Почему латвийские предприниматели регистрируют фирмы в Эстонии
Я,вероятно, не знаю всех причин, по которым наши предприниматели регистрируют вЭстонии фирмы. Например, слышал, что какое-то время их использовали в разных«каруселях» — нелегальных схемах по прокручиванию налога на добавленнуюстоимость. Мы о них говорить не будем, и вообще заниматься незаконнымиспособами ухода от налогов никому не рекомендую. Хотя бы по той причине, чтоесли человек остался должен государству, то никакой вариант личного банкротства(если он сам набрал долгов) ему уже не светит. Останется одно — бежать изстраны. Да и там могут найти.
Растаможивать товар
Когда мывступали в ЕС, то нам удалось закрепить такую норму, что при завозе товара издругих стран Европы мы можем растаможивать товар без того, чтобы уплачивать вэтот момент НДС. Налог в этом случае только учитывается.
В результате многие местные товары стали неконкурентоспособными. Например, еслипокупать стройматериалы в Броцени и везти в Ригу, то они уже на этой стадииоблагаются налогом. А вот если везти тот же товар из Литвы, то получаешь бонусв размере НДС. Причем налог-то все равно придется платить, но уже в концецепочки.
Впрочем, бывало, что к тому моменту, когда приходило время платить налог,самого налогоплательщика и след простыл. Так что наша Ассоциация логистики пробиладва года назад систему ЕДС: это когда получив специальное разрешение, можнобыло применять отложенный платеж НДС и для местных поставок.
И сразу стало видно, как изменилась структура грузопотока. В Латвию вернулисьте грузы, которые раньше ввозили через Литву и Эстонию. Но спустя два годаситуация снова поменялась: народ стал возвращаться к прежним схемам и возитьтовары не напрямую в Латвию, а опять через Литву и Эстонию…
Дело в том, что это самое разрешение (ЕДС) выдается только тем предпринимателям,у кого нет задолженностей. А у кого после кризиса их нет? Второй момент, покоторому не работает наша система — это работа нашей таможни. К сожалению,часто оказывается, что растаможивание в Литве и Эстонии проходит более гладко.И в результате мы теряем налогоплательщиков.
Вынимать прибыль
Налог наприбыль латвийское государство хочет получать авансом за следующий год. А вот вЭстонии и на Кипре, например, такой системы нет: потому что это мешает бизнесу.К слову сказать, это хорошо было видно во время кризиса. Дыра в латвийскомбюджете увеличилась в том числе и потому, что в казне уже была запланированасумма, которую получит государство в виде налога на прибыль. А предприятияприбыли-то в тот год так и не дождались. Кризис!
Что теперь делают наши, когда их латвийское предприятие получает прибыль? Оноее «перекидывает» в Эстонию (на эстонский филиал, или там эстонского свата,брата — все равно). И там уже платит налог на прибыль. Теперь это 21%, эстонцыпонизили его недавно. Но зато — без всякой обязанности в следующем году платитьналог авансом. И вот опять получается, что хотя у нас один из самых низкихналогов на прибыль в Европе (его еще называют корпоративным налогом), но из-занедоработанных правил мы просто выталкиваем налогоплательщиков из страны.
Какое-то время Латвия вообще была таким местом, что все большие мировыекорпорации предпочитали вынимать из своих предприятий прибыль. Они в массовомпорядке учреждали здесь филиалы. Теперь мы утратили роль налоговой платформы. Ажаль.
Инвестировать в развитие
Поэстонским законам если прибыль предприятия направляется на развитиепредприятия, то она не облагается прибылью. И эта норма в свое время оченьпомогла развитию экономики Эстонии. У нас же уплата налога на прибыль невозникала лишь в одном случае — если в собственное развитие инвестируютиностранные предприятия. Поэтому — вот абсурд — получается, что выгоднейзарегистрировать компанию не в Латвии, а в Эстонии, и уже оттуда вести своюдеятельность здесь.
Рассчитывать на пенсию
Есликто-нибудь почувствовал себя в Латвии неудобно, и почему-то выбрал не Кипр, анапример, Эстонию как юрисдикцию для предприятия, то перед ним встает вопрос.Где мне лучше, как члену правления, получать заплату? В латвийской фирме или вэстонской? И начинает рассуждать. В Эстонии нет внешнего долга. Там позитивный(хотя и очень маленький, всего 0,2 процента) прирост населения.
А в это время здесь, фоном, разговоры об очередном повышении пенсионноговозраста. И по некоторым данным, я, например, рискую и не дожить до егонаступления.
Так что смысла в Латвии платить социальный налог никакого!
К слову сказать, наши микропредприятия — это лакмусовая бумажка. Жители Латвиивовсю пользуются микропредприятиями, и это значит, что они не рассчитывают наполучение хоть сколько-нибудь приличной пенсии. А вот эстонцы почему-то нестали оптимизировать свои налоги таким образом. А это значит, что они верят всвою пенсионную систему.
Вообще должен сказать, что многие люди сейчас проводят некий шоппинг пенсионныхсистем. Смотрят на Великобританию, Россию. Хорошо, конечно, статьналогоплательщиком в какой-нибудь стране с ресурсами — например, ОАЭ. НоЭстония тоже сгодится.
Не надо жадничать
А я вот хотел обратить ваше внимание на Польшу. Налогна необработанную сельскохозяйственную продукцию там всего 3%. На обработанную— 6%. Сравните с нашим налогом для крестьян — 22%.
А на самом деле они просто посчитали, сколько крестьянин в силах заплатить,чтобы ему уже было проще работать легально, чем нелегально. И теперь у них тамполная, стопроцентная собираемость этого налога. Без всяких, заметим, усилий состороны налоговой службы.
И это не говоря уже о конкурентоспособности польской сельхозпродукции. Разницамежду 3 и 22% — это уже окупает затраты на доставку груза в Латвию. И поэтомустоит ли удивляться, что к нам везут из Польши даже картошку! Весь нашЦентральный рынок, собственно, наводнен польскими овощами и фруктами.
А насколько потом, кстати, собираются наши 22% — это больной вопрос. Так непроще ли было последовать примеру поляков?
Об этом принципе, кстати, я говорю и в связи с налоговой амнистией при подаченулевых деклараций. Ввели бы наши правило, что заплати 10% — и мы все забудем,— и получили бы много денег. А так все начнут изобретать различные схемы.Например, можно в нулевой декларации записать, что ваш капитал — это доли виностранном предприятии (Кипр, Эстония). А сколько этих долей, кто там считал?
Поделиться: