Экспансия Российской империи

Дата:



В прошлый раз я неспроста заговорил об экспансии России. Единственное, что мне хотелось бы поправить сегодня, так это название страны: не Россия, нынешняя Российская Федерация, а Российская империя конца XVIII – начала XIX в. в. Иначе того и жди: накинутся на всех кыргызов вместе и на меня в отдельности все якобы заступники русского народа и станут обвинять нас внационализме и шовинизме. Так не раз бывало. И главное – не сами русские будут нас обвинять, а те самые манкурты, про которых я недвусмысленно рассказывал в прошлый раз.

Так и есть: "они большемонархисты, чем сам монарх". Но, к счастью, как я не раз утверждал в своих выступлениях и интервью, великий народ велик во всем, а посему истинно русские люди и их ученые мужи не видят ничего обидного в том, что какой-нибудь инородец рассказывает правду об истории своего народа. Обо всем, что я расскажу далее, вы сможете прочитать (а некоторые уже, наверное, прочли) в моем романе "Феникс", за который мне, кстати, и далиМеждународную "Русскую премию".

А насчет экспансии сошлюсь на определение этого слова в словаре… Ну, например, возьмем словарь Ожегова. Там черным по белому написано следующее:

"Экспансия. 1. Империалистическая агрессивная политика распространения своего политического и экономического влияния на другие страны вплоть до насильственного захвата чужих территорий…" (Ожегов С. И. Словарь русского языка. "Русский язык", М., 1988, с.740)

Так что, как говаривал учитель истории Илья Семенович, главный герой пьесы Г. Полонского "Подсвечник Чаадаева, или Доживем до понедельника": "Я… сейчас даю историю до 17-го года, так что политически тут все в порядке…"

Итак…

Российско-кыргызские связи имеют глубокие корни и давние противоречивые отношения. Начиная с повелительного тона Петра I : "… оная-де орда потребна под Российской протекцыей быть, чтоб только чрез их во всех Азиатских странах комоникацею иметь и к Российской стороне полезные и способные меры взять…"(Казахско-русские отношения в XVI-XVIII веках, с. 31, док. 24.) и идиллически-пышного обращения к кыргызской царевне Фелице: "Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды…" (Г. Р. Державин. Фелица. 1782 г.) до горделиво-подозрительного указа императора уже Александра I "O переходе степных киргиз на внутреннюю сторону Урала" за №97 от 17 июня 1808 г. Оренбургскому военному губернатору Г. С. Волконскому: "Рассмотрев представление Ваше о делах, до киргиз относящихся, я нашел в оном следующие главные обстоятельства…" (ЦГА КазССР, ф. 4, on. 1, д. 214, лл.2-5, об. Копия.).

Из вышеприведенных примеров становится ясным, что интерес России к взаимоотношениям с кыргызами зародился давно. В этом направлении и развивалась дальнейшая политика русского правительства. По словам К. В. Нессельроде, министра иностранных дел в то время, политика России в конце XVIII – начале XIX в. по отношению к Средней Азии заключалась в расширении сферы торговли, поисках новых торговых путей в Китай и Индию (Бекмаханов Е. Б. Присоединение Казахстана к России, с. 90.).

Однако среднеазиатский рынок привлекал внимание не только российских купцов. В первой половине XIX в.в Средней Азии переплетаются интересы России и Англии. В донесении сибирского генерал-губернатора П. М. Канцевича от 17 марта 1827 г. К. В.Нессельроде отмечалось, что, по слухам, англичане уже несколько лет засылают в Среднюю Азию своих агентов с целью разведать, "как бы лучше похитить у России азиатскую коммерцию" (Валиханов Ч. Ч. Собр. соч., т. III, с. 147-148.). Разъезжая под видом купцов, они щедро одаривали владетелей, раздавали на значительные суммы товары "без всякого промена", стараясь на будущее заручиться поддержкой в торговле и обратить взоры местных правителей в сторону Англии.

В 1813 г. через кыргызские земли в Восточный Туркестан снаряжается большой торговый караван купца Миркубана Ниязова. При караване со специальным заданием находился губернский секретарь-переводчик (проще говоря, военный разведчик) Андрей Леонидович Бубенов. Он имел открытые письма отсибирского генерал-губернатора "ко всем салтанам, старшинам и биям кочующих народов по сему новому тракту, коих убеждал к содействию и нечинению обид и грабительств, в особенности же прошены были о сем самыеотдаленные киргисцы (ЦГВИА, ф. ВУА, д. 24668, л. 167.). Караван охранялсотник Старков с отрядом из 6 урядников и 40 казаков.

Из Семипалатинска караван вышел 7 сентября 1813 г. 31 октября караван миновал перевал Санташ и по р. Тюп стал спускаться в Иссык-Кульскую котловину. По течению реки на протяжении 15 верст встречались аилы кыргызских биев Шапака, Шералы, Эшима и других. Дружелюбно принятый Бубенов вручил им письма сибирских властей.

Г. И. Глазенап сообщал в Комитет Министров: "… киргизсцев почетнейшие бии Ширайли и Ниязбек по благоразумным внушениям, быв склонны в пользу россиян, обязались сопровождать караваны на свою ответственность и пошлины не брать" (ЦГИА СССР, ф. 1263, оп. 1, д. 58, л. 453.).

Так поездка Бубенова в кыргызские земли возобновила кыргызско-русские связи, прерванные в конце XVIII в. Тогда тому в немаловажной степени способствовало то обстоятельство, что кыргызы помимо Тянь-Шаня и Памира вЮжной Сибири тоже имели в начале XVII в. конфедерацию четырех княжеств,получившую в русских источниках название "Киргизская землица". В составе "Киргизской землицы" были Алтырский, Алтысарский, Исарский (Езерский), Тубинский улусы. Они около 100 лет сдерживали продвижение русских в Южную Сибирь и лишь под большим натиском огромной махины Российской империи через столетие в основной массе были вынуждены в 1703г. покинуть Хакасско-Минусинскую котловину и раствориться среди народовКитая, называя себя однако фуюйскими кыргызами. Это и стало причиной неприязненного отношения русских к кыргызам, и они прервали свои отношения с ними в конце XVIII в.

А в этот раз, когда разведка Бубенова прибыла в Кыргызстан, кроме того помешал случай, когда на севере Кыргызстана находилось посольство и от Кокандского ханства, в составе которого была уже вплоть до Кетмень-Тюбе большая часть кыргызов,которые играли немаловажную роль в ханстве.

Таким образом, в Средней Азии и в Кыргызстане в том числе слились интересы нескольких держав того времени: Цинской, Российской и Британской империй. Примерно как сейчас…

(часть вторая)

И теперь вопрос стоял о том, чью сторону примет Средняя Азия и Кыргызстан в том числе. Но империя на то и империя, что не хочет ждать, пока кто-нибудь сделает выбор. Она готова на все, лишь бы прибрать к своим рукам побольше земель и богатства из их недр. Так что Цинская империя прибегла к древней китайской тактике "и и чжи и" ("обуздывать одних варваров руками других варваров"), а Российская и Британская империи, в свою очередь, использовали заимствованную из римского права тактику "divide et impera"("разделяй и властвуй"), что по сути дела одно и то же. Благо для этой цели в то время уже существовали свои "мигранянчики" (по имени еще одного манкурта, теперь уже от армян, который, бросив свою родину Армению, обитает где-то в России и собирается разделить неведомый ему Кыргызстан на юг и север и распределить их меж опять-таки неведомыми емуУзбекистаном и Казахстаном. Так бы ретиво он распоряжался своей Арменией.), и они тоже были готовы разделить кого угодно на сколько угодно частей, чтобы угодить своим хозяевам, оплачивавшим все это разграблением.

Кыргызы называли таких людей "козкаманами". Помните в эпосе рассказывается о том, как после процветания кыргызских земель в период правления великодушного Манаса к нему из далеких калмыцких земель явились Козкаман, Кокчокоз и другие…

А давайте мы еще раз сделаем лирическое (здесь скорее уместно слово "мифологическое") отступление и более подробно расскажем о Манасе и козкаманах, чтобы была более понятна мысль о том, как кыргызский народ до сегодняшнего дня находится в руках своих доморощенных манкуртов и взращенных на чужбине "козкаманов" и "мигранянчиков".

Итак, слушайте…

Прошлигоды, и кыргызы мирно жили друг с другом. Но именно это не давало покояих врагам. И вот однажды кара-китайский правитель Эсен, встревоженный тем, что у соседей все хорошо, опасаясь, как бы не наступили для них трудные дни, собрал все сорок родов калмаков, кара китаев и манчжуров и начал свою речь так:

- Слушайте все и не говорите потом, что не слышали. Кыргызский правитель Манас объединил все свои племена в единый народ, прогнал оттуда хана Алооке. Они сейчас живут в мире и согласии, государство их процветает, народ счастлив и богат.

Если мы не уничтожим Манаса, не избавимся от таких его друзей и соратников, как Алмамбет, Чубак и Сыргак, то нам не будет спокойного житья. Есть ли среди вас герой, кто бы смог уничтожить Манаса? За голову его отдаем мы золотую корону.

Никто не посмел поднять голову и выйти вперед. Тогда придворные пошли искать-рыскать тех, кто бы осмелился уничтожить Манаса, они нашли Кокчокоза и Козкамана, Джелтийбеса и Чандаяка, Орозонаи всех пятерых потащили к правителю кара-китаев. Они были когда-то захвачены в плен и являлись родственниками Манаса. Они забыли родной язык, забыли историю своего народа, утратили душу кыргызов - и вот их подкупили разными посулами, угрожали разными наказаньями и заставили идти против своего народа. Так удалось отправить козкаманов к кыргызам.

И вот козкаманы снарядились в путь, поклялись богатырей убить, целовали чужие святыни, готовили яд для своего народа.

На полпути Козкаман отправил вперед гонца с письмом к Манасу.

-Львоподобный Манас! – писал он в письме. – Мы одного с тобой крови, мы также были рассеяны, когда все сыновья Орозду оказались в изгнании. Мы долго бродили по свету, мыкались, были рабами, и вот, наконец, освободились мы от оков. Мы исстрадались, исхудали, в жизни многое познали, и вот ищем мы защиты у тебя.

Расстрогался Манас, принял козкаманов с почетом и уважением. Бакай зачитал письмо всему народу. Народ тоже пожалел бедных родственников своих.

Тепло приняли козкаманов кыргызы: обогрели, приласкали, лучшие куски им отдавали. Манас открыл им всю казну, раздал богатство и еду.

Скоро народ стал понимать, что козкаманы совсем иные люди: они говорили на чужом языке, соблюдали чужие обычаи, традиции – ничего кыргызского не осталосьв них, это были обычные калмаки. Каныкей испугалась за кыргызов: уж не доведут они Манаса до добра.

Однажды козкаманы пригласили Манаса к себе в гости.

-Мы с тобой одной крови, - говорили они. – Ты приютил нас, приголубил, мы за это век тебе благодарны. Мы никогда не забудем твою доброту и щедрость.

И Козкаман протянул Манасу чашу с кумысом. Ничего не подозревавший Манас одним залпом опрокинул чашу и выпил кумыс. Мгновенноподействовал яд, и Манас тотчас упал на землю. Никого из друзей и соратников не было здесь, и тогда козкаманы все вооруженные обступили полуживого Манаса.

Все еще живой, но обессиленный Манас созывал друзей, родственников и соратников, звал на помощь Бакая и Алмамбета, звал Сыргака и Чубака, звал всех сорок витязей своих. Но далеко они были, не слышали они его.

Только Каныкей дома почуяла что-то неладное, сердце подсказывало ей, что стряслась с мужем беда. Она связала на макушке свои косы, оделась в ратный свой наряд, вскочила на неустанного скакуна Аккулу, взяла с собой Акаяра, единственного кто остался в стане витязя, и помчались они к козкаманам.

Прибыли в стан козкаманов они, а там вершили самосуд враги, обступили-обложили со всех сторон Манаса и пытались убить его. Каныкей стремглав ворвалась в круг, била вправо, била влево, убивала всех подряд, пробиралась к мужу всередину толпы. За ней пошел и Акаяр, жизни не жалея, бился с козкаманами.

Наконец, Акаяру удалось вырвать ослабевшего Манаса из рук противников, удалось вынести великана из разъяренной толпы. Передал Акаяр грузное тело Манаса жене Каныкей, велел скакать без остановки, не смотреть на него, а спасать Манаса. Сам же он прикрывал их, пытался задержать козкаманов, отбивался как мог, сражался, как велелему бог.

А Каныкей все мчалась, козкаманы пытались догнать, посылали стрелы вслед, но не смогли достать – скрылась Каныкей в горах вместе со своим любимым Манасом.

Долго пряталась Каныкей в ущелье Кайыпчы, куда не могли добраться вороны и шакалы. Манас же долго не мог прийти в себя.

Вероломныевраги Козкаман и Кокчокоз поймали отважного Акаяра, связали и бросили живьем в зиндан. В тот же день козкаманы собрались и бежали обратно через перевалы и отроги, через горы и реки назад к калмакам, боясь возмездия кыргызов.

В это время случайно вернулся Кырчылчал верхом на своем коне Карткурен, увидел все случившееся, остальное узнал от Акаяра, которого едва вытащил из ямы, расплакался, запричитал и помчался с тяжелой вестью к своим. Он стегал своего скакуна, мчался по горам и отрогам, мчался по селеньям и летовьям, сообщал всем подряд о случившемся, окликал Каныкей вместе с Манасом, звал на помощь всех кыргызов.

Собрались вместе все кыргызы, судили-рядили, обсуждали,как поступить и решили догнать козкаманов. И вот, когда они настигли наконец вероломных врагов, началось кровавое побоище. Сыргак сражался с Кокчокозом, остальные перебили всех девять сыновей Кокчокоза. Забрали все награбленное козкаманами и вновь вернулись к себе домой. Они рассказали Манасу, как уничтожили врагов, праздновали победу. И вот в завершение Бакай произнес свою речь:

- Дорогие мои сородичи! Я хочу с вами обсудить, посоветоваться кое о чем.

Во-первых, от нашей беспечности, от безделья, от праздной жизни нашей мы чуть не лишились любимого нами львоподобного Манаса.

Во-вторых,вы знаете, у нас есть правила и законы. Не соблюдая их, мы чуть не лишились нашей родины. Никто не имеет права нарушать эти законы и правила: ни хан, ни бек – никто.

В-третьих же, мы слишком раздобрились, друзья, раскрыли объятия пред всеми, раскрыли все ворота, открыли все двери и стали принимать всех подряд, как братьев. Но, вы видели, они нам не братья: они лишь с виду кажутся нам братьями, но самиточат против нас ножи.

Неизвестно, что ждет впереди кыргызов. Ночто бы там не ждало нас, давайте будем бдительны и осторожны, будем отличать добро от зла, белое от черного, друзей от врагов.

Кругомодни враги, но есть и друзья. Одни готовы прийти на помощь, другие же готовят для нас сети. Давайте объединимся и будем крепки в единстве, дорогие сородичи! До сих пор жившие вольно, мы забыли про порядок и бдительность. Давайте вернемся к порядку и будем осторожны. Что на это скажете, друзья?

Народ некоторое время молчал и затем огласился радостным криком, поддерживая все сказанное Бакаем.

Последолгих споров и обсуждений кыргызы определили правила и законы, по которым им жить в дальнейшем, назначили своих глав, решили выделить воинов и защитников к ним, согласовали действия и разошлись по домам.

НесчастнаяКаныкей искала средства для лечения. Нашла их на родной земле. Нашла иху своего народа. Нашла их у своих сородичей. Тысячи средств нашла она истала лечить Манаса. Дала она эти средства богатырю, ложками измеряла каждую каплю лекарства, вылечила-таки своего мужа. Для укрепления здоровья Манаса зарезали сорок кобылиц, обвязали тело его брюшным жиром иждали сорок дней, пока львоподобный богатырь снова не встанет на ноги. Вскоре он и на коня сел.

С одного края до Коканда, с другого – доКашгара расселились кыргызы, сорок витязей Манаса обжились на благодатной земле Таласа, охраняли все пути-дороги от Кангая и до Запада. И зажили кыргызы вместе с Манасом…

Нет на свете более врагов, чем те, которые вышли из кыргызов, они повсюду кричат про кыргызов, но ломаного гроша не стоят, они забыли родной язык, свою религию и собственную историю. Они худшие из врагов потому, что всегда бьют исподтишка. Они коварные из всех потому, что разрывают народ изнутри. Они вероломные из всех потому, что предают свой народ в трудныедни.

И вот по прошествии многих веков в Кыргызстане и во всей Средней Азии к власти снова рвались козкаманы и манкурты под улюлюкание иподбадривание со стороны более могущественных соседей и их прихвостней-мигранянчиков. Они делили кыргызов на северных (аркалыков) июжных (ичкиликов), делили на еще более мелкие роды: сарыбагышей, саяков, бугу, кыпчаков, тейитов и других.

Но сильнее всех оказалась Российская империя…

Турусбек Мадылбай

(продолжение следует)

5,11 июля 2011

Источник - akipress.org

Поделиться:

Дата: