В.Смирнов: В Литве с «машинистами» – проблема, зато «стрелочников» развелось много

Дата:
Что о предстоящих 14 октября выборах в литовский парламент думают в России? Об этом «Литовский курьер» поинтересовался у доктора наук, директора Института балтийских исследований Балтийского федерального университета имени Канта в Калининграде Вадима Смирнова.

Что о предстоящих 14 октября выборах в литовский парламент думают в России? Об этом «Литовский курьер» поинтересовался у доктора наук, директора Института балтийских исследований Балтийского федерального университета имени Канта в Калининграде Вадима Смирнова.

- Какое влияние на развитие литовско-российских отношений могут оказать результаты выборов?

- Я не вижу серьезных оснований для качественного улучшения отношений. Российская тематика в любом ее аспекте – будь то современные отношения, либо советское прошлое, – является предметом скорее политических спекуляций, нежели взвешенных действий очень большой части литовских политических элит.

Это отличительная особенность политического процесса в Литве – в нем преобладают эмоции, очень много популистской риторики. А трезвый и прагматичный расчет – в дефиците.

Причем я не говорю только о выборах. Это свойственно и ординарным периодам политической жизни.

Удовлетворяет ли это Россию? Нет. Конечно, хотелось бы иметь соседа, который отвечает за свои слова, а не кричит, например, на каждом углу, что он – «адвокат Калининградской области». И тут же отказывается облегчить визовый режим в приграничных районах области.

Казалось бы, предлагаешь – делай! Ориентируешься на тандем с Польшей, которая ввела для калининградцев режим облегченного приграничного пересечения, – делай тем более! Однако нет, дальше разговоров со стороны Литвы дело не пошло.

Удивляет ли это Россию? Пожалуй, тоже нет. Привыкли. Литва воспринимается такой, какая она есть, со всеми ее перекосами и зависимостями, многочисленными комплексами, обидами, подозрениями и фобиями. Хотя можно было бы и «адвокатом» остаться, и шенгенские рубежи «не посрамить»: открыть границы, например, для посещения лишь курортных территорий – Неринги, Друскининкай. Основной клиент этих курортов – из России.

И я очень сомневаюсь, будто, например, в Кремле ждут, что после того, как место Кубилюса в правительстве займет, скажем, Буткявичюс, отношения двух стран наладятся как по мановению волшебной палочки. Какие-то косметические изменения в акцентах, конечно, возможны. Поменьше в СМИ будут рассуждать о великой и ужасной литовской стратегии «сдерживания России».

Но в целом все останется так же.

- Даже если изменится правящая коалиция?

- Я об этом и говорю: даже если изменится правящая коалиция, литовский истеблишмент в одночасье не перестанет «болеть» идеей «пятой колонны», «агентов Кремля» и так далее. Отклоняться от генеральной линии не рекомендуется, законодательство не позволяет. Это уже легло в основу, в самую сердцевину политического процесса Литвы. И для того, чтобы ситуацию изменить, нужна очень серьезная политическая воля.

Кто рискнет, например, поднимать вопрос, зачем Литва загнала себя в прокрустово ложе «неприсоединения к любым постсоветским восточным союзам», приняв 20 лет назад соответствующий закон? Под этим конституционным актом стоит подпись Ландсбергиса. Именно политики тех переломных лет укладывали рельсы, по которым сейчас движется литовский «паровоз». С этой колеи безболезненно уже не свернуть.

Такие политические глыбы, как покойный президент Бразаускас, могли бы изменить направление движения. Но они сошли со сцены. Кто их заменит? С «машинистами» – проблема, зато «стрелочников» развелось много. Я не вижу пока альтернатив.

А ведь запрос на нового лидера есть. Многочисленные политические проекты множатся в Литве в геометрической прогрессии. Движения «ДА», «Путь смелости», «За Литву в Литве» и так далее – они появляются как реакция на неудовлетворенные запросы общества. Но они не являются проектами, рассчитанными на перспективу. Они ситуативны, временны, преходящи. Реальной альтернативы старым партиям и их лидерам все равно нет.

Обратите внимание на предвыборные лозунги, которыми оперируют партии: «Голос здравого смысла», «Мы – за трудящихся!», «Самое главное – человек!». Такое ощущение, что еще чуть-чуть – и появится лозунг «От каждого по способностям – каждому по потребностям».

Используются, словом, одни и те же шаблоны, заезженные пластинки, с некоторой поправкой на массовый спрос и текущую внутриполитическую конъюнктуру.

- Вы сказали, что ситуацию в Литве нужно изменить. А кому нужно? России?

- Обратитесь к доктору Алишаускене из исследовательской компании Baltijos Tyrimai, почитайте, что отвечают рядовые литовцы на вопросы, довольны ли они развитием страны в целом, довольны ли они качеством демократии?

Больше 80% недовольны тем, в каком направлении движется страна. Почти 70% опрошенных недовольны тем, что из себя представляет литовская демократия.

В таком случае, причем здесь Россия?

Посмотрите исследования доктора Гайдиса из компании Vilmorus об уровне доверия населения по отношению к ключевым политическим институциям. Партиям и парламенту доверяют 3-5% населения.

Это тоже – «вина России»?

В самой России, между прочим, уровень доверия к парламенту, который долгие годы был «не местом для дискуссий», тоже не блещет. Однако это не означает, что в России в сложившейся ситуации кто-то винит Литву или, скажем, Пакистан. Это наша внутренняя проблема. Точно так же, как и текущая ситуация в Литве, которую я бы назвал «политикой разочарования», является вашей внутренней проблемой.

Вам, только вам и решать ее.

- Извините, но трудно поверить, будто Россия совсем не интересуется Литвой и, якобы, мирно стоит в стороне.

- Балтийский регион – конфликтная в геополитическом плане система. И Литва – лишь небольшой ее элемент. Более крупные игроки такими странами интересуются постольку, поскольку это отвечает тем или иным задачам на конкретном этапе.

Увы, но это так – и ничего личного. Литва не самый крупный экономический партнер России. Экономические интересы России не здесь. Они в Евразийском союзе, они в «старой» Европе, в Латинской Америке. Где угодно – но не здесь. Да и в политическом смысле официальный Вильнюс тоже, прямо скажем, не хедлайнер. Его ресурсы – даже под евроатлантическим зонтиком, – не самые впечатляющие. Были, конечно, попытки добиться регионального лидерства, задать тон в «Восточном партнерстве», заморозить переговоры России и ЕС, но – увы…

Текущая ситуация такова, что Литва оказалась предоставлена, по сути, сама себе. Литва –  в одиночестве. У Латвии – собственные внутриполитические и экономические проблемы, Эстония давно и тесно «завязана» на скандинавов. Балтийское единство – миф. Стратегического альянса с Польшей не получилось.

А в одиночку тяжело и атомную станцию строить, и свет демократического прогресса в «отсталые» постсоветские страны нести.

Увы, но поводов для пристального интереса Москвы к происходящему в Литве действительно нет.

- Может, это и лучше для Литвы? Пусть Москва кем-то другим интересуется…

- На мой взгляд, Литва находится на пороге совершенно нового этапа,  требующего качественной переоценки ценностей. Ориентиры «поющей революции» утрачены, а в некоторых случаях дискредитированы теми, кто наследие «Саюдиса» монополизировал. Молодому поколению ценности «Саюдиса» не так важны. Оно, кстати, все чаще уезжает из страны. Отток трудовых, интеллектуальных ресурсов колоссальный.

Членство в Европейском союзе и НАТО достигнуто. Экономическое чудо при этом, увы, было недолгим, балтийские «тигры» оказались бумажными.

Что дальше? Политики ответа на этот вопрос не дают. А люди? Почитайте, например, эстонский прошлогодний доклад о человеческом развитии, составленный по итогам 20-летия независимости трех балтийских республик. Там приводятся данные массовых опросов, которые показали, что население Литвы в качестве важнейшего партнера выбирает Россию. В Латвии, кстати, та же история.

Словом, со стороны массовых групп запрос на «перезагрузку» отношений с Россией есть. Со стороны элит – нет. Но вот есть ли такой запрос со стороны России – я в этом не уверен.

И даже если новое литовское правительство объявит полномасштабную политику «перезагрузки» с Россией, я не уверен, что в Москве это будет с величайшей радостью подхвачено. Почему? А потому что иллюзий уже нет, «окно возможностей» закрывается. Пока у меня складывается именно такое впечатление.

Возвращаясь к теме выборов в литовский Сейм, больше скажу – если в октябре люди в Литве вновь за консерваторов проголосуют, такие результаты устроили бы Россию.

- Почему? Ведь отношение правящей коалиции и ее ключевых фигур к России известно. Его трудно назвать дружественным…

- Его и не надо называть дружественным. Иллюзий, повторюсь, нет. А объяснение тут простое.

Во-первых, консерваторы во власти – это гарантированная порция яда по отношению к России всегда и везде. В этом смысле правительство консерваторов и их парламентское большинство очень прогнозируемы. Все их действия просчитываются на уровне двухходовки.

А во-вторых, чисто из спортивного интереса хотелось бы посмотреть, до чего лет через пять Литву доведет нынешнее правящее большинство, и как оно за это ответит?

Увы, все социологические замеры говорят, что сегодняшние правящие – аутсайдеры парламентской кампании. А ведь если бы они остались у власти, то это было бы даже очень честно по отношению к самим литовцам: было бы с кого спросить! Ведь «трудовикам» и социал-демократам, если они победят, придется не свои предвыборные обещания реализовывать, а разгребать то, что им оставят в наследство.

При новой правящей коалиции страна получит небольшую передышку. Быстрых позитивных изменений, скорее всего, не ощутит. Однако не исключено, что электоральные «качели» вновь качнутся обратно…

И я не берусь предсказать, как долго Литва еще будет ходить по этому кругу.

 

Автор: Анатолий Иванов

Источник: Литовский Курьер 

Поделиться:

Дата: