Иранский сюрприз для европейцев

Дата:


Автор:  Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «ВК»
Иранский сюрприз для европейцевКогда в Брюсселе 23 января страны ЕС пришли к общему мнению по вопросу необходимости введения нефтяного эмбарго против Ирана, то предполагалось, что это станет частью политики санкций против тегеранского режима. Появившиеся в повестке дня ЕС (не без подсказки из Вашингтона) экономические санкции, по расчетам европейских политиков, должны будут вступить в силу чуть более чем через шесть месяцев - 1 июля 2012 года. К этому моменту ЕС рассчитывает полностью избавиться от иранской нефти и нефтепродуктов на собственном рынке. Понятно, что процесс этот будет постепенным: странам-импортерам по понятным причинам позволено «отработать» уже заключенные контракты.

В США не скрывают своего удовлетворения. Президент Барак Обама приветствовал решение ЕС, подчеркнув, что "оно показывает единство мирового сообщества, когда речь идет о серьезной угрозе иранской атомной программы". Одновременно стало известно, что США отрезали от собственной финансовой системы третий крупнейший иранский банк - "Теджарат". "Меры направлены против одной из последних возможностей доступа Ирана к международной финансовой системе", - заявил госсекретарь министерства финансов США Дэвид Коэн.

Нефтяное эмбарго со стороны ЕС активно лоббировалось Соединенными Штатами. Европейцы, решившись на этот шаг, рассчитывали, что за полгода основные импортеры иранской нефти - в первую очередь, Греция, а также Испания и Италия, смогут найти альтернативных экспортеров «черного золота». В качестве таковых рассматривалась, в первую очередь, Саудовская Аравия.

Но сейчас выясняется, что Тегеран вовсе не намерен терпеливо дожидаться, что страны ЕС найдут себе других поставщиков. Теперь уже ИРИ решила сама "наказать" Европу, сыграв на опережение. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на Financial Times, иранские парламентарии могут в ближайшее воскресенье одобрить законопроект о полном прекращении поставок нефти из Ирана в страны Европы, прежде чем эмбарго на поставки иранской нефти в Евросоюз полностью вступило в силу. "Если законопроект будет одобрен, правительство будет обязано прекратить продажу нефти в Европу прежде, чем ЕС введет нефтяное эмбарго против Ирана", - заявил представитель комитета по энергетике иранского парламента (меджлиса) Имада Хусейни.

Этот шаг иранского парламента (рассмотрение вопроса планируется уже в это воскресенье) может больно ударить по многострадальной европейской экономике, в особенности по Греции, которую уже открыто называют «страной-банкротом». В этой стране на Иран приходится около трети всего импорта нефти. Одновременно эксперты МВФ предупреждают о возможном повышении цен на нефть на 20-30 дол. за баррель. Что же касается последствий для самого Ирана, то, несмотря на расхожее мнение о зависимости его экономики от нефтяного сектора, надо отметить, что в структуре ВВП страны экспорт нефти составляет 20%. А экспорт нефти в Европу составляет лишь 20% от всего объема нефтяного экспорта ИРИ. Путем простого арифметического подсчета выясняется, что на экспорт иранской нефти в Европу приходится 4% всего ВВП Ирана. Конечно, это немало, но было бы наивно предполагать, что Иран не сможет найти альтернативных покупателей своей нефти. Здесь уместно напомнить, что по итогам 2011 года импорт иранской нефти в Китай вырос на 30%, составив 27,7 млн метрических тонн. Об этом сообщает таможенное управление КНР. Бесспорно, что иранская нефть и в будущем будет необходима стремительно развивающейся китайской экономике, и ее импорт будет лишь возрастать. Ни Китай, ни Индия не собираются вводить эмбарго на иранскую нефть, а наоборот, заинтересованы в дополнительных объемах нефти из Исламской Республики.

Итак, в противостоянии Запад-Иран последний сделал довольно неожиданный маневр, который, очевидно, привел в замешательство европейские страны. Более того, на сирийском фронте Запад также не может продвинуться вперед ни на йоту. Иранский союзник Асад все еще крепко сидит в президентском кресле, а его армия вновь вернула под контроль правительства город Дума, считавшийся оплотом повстанцев в непосредственной близости от Дамаска. Судя по некоторым признакам, один из основных союзников Запада в регионе - Турция - после переговоров с Тегераном и Москвой также поумерила свой пыл в стремлении свергнуть режим Башара Асада. "Москва и Анкара выступают против силового вмешательства извне для урегулирования сирийского кризиса", - заявил в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции со своим турецким коллегой Ахметом Давутоглу. "Что касается Сирии, у нас принципиальные подходы, мне кажется, совпадают по большому счету. Мы, безусловно, выступаем за прекращение насилия, откуда бы оно ни исходило, за это, кстати сказать, высказалась Лига арабских государств. Мы, безусловно, выступаем за мирное политическое урегулирование сирийской ситуации, сирийского кризиса, и за то, чтобы внешние игроки способствовали именно такому развитию событий", - сказал он.

Иран, в свою очередь, не спешит реализовывать свои угрозы по перекрытию Ормузского пролива. Это своеобразная "красная линия", которую вполне однозначно провел Вашингтон. Перейти ее - значит положить начало войне в регионе, последствия которой будут тяжелыми для всех. Иран она отбросит на многие десятилетия назад, а и без того ослабленные войнами в Ираке и Афганистане США рискуют окунуться в пучину экономического кризиса и потерять свое господствующее положение в мире. Таким образом, довольно хрупкий статус-кво сохраняется. Более того, собственноручно запретив экспорт своей нефти в Европу, Иран как бы освобождает себя от «моральных обязательств» выполнить собственные обещания и перекрыть пролив в ответ на «нефтяные санкции» ЕС. В то же время понятно, что рост напряженности вокруг ИРИ уже достиг опасной черты, и нынешнее весьма неустойчивое положение в Персидском заливе уж точно мало напоминает долгосрочную стабильность. А это значит, что вздыхать с облегчением еще рано. Тем более что никуда не делись главные причины нынешнего кризиса – ситуация вокруг ядерной программы Ирана по-прежнему остается неурегулированной, противоречия между Ираном, с одной стороны, и арабскими странами Залива, с другой, нарастают, и на фоне «арабской весны» ни один политик высшего ранга на Ближнем Востоке не может позволить себе «потерять лицо».

Поделиться:

Дата: