До и после "Мечты"

Дата:
2012-11-19 00:29:26
Автор: Евгений Николайчук специально для "Вестника Кавказа"
Прошло чуть более месяца после смены власти в Грузии, страна постепенно начинает жить по-новому, и на смену мечтам приходят суровые реалии. А они таковы, что Грузию сотрясают социальные волнения, аресты представителей "старой" власти, а страна стала похожа на сплошную стачку. Бастуют все - улучшений условий труда в разных регионах республики добиваются железнодорожники, шахтеры, энергетики, строители, водители общественного транспорта, работники торговли. Отчаявшиеся получить от государства помощь беженцы из Абхазии и Южной Осетии захватывают здания администраций, институты и школы.

Много лет рассказывалось об успехах реформ Саакашвили, о "грузинском чуде". Возглавившая "революцию роз" команда Саакашвили затеяла грандиозные реформы в экономике, органах правопорядка, армии и других государственных сферах. Со стороны все выглядело многообещающе - молодая демократия, легкость ведения бизнеса, справедливые судьи, честные правоохранительные органы, современная армия и многие другие атрибуты цивилизованного общества. Но в итоге все оказалось лишь красивой сказкой, умело рассказанной оплаченными Западом пиарщиками и журналистами.

Красивая сказка, как и хорошо снятый фильм – это в первую очередь деньги и актеры. В роли звездного актера, вернее – марионетки выступил Михаил Саакашвили, фигура одиозная, но организаторами его прихода к власти проверенная. Деньги "молодой демократии" потекли даже не ручьем, а полноводной рекой. Почти сразу же после "революции роз" Грузии было предоставлено свыше миллиарда долларов помощи, что на тот момент было очень существенной суммой для страны - четверть ее ВВП.

Правда, взамен новые "друзья" Грузии попросили продать им те немногие фабрики и заводы, оставшиеся в стране после распада Союза. Еще в 2004 году министр экономического развития Грузии Каха Бендукидзе заявил, что "Грузия должна продать все, кроме совести". На аукцион выставили Руставский металлургический комбинат, Чиатурмарганец, Зестафонский завод ферросплавов, Марнеульский горно-обогатительный комбинат, Потийский морской порт. Продали не только все предприятия, но даже больницы и поликлиники. Дефицит бюджета покрывался за счет тотальной приватизации.

Когда продавать стало нечего, Саакашвили стал брать займы. С 2003 года внешний долг страны вырос более чем в шесть раз. На проданных иностранцам предприятиях прошли значительные сокращения, оставшимся рабочим установили минимальную зарплату и урезали права. Именно они сейчас и устраивают митинги, забастовки и голодовки, требуя к себе человеческого отношения.

В начале 2008 года по грузинским банкам, существующим большей частью за счет заокеанских кредитов, ударил мировой финансовый кризис. Спад спроса на грузинскую продукцию вызвал очередную волну сокращений, люди потеряли возможность погашать взятые кредиты.

Как ни странно, выручила война. В октябре 2008 года на Брюссельской конференции стран-доноров было принято решение выделить Грузии 4,5 млрд дол. на преодоление результатов военного конфликта с Россией, причем 2,5 млрд дол. из этих средств были кредитом. Только малая часть средств была потрачена по назначению, что и вызвало возмущение у тысяч семей беженцев из Абхазии и Южной Осетии, потерявших свой кров. Отчаявшиеся люди начали захватывать госучреждения и частные дома.

Львиная доля финансов шла на укрепление армии. Военный бюджет Грузии в 2003-2007 годы увеличился более чем в 30 раз, с 30 млн дол. до 940 млн дол., что, однако, не смогло повлиять на исход пятидневной войны. Значительная часть средств шла на органы правопорядка. Но после событий в Глданской тюрьме стало ясно, что и здесь за благопристойной ширмой скрывался преступный институт, обеспечивающий устойчивость авторитарного режима.

Что же досталось новому правительству и каким путем намерена идти дальше "Грузинская мечта"? Лидер партии, новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили ранее высказывался за нормализацию отношений с Россией, предлагая начать с восстановления сотрудничества в сфере экономики, культуры и по гуманитарным вопросам. Впрочем, до 20 октября (дня официального вступления представителей "Грузинской мечты" во власть) ее представители считали обязательным отрицать все, что говорили или предлагали их оппоненты из Елиного национального движения (ЕНД). Такая линия поведения была вполне понятной и устраивала всех, кто выступал против ЕНД. Теперь же новые власти начинают постепенно, так, чтобы вызвать шока у своих сторонников, менять риторику.

Если до 20 октября все, сделанное ЕНД, планировалось ликвидировать, то теперь вдруг выяснилось, что кроме очевидных провалов, все остальное следует слегка поменять и перепрофилировать, но оставить в силе. Это коснулось возможного раздела МВД, ликвидации Департамента конституционной безопасности и Отдела специальных операций, а также упразднения института школьных приставов. До выборов представители "Грузинской мечты" считали непомерно тяжелым налоговое бремя на грузинский бизнес, однако после выборов министр финансов Нодар Хадури заявил, что налоги снижать не планируется, так как "они и так достаточно низкие".

До выборов планировалось приостановить строительство крупных ГЭС, после выборов предполагается лишь "более активно консультироваться с экологами при строительстве крупных ГЭС". Новые власти признали даже то, что строительство глубоководного порта на черноморском побережье Грузии, известное, как проект Лазика, имеет экономические обоснования и скорее всего будет продолжен.

Вероятно, у представителей "Грузинской мечты" постепенно открываются глаза и появляются признаки прагматизма. Меняется и политика новых властей в отношении России, а также отторгнутых территорий. Правда, пока эти изменения касаются только риторики, которая, несомненно, будет смягчена. Думается, что Россия тоже пойдет навстречу, частично открыв свой рынок для грузинской продукции. Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко сообщил о том, что в Роспотребнадзор обратились восемь грузинских предприятий, которые в перспективе могут получить право на поставки вина и минеральной воды в Россию.

Готовы к сотрудничеству и депутаты российского парламента. 16 ноября в ходе видеомоста Москва - Тбилиси председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов заявил, что Россия и Грузия в ближайшее время могут возобновить межпарламентские обмены. Его поддержал и член думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Роман Худяков, заметивший, что настало время для активизации российско-грузинского диалога.

В целом же "новую политику" "Грузинской мечты" в отношении России можно назвать позицией сдержек и противовесов. Доброжелательные заявления, назначение на пост спецпредставителя премьер-министра по вопросам, связанным с РФ, авторитетного грузинского дипломата Зураба Абашидзе сталкивается с жесткой позицией Москвы, которая красивым словам предпочитает конкретные дела.

Поделиться:

Дата: