Смерть стороннего пиара

Дата:
Светлана Бочарова, Екатерина Винокурова


К ведению избирательных кампаний 2011 года партии, за исключением «Правого дела», не будут привлекать наемных политтехнологов в центральные штабы. «Газета.Ru» выяснила, кто и за что отвечает в предвыборных штабах разных партий.

Избирательная кампания по выборам в Госдуму шестого созыва впервые с 1995 года пройдет без привлечения в качестве консультанта известного политтехнолога Глеба Павловского и его Фонда эффективной политики. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты говорят о тенденции партий к отказу от привлечения сторонних политтехнологов в пользу встроенной в партийную вертикаль структуры избирательного штаба. Наемные политические пиарщики могут рассчитывать только на заказы в регионах.

Политтехнолог Марат Гельман сказал «Газете.Ru», что отмена выборов губернаторов нанесла рынку политтехнологий столь сокрушительный удар, что за последние восемь лет он фактически ликвидировался: большинство агентств, специализировавшихся на избирательных кампаниях, ушли в коммерческий пиар.

«И на прошлых, и на позапрошлых выборах наемных политтехнологов, чьими услугами до нулевых пользовались весьма активно, заменили политические пиарщики, которые работают в аппаратах партий на постоянной основе», – говорит Гельман.

Перед выборами в Госдуму рынок слегка оживился, отмечает политтехнолог, хотя независимые пиарщики могут рассчитывать только на региональные заказы от «Единой России», где они будут играть роль не игроков, а скорее подмастерий-исполнителей.

Председатель общественного совета при президиуме генсовета «Единой России», бывший сотрудник внутреннего управления администрации президента Алексей Чеснаков, отвечающий в предвыборный период в «Единой России» за агитацию и пропаганду, подтвердил «Газете.Ru», что на эту кампанию основные участники гонки не привлекают политтехнологов на подряды, за немногими региональными исключениями. За последние годы все парламентские партии обзавелись собственными мощными структурами, которые самостоятельно выстраивают свою работу как во время кампании, так и между ними, говорит Чеснаков.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сожалеет о незанятости профессиональных политтехнологов в нынешней избирательной кампании, так как кампании партий стали «скучными и нетехнологичными».

Политтехнологическая вертикаль власти

Самая сложная предвыборная оргструктура у «Единой России» с одним официальным штабом и двумя дополнительными неофициальными структурами.

Одним руководит лично вице-премьер Вячеслав Володин, другим – первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, во главе третьего – официальные «пиарщики» партии: Алексей Чеснаков, Валерий Гальченко и Сергей Неверов, уточнил собеседник «Газеты.Ru». В штабе Володина – известные политологи Дмитрий Бадовский и Михаил Виноградов. Сурков привлекает обычный пул советников, в числе которых тот же Виноградов и Дмитрий Орлов.

Штаб на базе «Общероссийского народного фронта» действует фактически автономно от партии, хотя контролирует значительную часть бюджета избирательной кампании. Параллельная работа партийного и «фронтового» штабов уже привела к некоторой неразберихе в регионах: источники «Газеты.Ru» в окружении двух губернаторов говорят о том, что региональные отделения и областные администрации не понимают, который из штабов главный, кто несет ответственность за кампанию и перед кем надо отчитываться.

О составе официального штаба «Единой России» стало известно еще в начале лета. Его возглавляет исполняющий обязанности секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов, вопросы идеологии курирует его заместитель Андрей Исаев, за работу с регионами отвечает куратор этого направления в исполкоме Валерий Гальченко, за партийные проекты – руководитель исполкома Андрей Воробьев, за агитацию и пропаганду – Алексей Чеснаков, за связь с Борисом Грызловым – Юрий Шувалов, за работу общественных приемных – депутат Госдумы Михаил Бабич.

Партийная политтехнологическая вертикаль «Единой России» выстроена следующим образом, говорят собеседники «Газеты.Ru», близкие к руководству партии: генератором основных идей для кампании, ключевых сообщений и стратегии в целом является администрация президента, в частности первый замглавы администрации Сурков. Он привлекает к работе пул советников, в числе которых тот же Виноградов и Дмитрий Орлов.

Связь штаба с администрацией обеспечивает Алексей Чеснаков, бывший сотрудник этого ведомства. Чеснаков руководит управлением агитации и пропаганды и курирует работу по этим направлениям в регионах.

В каждом отделении «Единой России» работают два человека, выполняющих политтехнологическую работу: замсекретаря областного политсовета по агитационно-пропагандистской работе и медиаменеджер, отвечающий за размещение созданных материалов. Вертикаль иногда дает сбои, и в работе возникают трудности, однако тенденция очевидна, говорит источник. За организационные аспекты кампании отвечает Валерий Гальченко при помощи своих советников, в числе которых наиболее активен политтехнолог Михаил Кузнецов. Наглядную агитацию, а также рекламу на радио и телевидении для ЕР делают разовые подрядчики, говорят участники рынка. Среди них, по данным «Газеты.Ru»,– традиционно привлекаемые партией власти «Има-консалтинг» и Центр политических технологий Игоря Бунина.

Источник «Газеты.Ru» в «Единой России» говорит, что отказ от системного использования услуг наемных политтехнологов партией власти связан с тем, что в последние годы ответственность за результаты выборов была перенесена на регионы, поэтому какие-то губернаторы могут принять решение нанять дополнительную команду политтехнологов для увеличения результата, но такие решения являются единичными и нецентрализованными.

Второй важный аспект – качество работы самих политтехнологов, говорит собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, большинство из вольных политпиарщиков делали свою карьеру в 1990-е годы и до сих пор живут стереотипами того времени, поэтому, чем переучивать их или исправлять их ошибки, проще создать собственную структуру, которая к тому же является полностью контролируемой.

Случаи использования сторонних политтехнологов в ходе региональных кампаний в «Единой России» иногда приводят к серьезной путанице в ходе кампании, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

Это возникает, когда в региональном избирательном штабе партии власти оказывается сразу несколько консультантов, нанятых всеми сторонами, отвечающими за результат: региональной администрацией (там ответственность, как правило, лежит на вице-губернаторе по внутренней политике), региональным отделением «Единой России» (ответственный – секретарь отделения) и депутатом Госдумы от данного региона, говорит участник рынка. Еще встречаются случаи, когда пиар-специалистов нанимает корпорация, «выдвигающая» кандидата в депутаты, раньше такое происходило гораздо чаще, отмечает собеседник «Газеты.Ru». В результате в штабах возникает путаница.

«Эти люди по-настоящему ненавидят либералов»

Команду профессиональных пиарщиков наняла только партия «Правое дело» (ПД), штабом которой фактически руководит депутат Госдумы от ЛДПР Рифат Шайхутдинов. Нанятых штабом ПД консультантов – Петра Мостового, Искандера Валитова, Тимофея Сергейцева и Дмитрия Куликова – называют авторами провальной кампании кандидата в президенты Украины Арсения Яценюка.

Первые шаги в кампании Прохорова и ПД экспертами также были восприняты неоднозначно. Так, галерист и политтехнолог Марат Гельман считает их работу «крайне неудачной и не учитывающей российские реалии», а выбор Прохорова объясняет тем, что другие российские политтехнологи не имели серьезной практики в последние восемь лет. На Украине же, где работала новая команда Прохорова, политическая жизнь активна, говорит собеседник «Газеты.Ru».

Репутация у новых пиарщиков «Правого дела» хорошая, говорит один их участников рынка, так как «ценность политтехнолога определяется не количеством выигранных кампаний, а числом пройденных кампаний». Другое дело, что эти люди «по-настоящему ненавидят либералов и все либеральное», говорит он.

Советник Прохорова Юлиана Слащева объясняла журналистам, что именно эта команда была нанята за результат на выборах 2004 года Виктора Януковича. «Эти люди обеспечили выигрыш Януковича у Ющенко и стали причиной «оранжевой революции», – сказала Слащева, отметив, правда, что «Правое дело» причиной «оранжевой революции» быть не хочет. Вместе с Прохоровым в партию пришли представители консалтинговой компании «Михайлов и партнеры», которые занимались перестройкой партийного аппарата и пресс-службы «под Прохорова». Они же курируют партийный сайт.

Источник в партии «Правое дело» рассказал «Газете.Ru», что данная команда политтехнологов принадлежит к так называемой группе «Научного фонда им. Г. П.Щедровицкого», то есть движению методологов. Этот «научный фонд» объединяет вокруг себя немало людей творческих профессий, которые практикуют игровые методы в различных областях жизни: от политики до военного дела.

Собеседник «Газеты.Ru» на рынке политтехнологий называет данную группу «вредной сектой методологов».

Любопытно, что люди из этой же группы Щедровицкого привлекались к кампании СПС в 1999 году в силу близости к одному из тогдашних лидеров партии, Сергею Кириенко. Данные люди умудрились провалить ведение кампании так, что в ее середине были уволены, вспоминает источник.

«Политтехнологам у нас можно только поучиться»

В штабе ЛДПР в услугах сторонних команд традиционно нужды не испытывают, рассказал «Газете.Ru» депутат Госдумы, замначальника предвыборного штаба партии по оргвопросам Ярослав Нилов. По его словам, предвыборный штаб ЛДПР был создан еще в 2010 году, в структуре партии он выделен в отдельное подразделение, в подчинении которого находятся штабы в каждом регионе. Возглавляет штаб, разумеется, лидер партии Владимир Жириновский. Его первый заместитель, отвечающий за финансовое и материально-техническое обеспечение кампании, – Игорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме.

Никакие политтехнологи ЛДПР не нужны, и привлекать их к работе не будут ни в центральном штабе, ни в регионах, говорит Нилов. Большинству политпиарщиков, которые работают в России и даже за рубежом, у партии Жириновского можно только поучиться, говорит депутат, считая в случае ЛДПР привлечение посторонних сил «ненужной тратой денег».

Непубличное дело

Наиболее закрытая и одновременно самая централизованная структура штаба – у «Справедливой России».«За все направления работы штаба отвечаю я», – сказал «Газете.Ru» руководитель избирательной кампании «эсеров» Олег Михеев. По его словам, в ряде регионов партия использует помощь наемных политтехнологов, но структура штаба вписана в партийную вертикаль и в каждом региональном отделении есть ответственный за ведение кампании.

Фамилии Михеев называть не стал: по его словам, в условиях сильнейшего давления на «Справедливую Россию» со стороны партии власти политпиарщикам упоминание в СМИ принесет одни неприятности. У «эсеров» кампанию ведут лично председатель партии Николай Левичев и Олег Михеев, подтверждает собеседник на рынке. Левичев вел кампанию и на выборах 2007 года – тогда «эсеры» сумели преодолеть семипроцентный барьер.

Штаб на основе ЦК

Политтехнологи коммунистов традиционно являются членами партии, говорит собеседник «Газеты.Ru» из числа игроков на рынке политтехнологий.

Центральный штаб КПРФ по выборам является постоянно действующей структурой, рассказал «Газете.Ru» его руководитель Иван Мельников. Большинство сотрудников – молодые специалисты из центрального комитета, а основная нагрузка в предвыборной работе приходится на три отдела.

Первый – отдел по информационно-аналитической работе, который возглавляет депутат Госдумы Сергей Обухов. Он же курирует партийную аналитическую структуру – центр политической культуры. В ведении Обухова находятся содержательные аспекты кампании и сообщений партии. Отдел по агитационно-пропагандистской работе возглавляет политпиарщик Дмитрий Новиков, его команда работает над воплощением замыслов идеологов в агитпродукции. За оргработу в штабе КПРФ отвечает депутат Госдумы Валерий Рашкин, его люди планируют поездки руководителей Компартии по регионам и контроль хода самих выборов.
источник: Газета.ru

Поделиться:

Дата: