Глава МИД Эстонии: 2011 год стал рубежом в отношениях Эстонии с государствами постсоветского пространства

Дата:

Глава МИД Эстонии Урмас Паэт дал эксклюзивное интервью партнеру DELFI, порталу eurodialogue.org.DELFI публикует разговор с главой эстонского внешнеполитического ведомства, в котором затрагиваются вопросы регионального сотрудничества вБалтийском регионе, взаимоотношений со странами Центральной Азии, ЕС, НАТО, энергобезопасности и инициативы ЕС Восточное партнерство.


- Как бы вы охарактеризовали нынешнее участие Эстонии в балтийском измерении европейской интеграции?

 

- Региональное сотрудничество очень важно для Эстонии. Эстонияактивно содействует реализации и развитию стратегии ЕС в регионе Балтийского моря и является активным участником во всех региональных форматах сотрудничества. Региональное сотрудничество продолжает становиться более интенсивным, на что указывает разнообразие сфер сотрудничества и растущее число совместных проектов.

Говоряо глобальных проблемах и развитии отдаленных регионов, страны Балтии могут быть среди тех, что поощряют это развитие, чтобы отношения с усиливающимися властями могли всегда включать ценности, как серьезный компонент и быть не только прагматичными.

Балтийскоесотрудничество активно во всех направлениях: президенты, премьер-министры и министры иностранных дел регулярно встречаются, на уровне министерств и ведомств наблюдается тесное сотрудничество. Постоянный обмен информацией, консультации и встречи перед встречами илипо поводу встреч ЕС помогают нам лучше понимать друг друга, собирать больше информации и формулировать позиции. Есть вопросы, по которым страны Балтии придерживаются очень схожих позиций, но, естественно, естьмоменты, по которым наши позиции различаются.

ЕслиЕС хочет занимать влиятельную позицию на глобальной сцене в будущем, топродолжение политики расширения является необходимым – это шаги, которые мы предпринимаем сегодня во имя завтрашнего благополучия. Страныв нашем регионе делают вклад в обеспечение этого расширения на основе твердых и заранее согласованных принципов, чтобы они часто не менялись, поскольку это может снизить уровень политики доверия. Мы должны обеспечить сбалансированный рост новых членов сообщества, куда уже входит много разных, но хорошо сотрудничающих стран.

Всестраны Балтии заинтересованы в развитии и укреплении европейской политики добрососедства. Европейская политика добрососедства является одним из важных механизмов влияния ЕС на развитие наших новых соседей – на политические и экономические реформы, институциональное развитие и законотворчество.

- Насколько важной является вопрос энергетической безопасности для Эстонии?

-Эстония заинтересована в безопасной ядерной энергии, особенно по соседству. Мы понимаем привлекательность атомной энергии в связи с сокращением выбросов CO2, однако безопасность и требования к окружающей среде должны всегда приниматься в расчет. Очень важно делиться информацией с обществом и вовлекать заинтересованные общественные группы.

Эстония заинтересована в диверсификации своего энергетического портфолио, и мы видим использование атомной энергии как вариант без CO2. Эстония выразила своюполитическую поддержку по поводу участия в проекте Висагинской АЭС в Литве. В данный момент идут переговоры между энергетическими компаниями.Литва выбрала стратегического партнера для проекта ВАЭС в июле 2011 года – японско-американскую компанию Hitachi-General Electric Nuclear Energy.

Эстония является теоретической ареной для атомной программы, и не будет строить свою атомную станцию в течение следующей декады. Энергетическая компания Eesti Energia, принадлежащая эстонскому правительству, принимает участиев литовском проекте Висагинской атомной станции. Мы полагаем, что эта программа является основополагающей для укрепления безопасности поставокэлектроэнергии для всего региона. Мы все можем многому поучиться у наших северных соседей в том, что касается мирного использования атомнойэнергии.

Построение атомной станции на эстонском грунте в данный момент не обсуждается. Любая потенциальная станция будет построена компаниями, но не государством. В данный момент ни одной заявки на строительство атомной станции не было заполнено и на самом деле это невозможно без соответствующей законодательной процедуры. Начало производства атомной энергии в Эстониипотребовало бы всесторонней дискуссии в обществе, поэтому возможность строительства атомной станции зависит не только от технического и экономического анализа, но также и от результатов общественных и политических дебатов.

- Недавно мы наблюдали внешнеполитическую активность Таллинна на постсоветском пространстве, особенно в центрально-азиатском регионе. Чтов связи с этим, по Вашему мнению, является несомненным успехом эстонской дипломатии в этом регионе?

-2011 год стал рубежом в отношениях Эстонии с этими странами – первое посольство Эстонии в регионе начало работать в Астане, послы были аккредитованы в государствах Центральной Азии. Это серьезный фундамент для сотрудничества с этими странами, поскольку в интересах Эстонии развивать сотрудничество во всех сферах, являющихся интересными и выгодными для обеих сторон.

Естьряд возможностей для двухстороннего политического и экономического сотрудничества с Центральной Азией. Несомненно, опыт Эстонии в проведении реформ за период последних 20 лет независимости мог бы быть полезным в этих странах при построении долгосрочных, современных обществ, равно как и в экономическом сотрудничестве в общем, но в основном сферы взаимодействия связаны с современными технологиями, такими как ICT и наши решения в области э-государства.
С другой стороны, интенсификация отношений за последние несколько лет обусловленанашим желанием внести вклад в стабильность и безопасность этого очень важного региона. Все это мы видим нашим вкладом в реализацию стратегии ЕС для Центральной Азии, равно как и нашей ответственности как члена НАТО.

Мы также имеем ввиду и растущую важность региона Центральной Азии в плане существующих и потенциальных ресурсов. Например, транспортировки энергоносителей (углеводородное сырье, уголь и т.д.), регион является важным транзитным выходом для Эстонии.

Мы также заинтересованы в двустороннем сотрудничестве в энергетическом секторе. Например, Эстония сотрудничает с Казахстаном в области теплосберегающих технологий. Эстония поставила в Северный Казахстан сотни тепловых насосов. Мы также ретранслируем в Казахстан наш опыт в области технологии нефтяного сланца.

- Как Вы оцениваете ситуацию и перспективы инициативы ЕС Восточное партнерство и участие в ней Эстонии?

Созданнаяв 2009 году инициатива Восточное партнерство стала в общем хорошей функционирующей формой сотрудничества в том, что касается развития этих стран. Несмотря на то, что наблюдались некоторые тревожные политические процессы в странах Восточного партнерства, также имел место и прогресс восуществлении реформ и интеграции с ЕС. В последнее время мы были удовлетворены началом переговоров по Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) с Молдовой, Грузией и в скором времени Арменией, и мы надеемся, что прогресс этих переговоров будет быстрым. Также важной является реализация облегчения визового режима (такое предложение было сделано и Беларуси) и движение в сторону отказа от виз.Европейская служба по внешним связям и Европейская комиссия проделали хорошую работу по внедрению и развитию Европейской политики добрососедства, включая акценты на Южном и Восточном партнерствах, и этодолжно быть продолжено.

С возрастающей силой растет важность принципа "more for more", он означает, что страны, где прогресс в проведении реформ и общении с ЕС происходит быстрее, будут взамен получать больше возможностей и поддержки от ЕС. Отдельное внимание уделяется приверженности демократии,правам человека и верховенству закона, равно как и вовлечению гражданского общества. Также важно сотрудничество в отдельных секторах, включая образование, энергетику, транспорт, сельское хозяйство и другие сектора (с нашей стороны мы бы хотели делать больший акцент на информационном обществе). Скоро у нас будет дорожная карта Восточного партнерства до следующего саммита в конце 2012 года в Вильнюсе и следующей встречи министров иностранных дел следующим летом.

Поддержкастран Восточного партнерства всегда была приоритетом внешней политики Эстонии, даже прежде, чем конкретная политика была выработана внутри ЕС –мы верим, что развитие этих стран является жизненно важным для развитиявсего региона и поэтому насущным для Эстонии при достижении целей ее внешней, экономической политики и политики безопасности. Мы, безусловно,останемся приверженцами Восточного партнерства в грядущие годы, поддерживая продолжение демократических и экономических реформ у наших стран-партнеров равно как самое тесное сотрудничество и интеграцию с ЕС.

Восточныепартнеры также являются первоочередными партнерами по сотрудничеству и развитию Эстонии, равно как последний год активно работает и Эстонский центр Восточного партнерства в Таллинне, который фокусируется на повышении административных возможностей наших партнеров по Восточному партнерству. Центр проводит тренинги для официальных лиц из стран-партнеров, поддерживает людей из этих стран в обучении в Эстонскойшколе дипломатии и проводит исследования.

- Намерена ли Эстония что-либо предложить, представить новые инициативы во время грядущего саммита НАТО в Чикаго?

-Повестка саммита НАТО в Чикаго будет согласована всеми членами Альянса во время процесса его подготовки. Эстония не намерена представлять новыеинициативы на саммите НАТО в Чикаго.

Перевод ru.DELFI.lt

Поделиться:

Дата: