Казахстан: перспективы развития

Дата:

Сергей Жильцов, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД России

Двадцатилетнийпериод независимого развития Казахстана - достаточный срок, чтобы подвести определенные итоги и проанализировать вызовы, с которыми странаможет столкнуться в будущем.

За годы независимости Казахстан добился значительных успехов в политической сфере, избежав серьезных внутриполитических потрясений.

Политическая система страны за эти годы эволюционировала от парламентско-президентской формы правления кпрезидентской модели. Данная трансформация стала отражением потребностигосударства в сильной власти. В условиях социально-экономических трудностей и обострения внутриполитической борьбы в первой половине 1990-х годов только президентская форма правления позволяла решать различные внутриполитические проблемы, с которыми сталкивалось государство, снижала остроту конфликтных ситуаций, стабилизировала ситуацию в экономике.

В тоже время Казахстан, заинтересованный в расширении внешнеполитических контактов с западными странами, не мог игнорировать вопросы, связанные с внедрением демократических процедур. Это подталкивало казахстанские власти идти на внутриполитические изменения. В 2007 году была проведена политическая реформа, в ходе которой были скорректированы взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти. В результате была повышена роль парламента. Введенная в действие пропорциональная система выборов повысила роль партий. Была расширена поддержка неправительственных организаций. Однако подобные изменения в большей степени отражали стремление государства упорядочить политические процессы, нежели развивать демократические процедуры. Тем более что с усилением государственного контроля над политическими процессами были расширены полномочия президента. В 2008 году Казахстан продолжил внедрение демократических процедур. Это коснулось деятельности политических партий, принципов формирования парламента.

За годы независимостисбалансированной оставалась многовекторная внешняя политика, которая позволила стране преодолеть географическую замкнутость и расширить сферугеополитического влияния. Это относится и к вопросам торгово-экономического сотрудничества, участию Казахстана в энергетических проектах. Были расширены контакты с западными странами, вчастности с ЕС, который видит в Астане надежного и предсказуемого партнера.

Страна стала активным участником региональной системы безопасности.

Большихуспехов Казахстан добился при выстраивании отношений с исламскими государствами. Последним событием, которое укрепило позиции Казахстана висламском мире, стало проведение летом 2011 года в Астане сессии Советаминистров иностранных дел Организации Исламской конференции (ОИК). На этом мероприятии президент Казахстана Н. Назарбаев выдвинул ряд важных инициатив. Главным следует считать предложение «поправить имидж ислама»,который зачастую и безосновательно связывают с терроризмом. Инструментом реализации данной идеи должно стать, в том числе, создание интернет-ресурсов. Также казахстанский президент предложил организовать финансовый пул для инвестиционного сотрудничества, активизировать участие Исламского банка развития в строительстве железной дороги Казахстан - Туркменистан - Иран.

Эти и многие идеи, которые имеютвысокие шансы на практическое воплощение, подчеркивают стремление Казахстана укреплять свои позиции в мире.

Республика достигла значительного прогресса в отношениях с государствами Центральной Азии. Равноправные отношения с центральноазиатскими государствами обусловлены исторически сложившимися культурными и этноконфессиональными связями. В целом можно говорить о том, что внешняя политика Казахстана способствуетсохранению геополитической стабильности в регионе, устойчивости национальных политических систем стран Центральной Азии, их социально-экономическому развития.

Казахстан является одним из наиболее надежных партнеров России в СНГ, он непременный участник всех интеграционных процессов. Россия заинтересована в развитии предсказуемыхи добрососедских отношений с этим ключевым игроком постсоветского пространства.

ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО

В перспективе Казахстан может столкнуться с рядом проблем, среди которых следует указать на следующие.

Опытстроительства практических всех постсоветских государств наглядно демонстрирует, что доминирование одной провластной политической силы ведет к деградации политической жизни, уменьшает политическую конкуренцию, усиливает замкнутость политической элиты.

В условияхпереходного периода, в котором находится Казахстан, ограничение политической борьбы, доминирование исполнительной ветки власти во главе спрезидентом можно рассматривать в качестве положительного момента. Однако в перспективе неэффективность, порождаемая закрытостью политических институтов власти, может привести к негативным последствиям.

Казахстан не располагает опытом передачи власти через механизм президентских выборов, что в будущем, при определенных обстоятельствах, может спровоцировать конфликты между отдельными политическими силами, усилить межрегиональную и межклановую борьбу и поставить под угрозу политическую и социально-экономическую стабильность.

Существуют внутренние угрозы в экономической сфере.Сильной остается привязка экономики Казахстана к конъюнктуре на сырьевых рынках. И если раньше Казахстан был сырьевым придатком индустриальных республик СССР, то в последние годы он становится придатком наиболее развитых и развивающихся стран мира. Как отмечал директор Казахстанского института стратегических исследований Б. Султанов, за период реформ Казахстан сумел привлечь инвестиции и модернизировать свой промышленный потенциал, но еще не преодолел сырьевую направленность экономики. Это тем более верно, если принять во внимание контроль иностранных государств и их давление на направление трубопроводов, переход в их руки и руки ТНК разведки, добычи и освоения нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов.  

Казахстанупока не удалось преодолеть межрегиональные противоречия в сфере экономического развития и сгладить серьезные различия в уровне развития отдельных казахстанских территорий. По-прежнему существуют дотационные регионы, и социальная дифференциация усиливается.

Главной задачей для Казахстана является изменение структуры экономики, повышение ее устойчивости к внешним вызовам.   

Ноданная проблема тесно переплетается с политическими процессами, которыепроисходили в последнее десятилетие в Казахстане. Находящаяся у власти элита заинтересована, в силу внутриполитических причин и влияния внешнего фактора, сохранять высокие темпы роста ВВП, тем самым, консервируя сложившуюся структуру экономики. В этой связи приходится констатировать, что находящийся у власти бюрократический аппарат заинтересован в получении доходов от сырьевой ренты. Как уже было отмечено, это связано с мощным срастанием крупного бизнеса с представителями политической элиты.

Еще одной проблемой дальнейшего развития Казахстана выступают межнациональные и межконфессиональные отношения. Необходимость проведения сбалансированнойвнутренней политики определяется наличием значительной доли населения неказахстанской национальности, что таит в себе потенциальные риски возникновения межэтнических противоречий.

Как отмечают эксперты,имеются два подхода к решению данной проблемы. Один из них предполагаетувеличение численности титульной нации до уровня, который позволил бы снизить влияние остальных этнических групп. Другой путь - это учет интересов нетитульного населения, создание для него равных условий. В этом случае уровень межнациональной напряженности может быть снижен. Также целесообразно формирование казахстанской идентичности на основе гражданского фактора, а не этнического.

Реализация подобных подходов требует осуществления сбалансированной государственной политики, которая должна учитывать все аспекты языковых и культурных особенностей отдельных групп населения Казахстана.

К внутренним вызовам следует отнести и проводимую политику, направленную на формирование моноэтнического аппарата управления, в котором доминируют представители титульной (казахской) нации.

Подобные проблемы внутреннего развития Казахстана нуждаются в системных решениях. Только сочетая меры социально-экономической стабилизации, при создании равных условий в гуманитарной и языковой сферах, можно решить стоящие перед страной задачи.

Во внешней политике Казахстан, как мы уже отмечали выше, стремится  разумно балансировать между геополитическими интересами России и Китая. Соперничество Москвы и Пекина в Центральной Азии пока не носит ярко выраженного характера. Однако по мере вовлеченности Астаны в европейские трубопроводные проекты внимание к Казахстану усиливается, что потребует более гибкого подхода к выстраиванию отношений со своими соседями.

Многие названные проблемы, к сожалению, характерны для большинства постсоветских стран. Переход к рынку сопровождался различными перекосами, которые для населения оборачивалось ухудшением условий жизни. Политическая борьба носила острый характер и ставила своей целью получение доступа к сырьевым и финансовым ресурсам. Во внешней политике так называемая «многовекторность» на практике вырождалась в политику, лишенную всяких долгосрочных ориентиров. Список можно продолжить.

Для Казахстана подобные ошибки характерны в меньшей степени. Возможно, свою роль сыграло выгодное географическое положение, наличие ресурсов, промышленная база, доставшаяся от СССР. Большую роль сыграл и субъективный фактор - нахождение на высшей должности президента Н. Назарбаева, чья внутренняя и внешняя политика позволяет говорить о наличии всех предпосылок для укрепления лидирующих позиций Казахстана в Центральной Азии.

Конструктивная политика Республики Казахстан отвечает интересам всех стран Центрально-Азиатского региона и России.

 

РИА Новости-Казахстан

Поделиться:

Дата: