Госдума РФ провела дебаты по плану работы с Украиной.

Дата:
 

Госдума РФ провела дебаты по плану работы с Украиной.

 

В общих чертах можно выделить следующие пункты обращения к правительству и президенту, которые вероятно войдут в более широкий перечень рекомендаций правительству или в другой документ, более четко формирующий отношение Думы к вопросам украинской политики.

 

1. Госдума предлагает расторгнуть Договор о дружбе с Украиной в случае реализации планов Киева по вступлению в НАТО или других форсированных шагов по вступлению Украины в НАТО считать эти шаги фактическим односторонним выходом Украины из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной и рассмотреть вопрос о выходе из него Российской Федерации.

 

2. В случае постановки вопроса о выходе РФ из большого Договора руководство страны должно обратиться к гражданам РФ и гражданам Украины с разъяснением причин и мотивов такого решения. Смысл разъяснения -- донести до сознания украинцев тот факт, что Москва считает, что власти Украины приняли меры военно-политического, культурного и информационно-пропагандистского характера, направленные на отход от традиционно дружественных отношений между нашими странами и фактически изменяют нейтральный статус Украины; а также проводят политику ускоренной ассимиляции русского и русскоязычного населения.

    3. Руководству России депутаты предлагают "исходить из того, что принятие украинской стороной без предварительных консультаций с Россией односторонних решений по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины является фактическим нарушением международных договоров, заключенных между РФ и Украиной, которыми определяются статус Черноморского флота РФ и условия его пребывания на территории Украины и которые имеют безусловный юридический приоритет над внутренним законодательством, а тем более над подзаконными актами".

    Как подчеркивается в документе, эти односторонние шаги подрывают ведущийся на основе международных договоров переговорный процесс, призванный обеспечить нормальное функционирование Черноморского флота РФ. В связи с этим парламентарии просят поручить российскому МИД и Минобороны РФ продолжить активный переговорный процесс, направленный исключительно на решение практических вопросов пребывания и функционирования Черноморского флота РФ на территории Украины.

      4. Ставится вопрос о необходимости активизации деятельности по защите прав российских соотечественников, русского и русскоязычного населения Украины, особенно в сфере языка, образования, религии и культуры. При этом депутаты считают возможным рассмотреть вопрос о финансировании создания образцовых российских гимназий в Киеве, Харькове. Донецке, Луганске, Севастополе, Одессе и других городах Украины.

        5. На уровне двусторонних отношений с Украиной и в международных организациях может быть поставлен вопрос о несоблюдении на Украине норм международного права, направленных на сохранение, развитие и использование языков и принципов многоязыкового образования в отношении проживающих на Украине национальностей, а также о нарушении прав и свобод русского и русскоязычного населения в области образования, прав на доступ к информации на родном языке, вмешательстве государственных структур в дела Украинской православной церкви.

          6. В качестве меры сближения, Дума предлагает продолжить настойчивые усилия для улучшения российско-украинских межгосударственных отношений, рассмотреть вопрос о целесообразности ратификации Российской Федерацией соглашения о создании зоны свободной торговли; кроме того, руководству России предложено усилить работу, направленную на развитие российско-украинских интеграционных инициатив и реализацию плана создания единого экономического пространства с участием Украины.

            7. Фракцией ЛДПР было предложено параллельно принять обращения к региональным парламентам Украины и Республики Крым с тем, чтобы разъяснить позицию российской Госдумы в связи с сегодняшним обращением к руководству РФ.

             

             

            В определенном смысле наш прогноз сбылся.

            Во-первых, очевидна определенная диверсификация инструментов внешней политики, в частности более активное подключение парламента. Вынесем за скобки и то, что президент РФ и премьер РФ могут проводить каждый свою сольную партию, в едином ансамбле продвигая интересы РФ на внешней арене. Парламент в свою очередь, как хор общественности и более широких слоев властной элиты помогает усилить те или иные стороны. И это приносит результат.

             

            По вчерашнему дню было видно, что Киев начал «слышать» Москву. Находясь в Любляне президент Ющенко нашел в себе силы на миролюбивый тон. Он заявил, что ответственно относится к украинско-российским отношениям и рассматривает Россию как стратегического партнера и соседа, заверил, что украинская сторона "с огромным уважением относится к российскому государству" и остается верным подписанным документам. По его словам, он никогда не допускал и не будет допускать высказываний, которые бы дискредитировали Украину и украинско-российские двусторонние отношения.

             

            Главная его мысль заключалась в том, что если «украинская политика безопасности является чувствительной для РФ, то Украина готова вести диалог и давать гарантии.

            К чему это приведет в реальности сказать трудно, может все останется риторикой, но то, что Киев «напрягся» уже не плохо. Раньше, ни отступлений, ни дебатов с РФ группа Ющенко не предполагала в принципе, не считать же таковыми программу Савика Шустера.

             

            Если рассмотреть первую реакцию депутатов Рады от НУНС, то кроме знакомых обвинений в провокации было заявлено о готовности встретиться с коллегами из Думы РФ, чтобы объяснить им цели евроатлантической интеграции страны.

             

            Такой диалог будет полезен, но вряд ли эффективен, потому как при всех особенностях и качестве российской Думы, украинские депутаты более идеологизированны и демонстрируют умелое владение пропагандой не хуже наших.

             

            Стоит почитать их заявление: "Ставя вопрос о существовании базового договора между двумя странами в зависимость от продвижения Украины к НАТО, российские депутаты, во-первых, проявляют неуважение к суверенному праву Украины определять свой внешнеполитический курс, а во-вторых - применяют двойные стандарты, поскольку сама Россия сотрудничает с НАТО значительно активнее, чем Украина... Российские политики, к сожалению, до сих пор находится в плену навязанных коммунистической пропагандой стереотипов времен холодной войны. Судя по риторике российских депутатов, они считают врагами 26 стран Альянса, в которых живет более 3/4 населения и производится более 90% валового продукта Европы и Северной Америки, господствует развитая демократия и уважение к правам человека. Такая позиция не может не
            вызывать обеспокоенности".

             

            Ведь понятно, Дума не ставит под сомнение суверенное право Украины определять свой внешнеполитический курс, а говорит лишь о том, что он не может ущемлять интересы безопасности РФ.

            Хорошо известно, что Россия активно сотрудничает с НАТО, имеет специальный орган РФ -НАТО, проводит и участвует в учениях, но эта идеология работы с НАТО не предполагает вступление туда, присоединение к блоку. Это сотрудничество двух военных машин традиционно «заточенных» на войну друг с другом, пускай и не планирующих вступать в схватку. В Киеве вероятно верят, что вступление в НАТО это не более как допустим факт перехода Шевченко из киевского Динамо в итальянский Милан: лишь деньги и престиж. Для тех, кто в это верит, может и так, но в России ситуацию видят по-другому, и это не фобии «холодной войны», а геополитические реалии такой страны как РФ.

             

            05.06.08

            Поделиться:

            Дата: