодательных инициатив носит декларативный характер, в больших программных документах поставлены достаточно четкие цели. Так, 11 августа 2006 года совет министров принял постановление, которое содержит комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период 2006-2010 годы. В частности, количество занятых в этом секторе должно достичь 23-25% экономически активного населения, а долю в ВВП предполагается увеличить с 8% до 25%.

Для достижения этих среднесрочных перспектив, государство издает ряд законодательных актов. Так, 1 апреля 2008 года указом президента были увеличены сроки предоставления деклараций и уплаты экологического, земельного налогов и налога на недвижимость. При этом упрощается и администрирование налогов (о том, что сложность исчислений и отчетности требует высококвалифицированной бухгалтерской и юридической помощи не раз говорили от имени предпринимателей общественные организации).

По мнению представительства Международной финансовой корпорации, в Белоруссии вообще следует упрощать административные процедуры. Для этого следовало бы издать указ, обязывающий все министерства и ведомства узаконить свои административные процедуры через издание соответствующих постановлений Совмина. Важно также создать единый государственный регистр административных процедур, на основании которого определялась бы их законность. А определение понятия «владелец административной процедуры», по мнению представителей Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, позволит упорядочить ответственность министерств за сформулированные, но не включенные в госрегистр процедуры.

Среди плюсов развития предпринимательской сферы в Белоруссии называют и административное регулирование цен. Постановление совета министров от января 2008 годы установило предельный индекс изменения отпускных цен на товары, работы и услуги, производимые в Белоруссии, на уровне 0,5% в месяц. Любое повышение тарифов должно быть обосновано и зарегистрировано в качестве новой цены.

По сути, все эти законодательные акты должны сыграть позитивную роль и положительно повлиять на развитие данного сектора экономики. Финальным аккордом можно считать проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», согласительное совещание по которому состоялось 21 мая 2008 года в министерстве экономики.

Что же заставляет с настороженностью относиться к действиям правительства? Дело в том, что одна из отличительных особенностей белорусской экономики - опека государством как частного, так и государственного бизнеса. Преимущества, предоставляемые белорусским производителям и чрезмерное количество оговорок при работе с зарубежными инвесторами в целом негативно сказываются на создании серьезной конкуренции (что, собственно, и определяет рыночную экономику) среди компаний. Актуальной проблемой продолжает оставаться также избыточный и часто предвзятый контроль предпринимательской деятельности.

Не все просто и с регулированием цен. На практике оказывается, что зарегистрировать новые цены можно исключительно в случае признания убыточности по предприятию в целом, либо по отдельным товарам (работам, услугам). Получение же прибыли с цен, не прошедших регистрацию, влечет конфискацию дохода, полученного таким образом, и наложение штрафа в двукратном размере от выручки. Практика показывает, что высокие налоги и чрезмерное дорогостоящее государственное регулирование деятельности малого и среднего предпринимательства ведет к образованию более высоких по сравнению с другими странами цен. Так что либерализация ценообразования - жизненно необходимое условие, считают экономические аналитики.

Для гармоничного развития сферы малого и среднего бизнеса в Белоруссии важно решить и проблему материальной поддержки данного сектора экономики. О том, что почти половина предприятий частного сектора сталкивается с нехваткой оборотных средств, также говорили не однажды. Основная причина - рост издержек на предприятиях. Финансирование через республиканский и местный бюджеты показала свою несостоятельность. Да и выделяемые предпринимателям суммы весьма незначительны: 2008 году из республиканского бюджета на поддержку малого бизнеса выделено 193 млн белорусских рублей ($90 тыс.), из местных - 1,9 млрд ($900 тыс.). Помимо них, оказание финансовой помощи малому бизнесу возложено на специализированные учреждения, прежде всего - банки, в связи с чем на первый план выходит решение проблемы доступа предпринимателей к кредитам. Помочь в этом должен и Белорусский банк малого бизнеса (ББМБ), который создается по инициативе Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации. Кроме того, в марте 2008 года Национальный банк Республики Беларусь рекомендовал другим банкам разработать специальные программы по кредитованию малого бизнеса.

Уже в этом году правительство также планирует упростить режим внешнеэкономической деятельности, таможенных процедур, условий внешней торговли товарами и услугами. Так, указ №178, подписанный в марте текущего года, конкретизирует отдельные определения и процедуры, связанные с выполнением внешнеторговых контрактов. Однако предприятия страны (и в первую очередь малые и средние) ждут упрощения системы расчетов и отчетности при работе с зарубежными партнерами.

В марте была отменена «золотая акция» - особое право государства на участие в управлении хозяйственными обществами. Само существование такого права негативно влияло на инвестиционный имидж Белоруссии. Теперь правительство рассчитывает на быстрое привлечение иностранного капитала в страну. Правда, эксперты настроены менее оптимистично: они предупреждают, что без дальнейшей либерализации экономики такой шаг будет малоэффективным. Ведь инвесторы оценивают экономическую ситуацию в целом, а в Белоруссии до сих пор существует ряд других препятствий, затрудняющих работу иностранных инвесторов в стране - например, административные барьеры, проверки, штрафы, отсутствие защиты прав собственности. Еще один из болезненных вопросов - арендная плата. В Белоруссии разрешено покупать убыточные государственные предприятия как имущественные комплексы на конкурсной основе. Однако, по словам российских предпринимателей, им еще предстоит отстоять право выкупа помещений, арендуемых у муниципальных властей.

В целом начало 2008 года показывает нацеленность власти на конструктивный диалог с представителями частного сектора экономики. Однако остается еще масса нерешенных вопросов. Немаловажно и то, насколько грамотно будут реализовываться новые законодательные решения, не станут ли они носить чисто декларативный характер, и не будут ли они дополнены или переписаны задним числом.

Екатерина Листова

Rosbalt

Поделиться:

Дата: