Проблема статуса русского языка в современной украинской политике

Дата:
Начиная со становления Украины как самостоятельного государства, не прекращаются политические дискуссии по поводу статуса русского языка в этой стране. Вот уже 10 лет этот вопрос служит одним из эпицентров противостояния властных структур и общественного мнения.  

Начиная со становления Украины как самостоятельного государства, не прекращаются политические дискуссии по поводу статуса русского языка в этой стране. Вот уже 10 лет этот вопрос служит одним из эпицентров противостояния властных структур и общественного мнения. Часто проблема статуса русского языка служит лишь спекулятивным политическим целям во время предвыборных кампаний, по окончании которых, она вновь перестает затрагиваться.

Известно, что одной из проблем, препятствующих превращению Украины в сильное, сплоченное государство, является ее регионализм и политика властью наделенных по отношению к регионам. Одним из существеннейших факторов, влияющих на возникновение регионализма на Украине, является язык. На Юго-Востоке, прежде всего в городах, русский язык служит практически единственным, основным языком общения, в то время как в Центре господствует устойчивое двуязычие. Западные же регионы – украиноязычны. Подобная картина сама по себе способствует сохранению ментальных различий, однако она усугубляется политикой государства в области функционирования языков. Эта политика, ужесточившаяся с приходом к власти «оранжевых», несет в себе две определяющие тенденции: дерусификацию украинской нации и культуры на всех уровнях и тенденцию к выстраиванию новой истории Украинского государства, отличной от той, которая была принята в образовательных учреждениях СССР. Наряду с этим на Юго-Востоке страны не прекращаются требования придать русскому языку статус второго государственного.

Проведение политики украинизации противоречит гарантированному Конституцией положению (ст.10, ч.2) о «свободном развитии, использовании и защите» русского языка, носителями которого являются более 50% от общего населения страны. Это же касается ужесточения образовательной политики. Прежде всего, это проявляется в сокращении школ с русским языком обучения. С 1990 года число русских школ уменьшилось на 3 тысячи (в 1989–1990 учебном году их насчитывалось 4633), то есть сокращение составило около 65 %. Продолжается оно и по сей день. Ежегодно свой статус русскоязычных теряет 130 школ, в настоящее время русских школ осталось менее 10 %. Что касается школ с украинским языком обучения, то в их значительной части русский язык отсутствует как предмет, что противоречит статье 27 Закона Украины «О языках», утверждающую, что «изучение во всех общеобразовательных школах украинского и русского языков является обязательным». Примеров подобного вытеснения русского языка из сферы образования, печати, телевидения, судопроизводства достаточно. Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» вступил для Украины в силу с 1 января 2006 года, однако после этого Верховной Радой не было принято ни одного законодательного акта, направленного на реализацию положений, закрепленных в Хартии, из-за позиций «оранжевых», что делает невозможным ее применение. Противники придания русскому языку статуса второго государственного считают, что ратификацию Хартии необходимо аннулировать.

Аргументы следующие: многие пункты Хартии переведены неправильно, давая права региональным языкам и языкам национальных меньшинств как официальным на определенных территориях. А так как понятия «государственного» и «официального» языка на Украине идентичны, а государственным языком, согласно Конституции, является украинский, то и нет никакой причины устанавливать второй государственный язык в регионах. Таким образом, придание русскому языку статуса второго государственного требует пересмотра Конституции Украины, что является делом долгосрочного характера, и это должны осознавать политики, ставящие этот лозунг во главу своей предвыборной кампании.

В 2006 году по Украине прокатилась целая волна событий, связанная с решениями Харьковского, Донецкого, Луганского, Николаевского, Запорожского облсоветов, а также городов Севастополь, Днепропетровск, Кривой Рог о признании русского языка региональным.

Позиции обеих сторон по вопросу о статусе русского языка в украинском государстве в наиболее обобщённом виде представлены ниже.

 

Аргументы «против»:

 

  • язык — главный фактор национальной самоидентификации, основной признак этнического отличия;

     

  • на Украине отсутствуют какие-либо проблемы с использованием русского языка;

     

  • все жители Украины как единая нация обязаны знать украинский язык, в случае предоставления равного статуса русскому языку значительная часть граждан будет игнорировать украинский язык, он потеряет практическое значение;

     

  • украинский этнос – основообразующий этнос украинской нации, поэтому и единственным государственным языком должен быть украинский;

     

  • русский язык - наследие «колониального прошлого», а русскоговорящие жители представляют собой опасность «пятой колонны»;

     

  • придание русскому языку статуса государственного будет способствовать центробежным тенденциям на Юго-Востоке страны, провоцирующим раскол единого государства.
  •  

    Аргументы «за»:

     

  • большинство граждан Украины (56%) поддерживают инициативу придания русскому языку статуса государственного. Их мнение непременно должно учитываться в государстве, позиционирующим себя как демократическое;

     

  • русскоговорящие граждане дискриминируются в праве пользования государственными услугами, поскольку языком судопроизводства, образования, теле- и радиовещания является украинский язык;

     

  • исторически все южные и восточные регионы Украины, формировались в условиях безусловно преобладающего влияния русской культуры и языка, которые воспринимаются ими как родные;

     

  • международная практика показывает, что проблемы в сфере языка часто приводят к обострению межнациональных отношений и могут способствовать центробежным тенденциям в государстве (как например, во Фландрии или Квебеке), в то время как наличие официального статуса у двух или большего числа языков является распространённой практикой в современном мире;

     

  • решение языкового вопроса может стать предпосылкой преодоления раскола, существующего в современном украинском обществе, а дерусификация, проводимая в стране, может привести к эскалации конфликта на языковой почве.

    Таким образом, одна из главных проблем сегодняшней Украины – это ее территориальная нестабильность, которая усугубляется политикой государства в области языка. Основная особенность языковой проблемы на Украине заключается в том, что языковая идентичность жителей Украины не совпадает с этнической. Русский язык является повседневным языком не только для этнических русских, но и для значительного числа украинцев, преимущественно проживающих на Юго-Востоке. Фактически русский на Украине является в большей степени региональным, чем национальным языком, поэтому попытки государства совместить этническую и языковую карты Украины встречают сопротивление в регионах. Как сказал П.Симоненко, «„языковый дискомфорт” с течением времени превратится в социально взрывоопасную смесь – „этнотротил”». Также, в результате непродуманной языковой политики, стремительно падает грамотность населения: сказывается появление такого феномена как «украинский русский язык». В быту украинский язык перегружен русизмами, а русский насыщен украинизмами. Не имея возможности изучать в школе русский язык, но общаясь на нем, подрастающее поколение серьезно отстает в грамотности.

    По словам Владимира Василенко, профессора НаУКМА, заслуженного юриста Украины, в странах Запада существует 3 модели решения языковых противоречий:

    • 1. признание одного государственного языка;

       

    • 2. существование, наряду с государственным, других официальных языков в отдельных регионах страны;

       

    • 3. существование в государстве нескольких государственных языков (Бельгия, Швейцария, Андорра, Люксембург, Словения, Босния и Герцеговина, Финляндия).

    Какой путь решения языкового вопроса выберет Украина, покажет время. Однако определенно ясно, что стремясь создать сильное государство, способное вести равноправную политику со странами Запада и СНГ, вне зависимости от того, какое направление во внешней политике Украины будет преобладающим, ей предстоит решить эту проблему. Последствия игнорирования столь серьезного вопроса могут быть необратимыми для всего украинского общества.

  • Поделиться:

    Дата: