С.Чериков. Не в форме дело. Рановато в Кыргызстане ударились в парламентаризм
Сегодня в Кыргызстане речь о форме правления уже не идет. Хотя всего год назад вопрос стоял довольно остро и бурно обсуждался при активном участии всех. Почему? Думается, во-первых, потому, что пришло осознание преждевременности бесплодных дискуссий о форме, когда отсутствует само содержание. Или - по причине неопределенности природы этого самого содержания. Если проще, только по прошествии определенного времени всех вдруг осенило, что в какую-либо форму облечь-то нечего. Это в Европах и Америках с их сформировавшейся общественностью, сильными и действующими законами с законопослушными гражданами готовы принять любую разумную на данный момент форму правления государством. То есть, существует общественный и гражданский самоконтроль. Что мы можем говорить о кыргызской общественности? Только то, что она находится в зачаточном состоянии правосознания, привыкшая во всем положиться на родную компартию, а сегодня – на очередного доброго и мудрейшего хана-правителя.
Парадоксально, но во всем этом фактически винить некого, если опять-таки уйти от набившего оскомину удобного шаблона винить во всем только власть. Как еще с советских времен у нас водилось, власть – плоть от плоти народа. А раз так, чтобы воплотились самые правильные лозунги ее оппонентов, остается привлечь правителей извне, платить им, подобно футбольным тренерам, бешеные гонорары. Авось, вдруг получится и, Кыргызстан наконец, превратиться то ли во вторую Швейцарию, то ли в финансовый или туристический рай Центразии. Если думать только о моменте и сиюминутной выгоде. Но речь-то идет о суверенном государственном устройстве и форме правления государством на перспективу.
Нельзя говорить, будто у нас все глупые да безмозглые. Есть у нас таланты, хорошие управленцы-менеджеры, умные профи в любой отрасли. Просто на их пути возникают известные препоны смутного времени, ихпоросту ен пускают к своему месту. Но если отбросить предрассудки и предвзятости, то можно заметить, что настоящие профи все-таки востребованы. К сожалению, во многих местах, подобно мусору и шелухе, взгромоздились посредственности, дающих обильную пищу для злорадствования. И нужно время, чтобы избавиться от этой шелухи. Как еще Ленин говорил, бюрократия в госаппарате – самое трудноподдаваемое очищению зло. Периодическими кавалерийскими наскоками здесь вряд ли можно достичь желаемого. Что и подтверждено историческим опытом. В первые годы советской власти, несмотря на титанические усилия большевиков и самого Предсовнаркома В.Ульянова-Ленина, после каждого сокращения, госаппарат, словно гидра, становился многочисленнее прежнего. Это вынужден признать сам Ильич-первый. В какой-то мере это обьяснилось неопытностью, отсутствием всякой управленческой практики вчерашних рабочих и крестьян, революционных солдат и матросов. Но ведь в сегодняшнем Кыргызстане в отличие от России постреволюционной, имеются образованные управленцы, специалисты во всех отраслях и сферах, интеллигенция, наконец. И, самое главное, теоретические программы на все вкусы.
В чем же дело? Первое и очевидное. У нас острая нехватка практиков-реализаторов. И еще – боязнь и неумение воплотить теорию в практику. А также шкурные интересы околовластной мафии. Помнится, еще первый президент жаловался на то, что у него в кабинете до самого потолка высятся папки с разного рода и умнейшими советами, программами и проектами сонм советников и консультантов, в том числе зарубежных и весьма именитых. А толку от них мизер за исключением того, что сами сии консультанты сьедают львиную долю поступающих извне кредитов и грантов. Грубо говоря, по сей день каждый мнящий себя умной головой и потому и считающийся востребованным лицо стремится побольше продержаться у властной кормушки, быть при свете. И фактически никто не задумывается над тем, какова же реальная польза от такого клерка, советника и консультанта, не пора ли того послать подальше от важных, судьбоносных дел. А страна сегодня на переломе и действительно переживает судьбоносные дни. Решаются и воплощаются очень важные дела и проекты. Какой смысл в этой ситуации содержать полуграмотных дилетантствующих чинов и чинуш с аильным уровнем мышления и маргинальным стилем работы? Зато с партийной принадлежностью к революциям? Не слишком ли накладно для и без того тощего бюджета?
Очень хорошо об этом говорил Ленин. "Вот где без помощи и без руководящей роли практиков-организаторов ни в коем случае не обойтись. …Должны понять, что сейчас все дело в практике, что наступил именно тот исторический момент, когда теория превращается в практику, оживляется практикой, направляется практикой, проверяется практикой, когда в особенности верны слова Маркса: "всякий шаг практического движения важнее дюжины программ", всякий шаг в деле практически реального обуздания, сокращения, взятия под полный учет и надзор богатых и жуликов важнее дюжины отменных рассуждений…". Предвижу истошный визг политизированных недотеп, мол, нашелся необольшевик-ленинец в демократическом Кыргызстане. Хотя дело здесь не в авторе сих, по сей день актуальных слов. Разве эти ленинские слова не отражают нынешнюю кыргызстанскую действительность?
Грустно наблюдать реальную картину нашей жизни. Каждый чинуша даже аильного уровня, не говоря уж об акимах и губернаторах, аппаратные клерки разных мастей на разных совещаниях считает долгом поучать всех и вся, включая президента, указать и покритиковать в виртуальное пространство, и - ни словом о собственной практической недоношенности и отсюда следующих провалах в собственной работе. Здесь вспоминается как раз проверенная на практике истина о том, что, самые важные и нужные стране дела и решения тормозятся именно на нижнем и среднем уровне госаппарата. Отсюда возникает другой вопрос: как, из кого подбирать госслужбу. К великому сожалению, наша практика подбора и расстановки кадров напоминает, как бы сие не звучит смешным, практику царской России 15 века. Тогда, например, в таможенную службы призывали так называемых целовальников, которым для подтверждения верности службе и долгу достаточно было поцеловать крест, и - езжай в дальнюю таможню руководить и хозяйствовать. Что и сегодня делают при поступлении в госслужбу наши доблестные министры, депутаты и другие чины. Разница лишь в том, что вместо целования креста руку положат к тексту Конституции страны. А дела так и не идут или идут неважно. Есть ли смысл в подобной ситуации попусту рассуждать о форме правления страной?
Вместо этого, в Кыргызстане взялись за смену систему правления и перетасовку госструктур. Проще говоря, потихонечку выбивают почву под ногами у засидевшихся и перезревших, чтобы расчищать площадки для новых недоучей-партийцев. Парламентская система, костоломно прививаемая в перескочившее из феодализма и социализма без достаточной рыночной практики кыргызское общество, как показывает жизнь, способна лишь породить новые конфликты и волнения. Как с тревогой отмечают эксперты и аналитики, ситуация у нас, как бы госмужи не храбрились, подошла к опасной черте, за которой – неуправляемый хаос. Или - полное внешнее управление.
Источник - kabar.kg |
Поделиться: