Решать споры надо цивилизованно
Вот уже большемесяца на западе страны рабочие нефтяных компаний входящих в структуру компании "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (РД КМГ) упорно добиваются от работодателя и властей выполнения своих требований. Сюжетная линия трудового спора закручивается все интригующе.
Так 27 мая, стало известно, что 8 активистов нефтепромысла "Каражанбас" (часть доли которого находится у китайской компании CITIC) в Мангистауской области были уволены руководством за прогулы с 17 мая. То есть, начиная с первого дня начала забастовки. Изначально суть конфликта сводилась к нескольким пунктам; увеличение заработной платы и надбавок к ней, введение оплату за вредные условия труда, а также невмешательство в деятельность независимого профсоюза. В ответ руководство компании отказалось проводить переговоры с зачинщиками беспорядков и заявило, чтопойдет на этот шаг лишь после прекращения забастовки. В результате противостояния была задержана член профсоюза работников компании "Каражанбасмунай" Наталья Соколова, которая была привлечена к ответственности за "разжигание социальной розни". Кроме того, наиболее активные участники забастовки были уволены.
Поддержать коллег из "Каражанбасмунай" решили и рабочие из "Озенмунайгаза". В конце мая болеедвухсот работников предприятия не вышли на работу, а 10 человек объявили голодовку. В начале июня к бастующим присоединились и рабочие ТОО "Ерсай Каспиан Контрактор".
Казалось бы, требования рабочих, обвиняющих иностранных инвесторов чуть ли не в двойных стандартах, а казахстанское руководство в бездействии, вполне обоснованы. Во-первых, поселки, расположенные возле месторождений находятся далеко от городов. Жить в них очень сложно. Соответственно нет ни условий, ни выбора товаров, которые есть у горожан. Слишком медленное развитие регионов, предпринимаемое властью, в данном случае оказывает весьма негативную роль. Кстати, в этом плане до сих пор остается открытым вопрос о том, какая судьба постигнет людей, когда ресурсы на месторождениях будут полностью выработаны. Насколько их хватит? Понятно, что, учитывая данныйаспект, строить города вокруг разрабатываемых месторождений крайне не выгодно. Поскольку вполне возможно, что через 10-20 лет они могут стать городами-призраками. Но что делать людям потом? И опять-таки, эти вопросы с кондачка не решаются. Для этого необходима рабочая группа, в составе которой были не только представители власти, но и представители профессиональных объединений, и представители жителей этих поселков.
Во-вторых,свою лепту в возмущение населения вносит и недоработанная местными властями ценовая политика. По словам забастовщиков, товары постоянного пользования и продукты питания обходятся сельчанам дороже, чем жителям крупных городов, поскольку их завозят издалека и в небольших количествах.
В-третьих, семьи сельчан, как правило, большие, а кормильцев способных обеспечивать всю семью один или в лучшем случае два. Соответственно их заработной платы банально не хватает.
Однакоесли обратиться к логике, то выясняется, что на самом деле ситуация выглядит несколько иначе. Не совсем, так как ее описывают забастовщики. Согласно официальной информации, в отличие от многих предприятий на территории Казахстана, в АО "Каражанбасмунай" ежегодно производится повышение заработной платы с учетом уровня инфляции.
Так, в 2010 году зарплата рабочих "Каражанбасмунай" была повышена в среднем на 9-9,5процента, в то время как официальный уровень инфляции составил 7,8 процента. В январе 2011 года зарплата всех работающих в компании была проиндексирована еще на 10 процентов. При этом по утверждению первого вице-президента АО "Каражанбасмунай" Каирбека Елеусинова, помимо основных выплат, в компании действует еще и система ежеквартальных и разовых премии. "Мне понятно, что работники хотят повысить уровень жизни. Но все это нужно рассматривать через призму законности, надо различать разумные предложения и необоснованные требования, разрешать споры цивилизованно, в рамках правового поля", - считает Каирбек Елеусинов.
Год назад, по требованию работников АО "Каражанбасмунай", ТОО "Тулпар Мунай Сервис" и ТОО "Argymak Trans Service" была создана согласительная комиссия, разрешившая немало конфликтных вопросов. Здесь и охрана социально-бытовых условий труда, и аттестация рабочих мест, и вопрос учета и оплаты специальных и внутрисменных перерывов, и индексация заработной платы работников на 10 процентов, а также вопросы приведения коллективного договора в соответствие со статьей 284 ТК РК.
"Было требование повысить заработную плату с применением, так называемого территориального (районного) коэффициента 1,7. Прежде всего, надо сказать, что законодательством выплата такого коэффициента не предусмотрена. Несмотряна это, на заседаниях примирительной комиссии было подтверждено, что с 1997 года этот коэффициент уже присутствует в заработной плате каражанбасцев", - напомнил Елеусинов. Что касается отраслевого коэффициента составляющего 1,8 процентов, то здесь по утверждению эксперта, имело место некоторое заблуждение представителей бастующих работников, потому что отраслевой коэффициент установлен законодательством не для повышения текущих заработных плат, а для определения минимального стандарта оплаты труда (МСОТ) в каждой отдельной отрасли. МСОТ - это уровень минимальной зарплаты только тех работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда.
Кстати,для того, чтобы подсчитать выручку рабочего, не обязательно быть специалистом в семи пяди во лбу. Достаточно лишь немного посидеть с калькулятором. Так, в 2010 году "минимальная заработная плата" составляла 14 952 тенге. Умножаем эту сумму на 1,8%. Получим ту минимальную зарплату, которая гарантирована государством работникам нефтедобывающей отрасли с вредными условиями труда - это 26 914 тенге. А, по словам, Елеусинова в АО "Каражанбасмунай" тариф первого разряда (минимальная зарплата в компании) в 2010 году составлял 63 671 тенге. И это только для работников с не самыми тяжелыми условиями труда. Для тех же, кто занят на вредных условиях, установлена доплата в размере 5 процентов от тарифной ставки. "Например, средний оклад оператора добычи нефти 5 разряда в 2011 году составил 158 тыс. тенге, а с учетом ежеквартальной премии, ночных и сверхурочных выплат средняя зарплата достигает 245 тысяч тенге в месяц", - отметил Каирбек Елеусинов. Что уж тут говорить, к примеру, о представителях других социально-важных профессий, тех же учителях или медиках, у которых, несмотря на чуть ли не ежегодные добавки, заработная плата в два, а то и в три раза меньше.
Даи сами работники тех же нефтедобывающих предприятий не скрывают, что с введением новой системы оплаты труда, к примеру, зарплата оператора подземного ремонта скважин 4 разряда составляет 316 719 тенге, против 296 092 тенге – в 2010 году и 147 832 тенге – в 2007-м. У машинистов спецтехники тоже есть своя градация. Среднемесячный заработок машиниста нефтепромысловой автоцистерны без прицепа пятого разряда в "Озенмунайгазе" составляет 268 783 тенге. А машинист того же разряда, ноуправляющий автоцистерной с прицепом, зарабатывает на 30 тысяч тенге больше. Стропальщики подземного ремонта скважин четвертого разряда зарабатывают 183 270 тенге, а их коллеги, имеющие пятый разряд, – 226 673 тенге. Среднемесячная зарплата инженера контрольно-измерительных приборов и автоматизации 10 разряда в ОМГ составляет 260 168 тенге. А заработная плата начальника цеха добычи нефти и газа (14 разряд) – 407 768 тенге. Понятно, что обладающие большими знаниями и опытом специалисты и зарабатывают соответственно. Спрашивается, где еще в Казахстане можно найти такие заработные платы? Но, видимо, популярный советский лозунг о всеобщей уравниловке, сегодня снова в ходу, на этот раз у разъезжающих на собственных автомобилях "обиженных" нефтяников. Иначе как понять требования забастовщиков?
Впрочем, на этот раз вотличие от руководства компаний, власти страны все же предприняли попытки найти компромисс. Так "бьющая" во все колокола оппозиционная пресса как-то "не заметила", что 3 июня в Актау состоялась встреча акимаМангистауской области Крымбека Кушербаева с представителями работников АО "Каражанбасмунай". Почему не заметила? Да потому, что Крымбек Кушербаев сказал бастующим нефтяникам следующее: "Вы должны понять, что незаконные действия недопустимы. Они, в первую очередь, оборачиваются против вас же: потерями работы и заработка. Все взаимоотношения между работниками и руководством компании должны строиться исключительно в правовом поле, а не с помощью ультиматумов".
А ведь на самом делеаким области прав. Хотя бы потому, что в любом случае худо мир всегда лучше доброй ссоры, и насущные вопросы надо решать сообща за столом переговоров. Да и в целом из объяснений акима становится ясно, что весь нынешний конфликт берет начало из-за разногласий профсоюзных деятелей, которым акимат, кстати, неоднократно предлагал разрешить спор в судебномпорядке.
Что касается самих бастующих, то по их признанию, они прекрасно понимают, что аким области Крымбек Кушербаев не может самостоятельно решить всех их проблем. "Мы просто стоим перед акиматом без политических лозунгов и плакатов, в надежде быть услышанными президентом страны Нурсултаном Назарбаевым", – заявляют активисты, пикетировавшие административное здание. Но хотят ли они сами быть услышанными? Сомнительно. Поскольку умудрились не найти понимания и со специально созданной межведомственной рабочей группой, также пытавшейся урегулировать конфликт. В результате министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова интервью СМИ вынуждена была снова подтвердить необоснованность выдвигаемых требований работниками месторождения Каражанбас по повышению заработной платы и несоответствие их трудовому законодательству. "Это идет не первый год, только в прошломгоду мы пришли к консенсусу, все было решено. Но не понятно, почему люди все время требуют постоянного повышения зарплаты – это зависит от их производительности", – заключила Абдыкаликова.
Все правильно! Только умение работать и желание повышать свою квалификацию - пожалуй, единственный верный способ увеличить свою зарплату. Впрочем, одно дело думать о том, как улучшить свою производительность труда, и совсем другое, брать нахрапом и с криком требовать желаемое, как неразумное дитя. Но неразумное ли? И самостоятельно ли рабочие различных предприятий выходят на забастовки?
Еще в начале года в ряде казахстанских изданий появлялись публикации, прогнозирующие волнение в западном регионе страны. В подтверждение тому 15 июня уже актюбинские нефтяники стали штурмовать областной акимат, требуя: прекратить реорганизацию специализированного транспортного управления СНПС "Актобемунайгаз", улучшить условия труда и повысить заработную плату. И здесь любопытен еще один момент. Странным образом и актауские, и актюбинские забастовщики выражают свое недовольство политикой китайскогоинвестора. "Нас хотят выкинуть за борт из актюбинской нефтеразведки! Говорят, что шестьдесят процентов будет у СНПС, а сорок процентов - у китайской транспортной компании, а там и до частной китайской компании недалеко. Они весь рынок завоюют", - возмущаются рабочие "Актобемунайгаз".
Возможно, они и правы, но если вспомнить недавний мессидж, скинутый во всемирную сеть бывшим послом в Австрии Рахатом Алиевым (в настоящее время обвиняемом в убийстве двух банкиров),и волнение в рядах некоторых общественных деятелей вдруг озаботившейся "ползучей китайской экспансией", то возникает весьма странное подозрение. Подозрение, которое одним махом, весь социальный конфликт превращает уже в политический. И можно с уверенностью констатировать, что политический налет появился с того момента, как в дело подключились различные общественные деятели и политики оппозиционного толка. Оно и понятно, ведь грех не воспользоваться удобной ситуацией.
Но популистские заявления казахстанских "демократов", бьющие по национальной гордости людей, по принципу: "иностранцам продали нашу землю", "если из недр выкачают все, что останется нашим детям" и т.п. – на самом деле не решают насущных проблем тех же забастовщиков. Да, люди,оказавшиеся в клубке, казалось бы неразрешимых проблем – в чем-то, безусловно, правы. Но эмоции и становление в позу, в данном случае не самый лучший вариант. Ибо, как правило, в таких случаях проигрывают те, кого используют в своих целях политические силы. А потому, бастующим рабочим следовало бы все-таки задуматься над своим положением, и все-таки попытаться договориться с руководством компаний, последовательно и четко обговорив все беспокоящие их моменты в цивилизованном формате.
Ардак ГАБИДЕН
Поделиться: