Глава МИД Литвы: Восточное партнерство будет одним из приоритетов председательства Литвы в ЕС
- Как бы Вы охарактеризовали нынешнее участие Литвы в Балтийском измерении европейской интеграции?
- Когда кто-либо задает мне вопрос о видении Балтийского региона и его роли в ЕС, я всегда ссылаюсь на два аспекта: солидарность и устойчивое экономическое развитие региона. Мы выработали очень эффективную модель преодоления кризиса и развития нашего экономического и политического сотрудничества. У региона есть устойчивый потенциал для роста.
Страны Балтии разделяют схожие интересы и задачи во внешней политике и не только. Поэтому естественно, что наше балтийское взаимодействие внутри ЕС является настолько тесным, насколько это возможно. В связи с динамикой повестки дня ЕС наши балтийские консультации стали «ежедневными» и происходят на всех уровнях. Мы гордимся, что за годы независимости мы накопили значительный потенциал этого очень тесного сотрудничества. 18 лет подряд лидеры Литвы, Латвии и Эстонии встречаются в Балтийском совете министров для обсуждения основных вопросов и координации совместных акций. Это сотрудничество между нашими правительствами является конструктивным и гладким. Это было во время переговоров когда мы вступали в ЕС, так есть и сейчас, когда партии регулярно координируют свои позиции в преддверии Совета ЕС, Совета Европы или других важных международных событий.
Эксперты утверждают, что восемь северных и балтийских стран (BN8) были наиболее дисциплинированными в принятии строгих мер для стабилизации экономического кризиса и быстрого начала восстановления. Это доказывает, что обмен опытом, координация позиций, хорошее управление и компетентность оправдывают себя как во время подъема, так и во время спада. Мы видим дальнейшую интеграцию внутри региона как предпосылку для развития экономики Литвы, экономической и финансовой устойчивости и безопасности. Мы придаем крайне важное значение способности совместно высказываться по международным вызовам.
Исполнение роли первого макрорегиона в ЕС и внедрение стратегии Балтийского моря является знаком признания нашего потенциала, но также это означает и серьезную ответственность, чтобы доказать жизнеспособность этого нового метода европейского регионального сотрудничества. Литва будет воспринимать этот вызов очень серьезно также и во время своего председательства в Совете ЕС в 2013 году.
Я бы сказал, что балтийское и шире – северо-балтийское – измерение европейской интеграции имеет фундаментальную важность для Литвы. В этом году Литва председательствует в Балтийском совете министров и координирует сотрудничество NB8. Это очень особенный год и мы стараемся внести вклад в лучшем виде.
-Насколько важно для Литвы энергетическая и ядерная безопасность?
- После обретения более 20 лет назад независимости, Литва тем не менее крайне зависима от импорта единственного поставщика энергии. Эта зависимость выросла даже больше после закрытия Игналинской атомной станции в 2009 году. Сегодня Литва импортирует более 60% электричества – наибольший объем среди стран-членов ЕС, и 100% природного газа идет от единственного поставщика. Зависимость от единственного поставщика означает то, что ты платишь столько, сколько запросит поставщик. С учетом цифр мы можем заключить, что энергетическая безопасность является главным приоритетом для Литвы. Кроме того, мы все до сих пор помним о последствиях газового конфликта между Россией и Украиной в 2009 году. Энергетическая безопасность является базовой для быстрого восстановления нашей экономики.
В стремлении обрести ее в реальности и интегрироваться в европейский энергетический рынок, в данный момент Литва делает фундаментальный прорыв. Реализуются стратегические энергопроекты – региональная Висагинская атомная станция, соединения со Швецией и Польшей, литовский-польское газовое соединение и терминал сжиженного газа. Эти проекты были бы невозможны без наших партнеров и солидарности ЕС в общем.
Диверсификация потоков и поставщиков энергетических ресурсов, равно как и развитие возможностей для внутреннего производства энергии являются критически важными не только для Литвы, но для всего Балтийского региона ЕС. Новая региональная Висагинская атомная станция – один из числа проектов сфокусированных на улучшении ситуации в плане энергетической безопасности в регионе. Имеет смысл упомянуть о том, что Литва вырабатывала атомную энергию с 1983 года, когда первый блок Игналинской станции вступил в действие. Поэтому мы обладаем опытом, человеческими ресурсами, правовым пространством и инфраструктурой, необходимой для развития проекта такого высокого уровня. Я уверен, что ВАЭС, развиваемая прозрачно и с учетом международных стандартов ядерной безопасности, поможет повысить энергетическую безопасность региона и также будет служить ведущей силой для устойчивого развития региона в будущем.
- В последнее время наблюдалась активность литовской внешней политики на постсоветском пространстве, особенно в регионе Южного Кавказа и Центральной Азии. Что можно назвать успехом литовской дипломатии с этих регионах?
- Наличие затянувшихся конфликтов остается одной из главных угроз безопасности на пространстве ОБСЕ. Поэтому одним из главнейших приоритетов председательства Литвы с ОБСЕ в прошлом году был в увеличении возможностей организации для разрешения затяжных конфликтов.
Очень важно, что тесная работа литовского председательства в ОБСЕ с партнерами способствовала возобновлению официальных переговоров в формате 5+2 по Приднестровскому конфликту. Переговоры были остановлены почти на 6 лет.
Что касается конфликта в Грузии, Женевские международные дискуссии продолжающиеся уже четвертый год, служат ценным вкладом в безопасность и стабильность. Солидный прогресс был достигнут в плане аффективного использования предотвращения инцидентов и механизмов ответа. Встречи в рамках этих механизмов проходят на регулярной основе и работают по вопросам безопасности, реализуются проекты по восстановлению доверия между обществами.
Что касается нагорно-карабахского конфликта, мы тесно работали с Минской группой и внесли вклад в предотвращение изменения ситуации в худшую сторону внутри и вокруг Нагорного Карабаха. Было достигнуто совместное заявление глав делегаций Минской группы и глав МИД Армении и Азербайджана в рамках вильнюсского совета министров 6 декабря 2011 года, когда главы делегаций согласились по вопросам необходимости продолжения переговорного процесса в формате Минской группы ОБСЕ и улучшения климата для осуществления прогресса в направлении мирного урегулирования.
ЕС недавно подтвердил свое обязательство участвовать в стабилизации и достижении резолюции по конфликту в Грузии и регионе. Я уверен, что усиление отношений между ЕС и тремя странм Южного Кавказа откроет новые пути для разрешения затянувшихся конфликтов.
Недавно Литва отметила 20-летие взаимного признания независимости со странами Южного Кавказа и Центральной Азии. За эти два десятилетия мы обеспечили крепкие двусторонние отношения с большинством стран региона. Многие из них признают и демонстрируют желание последовать успешному примеру Литвы на пути к трансформации в современное, смотрящее вперед и растущее государство. История успеха Литвы большей частью заключается в стремлении вернуться с европейскую семью и обрести европейские ценности, такие как свобода, демократия и права человека. Европейский стиль жизни является привлекательным для людей Южного Кавказа и Центральной Азии и становится более сильным по мере того, как ЕС показывает растущий интерес к происходящему в регионе.
Литва является сторонником более глубокого вовлечения ЕС в регионе. Мы видим Восточное партнерство важным инструментом развития отношений с Арменией, Азербайджаном и Грузией. Литва полностью поддерживает сближение Южного Кавказа с ЕС, включая переговоры по соглашению об ассоциации и облегчению визового режима. Сотрудничество, человеческие контакты и их мобильность вносят большой вклад в сторону большей открытости и позитивной трансформации этих обществ. Растущие отношения ЕС и стран этого региона являются очень важными, поскольку они становятся инструментом для реформ и демократизации.
В качестве председателя ЕС во второй половине 2013 года Литва будет поддерживать политическое объединение и дальнейшую экономическую интеграцию между ЕС и заинтересованными странами-партнерами.
Что касается Центральной Азии, то за время председательства в ОБСЕ Литва активно продвигала внедрение проекта Инициативы безопасности общества в Киргизии, который призван восстановить доверие между общинами после этнического конфликта в 2010 году.
Мы также очень хорошо понимаем, что уход сил ISAF из Афганистана будет оказывать влияние на ситуацию с безопасность в стране, также как и во всей Центральной Азии. Поэтому нужно усиливать сотрудничество между Афганистаном и странами Центральной Азии, разные учреждения имеют больше возможностей для ответа на общие угрозы. Во время председательства Литвы в ОБСЕ я выступал за стратегическое взаимодействие ОБСЕ с Афганистаном с реальным региональным модулем вовлечения Центральной Азии. Подготовлен и объявлен пакет проектов в 10 млн. евро, который направлен на содействие Афганистану в подготовке к 2014 году. Я лично посещал пункт пересечения границы на таджикский-афганской границе в прошлом году. В результате был проведен совместный тренинг таджикских и афганских пограничников в Школе пограничников в Медининкай.
Конференция ОБСЕ по противодействую наркотрафику была организована совместно с UNDOCK и другими международными организациями. Я верю, что есть нужда в лучшей координации усилий таких международных организаций как ООН, ОБСЕ, НАТО и региональных организаций для борьбы с общими угрозами.
- Как бы вы оценили ситуация и перспективы Восточного партнерства и участие Литвы в этой инициативе?
- В воодушевлении наших восточных соседей к более близкому политическому объединению и более глубокой экономической интеграции с ЕС - наш жизненный интерес. Сейчас самое время действовать по мере приближения парламентских выборов в Украине, Грузии и Беларуси.
Хотя внимание к востоку Европы было перекрыто развитием Южного партнерства, мы должны сохранять наше обязательства к восточноевропейским партнерам и мы выступаем адвокатами этого на постоянной основе. Давайте посмотрим шире на геополитические процессы в Восточной Европе. Одни могут говорить о двух соперничающих альтернативах региональной интеграции и сотрудничества для стран Восточной Европы, другие о EaP и другом – Евразийском союзе инициированном Россией. В данный момент я бы не брался за визионерские спекуляции о Евразийском союзе, где не демократические режимы все еще пытаются навязать модель интеграции сверху без уважения к легитимным интересам наших соседей.
Евразийский союз, к сожалению, не предлагает долгосрочных решений обеспечения стабильности и процветания региона, в чем заинтересован и ЕС и его соседи. Как мы наблюдали, российское лидерство было намного более эффективным в разжигании конфликтов, нежели в их разрешении, больше апеллируя к стратегии «разделяй и властвуй», чем к солидарности, доминированию с использованием силы, нежели выработке регионального процветания. Это естественно предлагает то, что восточные партнеры не должны быть заинтересованы в плотной координации. Даже если это в интересах ЕС. ЕС нужно установить альтернативы для этих стран, которые до сих пор борются с экономическими и политическими переменами или нуждаются в них.
ЕС никогда не предложит чудесного решения, дешевого и быстрого рецепта для решения всех вызовов, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы. Но он может и должен предложить инструмент для долгосрочной интеграции для тех, кто делает выбор в сторону европейского будущего. Восточное партнерство – прекрасный пример этого. Литва крепко верит в силу мотивации в европейской перспективе для тех партнеров в Европе, что обладают стремлением следовать амбициозной европейской дорогой необходимых реформ.
Реформы должны осуществляться демократическим путем, люди должны понимать их необходимость и толкать своих лидеров по направлению к изменениям. Поэтому работа с гражданским обществом и молодежью внутри Восточного партнерства является настолько важной.
Было бы несправедливым предъявлять претензии к недостаткам позитивного развития в регионе Восточного партнерства.
С другой стороны, шаги некоторых партнеров в направлении более глубокой интеграции с ЕС видны и несомненны: возьмите, к примеру, инициативу соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в конце марта, прогресс по переговорам об ассоциации с Молдоврой и Грузией, прогресс по визовому диалогу с Украиной и Молдовой. Объявление визового диалога с Грузией и достижение определенного прогресса в этом вопросе было было бы также серьезным достижением. Мы также видим ценность секторального сотрудничества между ЕС и странами ВП, особенно в сферах энергетики, транспорта, права, домашних дел, культуры и т.д.
Условия важны, но не должны быть догматическими. Они должны создать давление на политических лидеров, но не должны становиться оправданием для поворота спиной к обществу, которые проходят через жесткий период, как люди Украины в данный момент.
ВП будет одним из главных приоритетов литовского председательства в ЕС во второй половине 2013 года. Мы надеемся, что третий саммит ВП, который пройдет в Вильнюсе во время председательства Литвы в ЕС, будет прекрасной возможностью для дальнейшего укрепления предложения ЕС для восточно-европейских партнеров.
- Намерена ли Литвы что-либо предложить, новые инициативы во время саммита НАТО в Чикаго?
- В 2010 году НАТО в Лиссабоне принял новую стратегическую концепцию, которая отражает три фундаментальных современных миссии Альянса: коллективную оборону, вклад в глобальный кризисный менеджмент и совместная безопасность. Саммит в Чикаго предоставляет основу для реализации новой стратегической концепции. Говоря иными словами, мы будем собирать плоды Лиссабонского саммита 2010 года. Это укрепление трансатлантической солидарности и коллективной безопасности, возрастающее сотрудничество с партнерами и разрешение кризиса вне пределов НАТО.
В частности, Литва будет стремиться подтвердить миссию воздушной полиции НАТО в странах Балтии, которая является прекрасным примером инициативы «разумной обороны». Мы будем наращивать вклад других стран в миссию воздушной полиции и представлять Центр компетенции НАТО по энергетической безопасности в Литве.
Поделиться: