Рожденная независимостью

Дата:


Источник: УзА

 

«Нашенезависимое государство стремительно идет по пути прогресса. И одна из первыхпобед – рождение совершенно новой для нашей экономики отрасли –автомобилестроения», - Ислам Каримов

 

Основадостижения высоких рубежей

В нашей странеосуществляется широкомасштабная подготовка к достойной встрече двадцатилетиянезависимости Родины. Независимость открыла возможности для роста самосознаниянашего народа, реализации его огромного созидательного и интеллектуальногопотенциала, использования несметных богатств нашей щедрой земли во имя процветанияРодины, воплощения благородных и великих идей и устремлений, построения ни вчем и никому не уступающей жизни. Достигнутые нами за исторически короткийпериод колоссальные успехи на пути строительства правового демократическогогосударства, сильного гражданского общества, развития экономики на основерыночных отношений и обретения достойного места среди развитых государств миравызывают огромный интерес и чувство восхищения у мировой общественности.

         Благодарянезависимости пятнадцать лет назад был пущен в строй Асакинский автомобильныйзавод, являющийся ярким свидетельством потенциала нашей Родины, нашего народа,где и был произведен первый узбекский легковой автомобиль. Значение этогоуспеха мы еще глубже осмысливаем сегодня, на двадцатом году независимогоразвития страны. Возведение крупного современного предприятия, внедрениеотвечающих передовым международным стандартам сложнейших технологий, ихосвоение отечественными специалистами – не каждому государству такое по плечу.

         Фундаментстроительства автомобильного завода в Узбекистане был заложен в ходе визитаПрезидента Ислама Каримова в июне 1992 года в Республику Корея, во времяознакомления с деятельностью корпорации «Daewoo Motors». Спустя некоторое время был подписан документ о созданиисовместного предприятия в сфере автомобилестроения. В марте 1993 года былообразовано узбекско-южнокорейское совместное предприятие «УзДЭУавто» и в городеАсаке началось строительство автомобильного завода.

Всеучаствующие в его возведении работали с большим энтузиазмом. Однако в то времякое-кто сомневался в потенциале нашего народа. В трудных условиях переходногопериода, в том числе в плане финансов, сложных проблем становления государств,которые наряду с нашей страной стали объявлять о своей независимости, разумноли было браться за столь грандиозный проект? Однако благодаря решительности,мужеству, дальновидности главы нашего государства строительство предприятиябыло завершено даже раньше намеченного срока – всего за два с половиной года.

19 июля 1996года в городе Асаке состоялась торжественная церемония открытия совместногопредприятия «УзДЭУавто».

ПрезидентИслам Каримов, в частности, отметил на церемонии: «Не будет никакимпреувеличением сказать о том, что ввод в строй этого совместного предприятия –совершенно нового завода не только для Узбекистана и Центральноазиатскогорегиона, но и в масштабе бывшего Союза, начавшееся впервые в нашей историипроизводство современных автомобилей – это реальное воплощение проводимой намиполитики».

Начиная с этойисторической даты на единственном в Центральной Азии автомобильном заводе вАсаке производятся легковые автомобили, отвечающие самым современнымстандартам, способные конкурировать с зарубежными аналогами по такимпараметрам, как комфортность, надежность и экономичность. Сегодня отечественныемашины стали неотъемлемой частью нашей жизни, символом нашей национальнойгордости.

Годыстановления, поиска и развития

Прошедшийпериод был для Асакинского автомобильного завода поистине временем испытания ироста. В 1996 году коллектив завода, состоящий из хорошо слаженной ипрофессиональной команды, уверенно сделал первый важный шаг, запустив линии попроизводству сразу трех видов автомобилей – «Damas», «Nexia»,«Tico». Таким образом,потребителю сразу был предоставлен достойный выбор. В 2001 году модельный рядпополнила новая марка – «Matiz».

Если в первыйгод работы на предприятии было произведено 25,3 тысячи легковых автомобилей, тов следующем – уже 64,3 тысячи. А в первом полугодии 2011 года здесь быловыпущено 106,4 тысячи машин, и до конца года эта цифра достигнет 230 тысяч.

Узбекскиеавтомобили сумели быстро пробиться на внешний рынок, завоевали популярность идоверие не только у отечественных покупателей, но и у жителей ближнегозарубежья. Из года в год автомобильная отрасль нашей страны увеличивает экспортсвоей продукции, приумножая объемы валютных поступлений. Благодаря экспортуавтомобилей Узбекистан заявил о себе как о государстве с огромныминдустриальным потенциалом.

Между темспециалисты автомобилестроения в Узбекистане добивались новых успехов. В жизниузбекского автопрома 2008 год был ознаменован важным событием: 21 февраля 2008года на базе Асакинского автомобильного завода было создано новое совместноепредприятие – «GMУзбекистан». Учредителями совместного предприятия выступили АК «Узавтосаноат» икорпорация «Дженерал Моторс». Работа закипела с удвоенной силой. Модельный рядузбекских автомобилей стал пополняться новыми современными и качественнымиавтомобилями. Было начато производство моделей марки «Chevrolet»: седана представительскогокласса «Epica» ивнедорожника «Captiva».А в ноябре с конвейера автомобильного завода в Асаке сошел миллионныйавтомобиль. Им стала модель «Lacetti»– синтез стильного, просторного интерьера и динамичного спортивного экстерьера.Пуск производства модели «Lacetti»стал не только знаменательным событием в истории завода, но и началом новогоэтапа производства. Специально для выпуска «Lacetti» была налажена штамповка кузовных панелей, создансварочный участок и реконструирован сборочный конвейер. Сам автомобиль, сочетаяв себе высокие технические характеристики, итальянский дизайн и отличноекачество, стал пользоваться популярностью среди самых взыскательныхавтомобилистов.

Вдохновленныеуспехом, специалисты отечественного автопрома достигли нового рубежа, и вавгусте 2010 года на «GMУзбекистан» было освоено производство первой глобальной модели – «Chevrolet Spark». С первых дней продажиавтомобиль сразу же полюбился узбекским автолюбителям.

Эта машинапривлекает внимание своей комфортностью и дизайном, а благодаря наличию подушекбезопасности и использованию передовых разработок при производстве он получилвысокую оценку (4 звезды) по европейской классификации безопасности. Освоенныена Асакинском заводе новые мощности позволяют производить 50 тысяч автомобилей«Spark» в год.

Результатылокализации

Локализация –одно из приоритетных направлений развития автомобилестроения и повышения егопроизводственного потенциала. Она позволяет последовательно и стабильноразвивать экономику страны, создавать новые рабочие места, обеспечиватьускоренное внедрение в производство новых, эффективных технологий. Самоеглавное – способствует более широкому использованию местных сырьевых ипроизводственных ресурсов, выпуску современной, конкурентоспособной продукции иэкономии валютных средств за счет сокращения импорта комплектующих.

Комплексноеразвитие всех технологических процессов производства автомобилей стимулируетразвитие в стране машиностроения, металлургии, радиоэлектроники,нефтеперерабатывающей, химической и текстильной промышленности, сфер малогобизнеса и частного предпринимательства. Как показывает мировой опыт, каждоеновое рабочее место в автомобилестроении позволяет создать в смежных отрасляхне менее семи рабочих мест.

В настоящеевремя в отрасли заняты более 18 тысяч человек. На предприятиях компании«Узавтосаноат» только в нынешнем году было создано более 1,4 тысячи новыхрабочих мест. В рамках выполнения Инвестиционной программы отечественныемашиностроители осваивают производство многих необходимых деталей дляавтомобилей. За прошедшие годы в данном направлении достигнуты весомыерезультаты. Действуют предприятия по производству бамперов, автоэмалей,герметиков, промышленных красок, выхлопных систем, бензобаков, топливныхнасосов, автомобильных стекол и сидений, аккумуляторов, электрожгутов, деталейвнутренней отделки, фар и ламп, топливного масла и воздушных фильтров,капсулированного стекла, генераторов и компрессоров, дисков колес и узловшасси.

         16декабря 2008 года совместно с корпорацией «Дженерал Моторс» было создано новоесовместное предприятие по производству силовых агрегатов – «Дженерал МоторсПауэртрейн – Узбекистан». Сегодня в мире всего в 18 странах производятсядвигатели для легковых автомобилей. С запуском этого завода, строящегося вТашкентской области, Узбекистан также войдет в ряд этих государств. Сегодняпредприятия акционерной компании «Узавтосаноат» наладили кооперационные связисо 194 местными производителями, из которых 174 являются субъектами малогобизнеса и частного предпринимательства. На сегодняшний день предприятиямималого бизнеса и частного предпринимательства локализовано производство более1,4 тысячи наименований комплектующих деталей. С целью углубления и расширенияпроцесса локализации акционерной компанией «Узавтосаноат» реализуется более 70инвестиционных проектов общей стоимостью более 1,5 миллиарда долларов, из них в2008-2010 годах было осуществлено более 40 проектов стоимостью около 365миллионов долларов.

В результатесоответствующей работы уровень локализации легковых автомобилей «GM Узбекистан» превысил 60процентов, а осваиваемые в настоящее время проекты позволят довести этотпоказатель до 80 процентов.

С началомпроизводства легковых автомобилей в стране была создана целая инфраструктура поих обслуживанию. В частности, на сегодняшний день в стране функционируют 65предприятий по сервисному и техническому обслуживанию автомобилей, полностьюсоответствующие международным стандартам и оснащенные передовыми технологиями,что свидетельствует о динамичном развитии отрасли.

         Молодежь– наша опора

За прошедшиегоды на заводе сформировался трудовой коллектив, состоящий в основном измолодежи, которая хорошо знает современные технологические процессы и обладаетвысокой квалификацией. Сегодня здесь трудится более 6,5 тысячи рабочих ислужащих. Большинство из них прошли обучение и повысили квалификацию зарубежом. Одновременно готовится достойная смена. На предприятии проходятпрактику студенты филиала Туринского политехнического университета в Ташкенте,созданного в соответствии с постановлением Президента страны от 27 апреля 2009года, Андижанского инженерно-экономического института, Ферганскогополитехнического института, а также учащиеся специализированных Асакинского,Самаркандского автомобилестроительных и многих других профессиональныхколледжей.

Как отмечаетначальник сварочного цеха «GMУзбекистан» Обиджон Собиров, 70 процентов работающей под его началом молодежисоставляют выпускники профессиональных колледжей, которые в свое времяпроходили здесь производственную практику. Прикрепление молодежи к опытнымбригадирам и мастерам по принципу «Мастер-ученик» дает хорошие результаты.

– Я учусь вАсакинском автомобилестроительном колледже по направлению сборки автомобилей итеперь прохожу производственную практику на этом предприятии, – говоритИсломиддин Ортикватов. – Учусь применять на деле полученные в колледжетеоретические знания. Здесь установлены роботы-манипуляторы из Германии. Работаналажена по конвейерному методу, для полной сборки кузова требуется выполнение80 операций.

К нашей беседеприсоединяются друзья Исломиддина Саиджан Камбаров и Музаффар Юнусов. Ребятатолково и подробно рассказали о производственном процессе. Радует, что они ужеопределились с планами на будущее – решили работать на этом предприятии, внестисвой вклад в процветание страны.

Все этосвидетельствует о том, что в отрасли уделяется большое внимание подготовкевысококвалифицированных кадров, ведь будущее отечественного автомобилестроениязависит именно от таких молодых специалистов. В связи с этим их подготовка,повышение знаний и квалификации является приоритетным направлением.

Говоритруководитель учебного отдела компании «GM Узбекистан» Дилшодбек Каюмов: «Отбор выпускников вузов иколледжей для работы на предприятии осуществляется на конкурсной основе. Внастоящее время в наших цехах трудятся 463 учащихся пяти колледжей,сотрудничающих с предприятием, которые овладевают профессиональными навыками пометоду «Мастер-ученик». На работу уже приняты сотни молодых людей, которыепрошли практику в прошлые годы».

Открытие вТашкенте филиала Туринского политехнического университета стало новым этапом всовершенствовании подготовки кадров для автомобилестроительной отрасли. Здесьготовят специалистов по машиностроению и автомобилестроению,информационно-коммуникационным технологиям, энергетике, архитектуре истроительству.

В лабораторияхуниверситета студенты изучают конструкции и технологии двигателей,технологические процессы производства автомобилей, а также знакомятся с другимиобластями знаний, касающихся этого производства.

Следует такжеотметить, что университетские спецлаборатории и технопарк оснащены новейшимоборудованием ведущих зарубежных производителей. Они позволяют студентампрактиковаться в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте оборудования.

Сегодня можнос уверенностью сказать, что работающая на предприятии молодежь овладела всемитонкостями своей профессии и трудится на самых ответственных участкахпроизводства. Например – в покрасочном цехе, где даже невидимая глазу соринкаможет отрицательно повлиять на качество цвета автомобиля. Перед покраской всесварочные швы кузова обрабатываются герметиком, кузов и детали – специальнымсредством от коррозии, после чего наносится несколько слоев краски. Молодыетакже трудятся на самом ответственном участке – в сборочном цехе. Именно отсюдавыезжают уже готовые сверкающие автомобили. Ежедневно более 800 машиннаправляется из цеха на испытательную площадку.

Кроме того,молодежь часто вносит рационализаторские предложения, направленные надальнейшее совершенствование производственного процесса. На предприятии созданасистема материального и морального стимулирования работников с целью поддержкиих творческих поисков, инициатив, стремления к повышению знаний.

Новая линиясборки автомобилей «Damas»– результат таких усилий. Если раньше длина сборочного конвейера составляла 180 метров, то теперь засчет его оптимизации сборка осуществляется на более компактной и удобнойспециализированной линии длиной 63 метра. Только в прошлом году на предприятиибыло выдвинуто 11172 рационализаторских предложения, способствовавших повышениюэкономической эффективности производства.

УткурбекУзакжанов работает на заводе с 1996 года. На его счету – 120 подобныхпредложений по улучшению качества продукции, сокращению производственныхрасходов.

         –Работа на заводе расширила мои возможности и знания, я проходил обучение внескольких зарубежных странах, – говорит У.Узакжанов. – Я горжусь тем, чтоработаю на таком предприятии, настоящем промышленном гиганте. Накопленныезнания и опыт передаю молодым ребятам. Меня радуют их стремления и изыскания,быстрое освоение новых технологических процессов.

         Символгордости

Асакинскийавтомобильный завод играет важную роль в дальнейшем развитии экономики страны,повышении благосостояния народа.

– Только изнашей махалли на заводе работают 226 человек, – говорит председатель сходаграждан асакинской махалли имени Мукими Одинахон Даминова. – Благодаря заводунаш город прославился на весь мир, люди трудоустроены, повышается ихблагосостояние. Наряду с этим предприятие вносит большой вклад в повышениедуховности наших граждан, расширение их мировоззрения, дети изучают иностранныеязыки, имеют возможность обучаться в лучших вузах Узбекистана и других стран.Если раньше в нашей махалле было лишь 2-3 автомобиля, то теперь каждая втораясемья имеет современную легковую машину. Все это свидетельствует о том, что подруководством Президента Ислама Каримова наша страна уверенно идет по путипрогресса, постоянно растет благосостояние народа.

Двадцать летдля истории – лишь мгновенье. Но за этот короткий период в ходе реализациизадач, определенных Президентом Исламом Каримовым в первые дни независимости,мы добились огромных успехов, которые восхищают весь мир. По построенным намисовременным дорогам мы гордо движемся вперед – к великим целям – на автомобиляхсобственного производства.

 

Поделиться:

Дата: