Россия, Москва

info@ia-centr.ru

РФ и Казахстан могут не справиться с ростом спроса на топливо на внутреннем рынке.

21 Мая 2008

Автор:

Теги:
 

РФ и Казахстан могут не справиться с ростом спроса на топливо на внутреннем рынке.

 

 

Есть очевидная связь - прогноз потребления нефти влияет на ее биржевую цену, а на прогноз стоимости в свою очередь опираются сценарии экономического развития. Не давно Международное энергетическое агентство США, сообщило, что Китай, Индия, Россия плюс страны СНГ (в совокупности) уже в этом году опередят США по потреблению нефти. Однако рост потребления нефти в России и Казахстане затруднен дефицитом перерабатывающих мощностей. Если прогноз роста потребления нефти для наших стран сбудется, а ее добыча не вырастет, Казахстан и Россия могут оказаться в очень не простом положении. Вероятность негативного изменения экономической ситуации в связи с падением объемов переработки нефти для РФ очень высока. Путин, выступая в Госдуме перед голосованием по его кандидатуре на пост премьера, обещал серьезно улучшить жизнь российских нефтяников. Он признал, что при нынешней налоговой политике у нефтяных компаний отбирается около 70% доходов, в результате нефтяники не могут вкладывать достаточные средства в развитие.

 

Прогнозы сбываются лишь частично, но...

 

Прогнозы, да еще связанные с нефтью, самая неблагодарная вещь. Вот к примеру. Биржевые дилеры считали, что цена нефти в первой половине мая снизиться, если курс американского доллара продолжит рост по отношению к евро, а также из-за повышения запасов топлива в США. К такому выводу пришло агентство Bloomberg проведя опрос экспертов: уменьшения стоимости нефти ожидают 14 из 23, или 61%, принимавших участие в опросе респондентов. Пять из них или 22%, прогнозировали повышение цен, и четыре человека считают, что значительных изменений не произойдет.

 

Но аналитики прогнозируют снижение стоимости нефти уже 17 недель подряд. И что? Цена майских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI на Нью-йоркской товарной бирже по итогам последней недели опустилась на $2,2, или 1,9%, и находилась на отметке $116,32 за баррель, что нельзя назвать существенным падением.

 

Если мы возьмем более долгосрочные оценки, они еще больше включают в себя неизвестных «переменных», так что их реализация даже на 50%-60% достаточно низка.

 

И все-таки. Недавно обратил на себя внимание еще один прогноз, распространенный агентством Bloomberg. Со ссылкой на расчеты Международного энергетического агентства, сообщили, что Китай, Индия, Россия плюс СНГ впервые в истории уже в этом году опередят США по потреблению нефти. В перечисленных странах прогнозируется рост потребления нефти на 4,4%, достигая 20,67 млн. баррелей в сутки, тогда как в США потребление сократится на 2% - до 20,38 млн б/с. (доля США в мировом потреблении нефти составляет 24%).

Основным мотором роста потребления эксперты называют экономический подъем в Китае и Индии, превышающий 8% в год и увеличение числа продажи автомобилей (в Китае они подскочили на 22% и достигли 6,298 млн, могут вырасти еще на 16% в этом году - до 7,3 млн). Если исходить из того, что население Индии и Китая в сумме составляет 2,45 млрд. человек, это с лихвой компенсирует некоторое падение спроса на топливо в США. В целом по миру потребление нефти повысится в 2008 году на 2%. В том числе благодаря развивающимся рынкам, к которым относятся и экономики стран СНГ (к примеру, по данным Минэнерго РК объем переработки нефти в Казахстане с начала года увеличился на 5,4%).

 

Сценарий повышенного потребления нефти: Казахстан и Россия.

 

Надо понимать, что масштабы экономик РФ и Казахстана достаточно разные, чтобы сравнивать их потенциалы, однако проблемы, которые возникают в связи с ростом потребления нефти для наших стран чрезвычайно остры.

Начнем с запасов. У главной казахстанской компании «КазМунайГаз» (КМГ), запасы в категории «доказанные» и «вероятные» увеличились в этом году на 18% - до 1,8 млрд. баррелей. Если мы прибавим к этому категорию «возможные» то получим 2,1 млрд. баррелей (около 282,5 млн тонн). Как писала «Республика» основной «причиной» увеличения запасов стал пересмотр плана разработки месторождения Узень. Очень неплохо, но это, во-первых в стратегической перспективе, а во-вторых не отражает ситуацию на казахстанском рынке ГСМ и топлива.

 

Посмотрим на добычу и переработку. Согласно прогнозу КМГ, в этом году объем добычи нефти составит 12,1 миллионов тонн (242.500 баррелей в сутки), что на 13,7% больше, чем в 2007 году. Идет ли рост потребления этой нефти внутри Казахстана? Безусловно, но не в таких объемах как по миру и в соседней РФ.

 

Если исходить из существующих темпов роста (объем переработки нефти в республике на трех имеющихся НПЗ с начала года составил 4,31 млн. тонн, что на 5,4% больше соответствующего периода 2007 года), то в конце года можно говорить о переработке порядка 13 млн. тон нефти для внутреннего потребления.

 

Однако рынок ГСМ в Казахстане разнороден: часть казахстанского топлива покупается южными соседями Казахстана, а часть собственного потребления (до 25% от общего объема производства) Казахстану приходиться покупать в РФ (дизельное топливо во время сх работ на севере страны). Поэтому внутренние цены в Казахстане на ГСМ и топливо, а значит и на транспортные услуги и на потребительские товары зависят от российских. Кроме наполнения бюджета, ради выравнивания ситуации на внутреннем рыке казахстанское правительство тарифным регулированием ограничивает экспорт нефти. В мае в Казахстане вводятся пошлины на экспорт нефти в размере $109,91 за тонну при цене $94 за баррель.

 

Но кардинально ситуация вряд ли измениться. Кто согласиться оставлять больше нефти на внутреннем рынке, чем ее возможно переработать? При общем возрастающем потреблении топлива внутри страны ресурсы Казахстана в переработки нефти ограничены. С населением более 15,5 млн. человек в стране всего три НПЗ - Атырауский (на западе, владелец - нефтегазовая нацкомпания «КазМунайГаз»), Шымкентский (на юге, китайско-казахстанская PetroKazakhstan) и Павлодарский (на севере, основной владелец - частная нефтяная «Мангистаумунайгаз»). Нарастить переработку, даже с учетом серьезной модернизации трех заводов, вряд ли возможно (к примеру, в 2005 году те же три НПЗ перерабатывали до 9,8 млн. тонн в год).

 

Теперь о России. Недавно в интервью «The Financial Times» вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун заявил, что государству нужно ежегодно инвестировать в российскую нефтяную отрасль $4 млрд., чтобы поддерживать на прежнем уровне добычу и экспорт углеводородов. Вице-президент «ЛУКойла» недвусмысленно предупреждает, что эра «легкой нефти» в России прошла. Уровень добычи достиг своего пика и в дальнейшем начнет падать (в 2007 году объем добычи нефти и сопутствующего газового конденсата в РФ составил 10 млн. баррелей в день -- 490,83 млн. тонн в год -- это больше на 2,1% чем в 2006 году) Как передает издание, по словам Федуна, «это были самые крупные показатели, которые он видел за всю свою жизнь».

 

Причиной сокращения в будущем объемов добычи топ-менеджер считает окончание периода интенсивной добычи нефти в Западной Сибири, откуда поступает большая часть российских поставок. Для того, чтобы поддерживать нефтедобычу на уровне 8,5 - 9 млн. баррелей в день еще в течение 15-20 лет России необходимы инвестиции в размере $4 млрд. ежегодно. В ближайших планах правительства РФ такие крупные инвестиции не зафиксированы. Тогда о каком увеличении внутренней переработки может идти речь в отношении РФ?

 

Но с другой стороны, авторы доклады правы - растет спрос - и в той же России.

По оценкам Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) если уже в этом году нефтяные компании и государство не начнут активно вкладывать средства в строительство или стимулировать налоговыми льготами развитие перерабатывающих мощностей, то к 2010 году Россия может ощутить реальную нехватку бензина. А возможно и раньше - опять же если рост спроса на автомобили ускорится. Ежегодно парк автотранспорта в стране растет на 5-7%. По данным Минпромэнерго РФ, к 2010 году рынок легковых автомобилей составит 2,6-2,8 млн. автомобилей в год. Всего, по разным оценкам, сейчас по российским дорогам бегает около 27 млн. легковых автомобилей. Для сравнения - - в Казахстане на 2006 год было зарегистрировано более 1,5 млн. автомобилей. Ежегодный рост автопарка страны составляет 8%-10%.

При этом, по прогнозу экспертов, через 8 лет количество российских транспортных средств возрастет почти в 2 раза. Соответственно в полтора раза может увеличиться количество машин в Казахстане.

 

Но в связи с введением новых технических регламентов для двигателей автомобилей потребуется и более качественное топливо. Все больше потребляется 95-ый бензин, однако обеспечить спрос на качественное топливо 33 российских НПЗ уже не в состоянии. Российские нефтеперерабатывающие мощности в большей степени морально устарели.

В качестве «рецепта» решения проблемы предлагается стимулирование производства высококачественного топлива через акцизы, установление дифференцированных экспортных пошлин на нефтепродукты с учетом их качества, создание национального нефтяного института, повышение загрузки НПЗ.

 

По оценкам РСПП кривая роста потребления бензина догоняет кривую роста количества пользователей мобильных телефонов. Парадокс в том, что около 20% населения страны живет ниже черты бедности, а автомобилизация идет темпами выше, чем в странах Восточной и Центральной Европы. Отсюда, возможно и такие глобальные оценки дают американские эксперты относительно потребление нефти внутри РФ и развитых стран СНГ.

 

Видимо более близки к реальности те эксперты, что утверждают обратное, а именно, что  РФ как и другие крупнейшие в мире нефтедобытчики не смогут справиться с бурным ростом спроса на энергоносители в своих странах и в целом регионе Большой Азии. Россия, а затем и каспийские страны, заметно увеличившие добычу нефти в последние годы до сих пор воспринималась как наиболее обещающий нефтеносный регион за пределами Ближнего Востока, что помогло надеяться на возможность удовлетворить растущий спрос в Китае и Индии, сдержать общий рост мировых цен на нефть. Но теперь, тенденция меняется...

 

Очевидные риски.

 

Точнее можно спрогнозировать риски, нежели сценарии входа и преодоления кризиса. Надо учитывать, что рост энергетики, и в основном рост добычи ресурсов может сочетаться с возможным снижением внешней инвестиционной привлекательности подобных проектов как в Казахстане так и в России. Поэтому национальным компаниям двух стран необходимо широко внедрять новые технологии в добычу и переработку ресурсов для компенсации дефицита и снижения стоимости топлива внутри своих стран.

 

Между Казахстаном и Россией возможна сильная конкуренция в плане транзита топлива - это очевидно в отношении европейских рынков, и в будущем возможно по направлению Китая.

 

Значительные издержки уже сегодня видны в секторе технологического потенциала. Также деградация и деквалификация кадрового потенциала (РФ и Казахстан здесь в одинаковом положении). Нужно создавать институты поддержки и реализации крупных проектов, таких как строительство НПЗ. Падают конкурентные преимущества в научно-технологической сфере: поэтому нужно резко активизироваться по ограниченному кругу технологий, востребованных ТЭК. Иначе общей экономике грозит серьезный топливный кризис.

 

Опубликовано в казахстанской газете «Республика» (16.05.08)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение