Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кыргызстан: Детям меньшинств нужно больше, чем государственный язык

6 Июля 2011

Автор:

Теги:



Нынешний политический климат не способствует продвижению принципов, обеспечивающих равные возможности доступа к образованию для национальных меньшинств Кыргызстана. Роза Отунбаева заявила, что обеспечение того, чтобы русско- и узбекоязычные меньшинства говорили на кыргызском языке, поможет в будущем избежать конфликтов на этнической почве. Она также сказала, что кыргызский должен стать единственным языком обучения.  В Кыргызстане, где все еще свежи воспоминания о столкновениях на этнической почве в июне прошлого года, будущее детей рискует стать заложником националистической риторики. Пока страна все еще приходит в себя после трагедии, некоторые чиновники все чаще призывают к образованию исключительно на государственном кыргызском языке. Такой шаг рискует навредить развитию детей не только из числа национальных меньшинств, но также и детей кыргызской национальности. Языкявляется тонким элементом политики в области образования в Центральной Азии, где новые независимые государства, по понятным причинам, стремятсяк усилению роли исконных языков и укреплению своей национальной идентичности.

Образование на «титульном» языке является важным аспектом формирования нации. Однако зачастую даже снабжение школ учебными материалами на языках региона оставляет желать лучшего. Школы же с русским языком обучения, лучше обеспеченные учебниками и преподавательский состав которых включает много опытних педагогов, получивших дипломы еще в советских вузах, предоставляют более качественное образование, что иногда вызывает раздражение.

Этнический состав региона поражает разнообразием. В Кыргызстане, например, к национальным меньшинствам принадлежит приблизительно 30 процентов населения. Исследования показывают, что дети, обучающиеся в школе на неродном языке, нуждаются в дополнительной педагогической поддержке на родном языке, чтобы полноценно развивать навыки чтения и письма на языке обучения. Без такой поддержки ученики, говорящие на языках меньшинств, могут оказаться в крайне невыгодном положении по сравнению с большинством, из-за чего могут бросить учебу, а во взрослой жизни у таких детей будет меньше шансов на успешное трудоустройство. Нужно также отметить, что дети национального большинства, обучающиеся только на государственном языке, также попадают в невыгодную ситуацию, поскольку лишаются дополнительных источников новостей и информации, а также возможностей для профессионального развития, доступных тем, кто владеет другими языками, такими, например, как распространенный в регионе русский.

Парламент Кыргызстана в настоящее время рассматривает Концепцию этнической политики, в которой излагаются планы по обеспечению преподавания в начальных классах на родном языке детей. Параллельно будет постепенно вводиться обучение на кыргызском языке; по мере того, как дети будут обретать навыки свободного владения этим языком, языки национальных меньшинств – в том числе русский – станут преподаваться какотдельный предмет. Преподавание же детям, чьим родным языком является кыргызский, в дополнение к родному будет параллельно вестись и на второмязыке, при педагогической поддержке на кыргызском. Таким образом, все дети будут владеть двумя языками ко времени окончания школы. Такая продуманная образовательная политика обеспечила бы равный доступ к образованию детей из языковых меньшинств Кыргызстана, и могла бы послужить одним из факторов снижения межэтнической напряженности.

Тем не менее, нынешний политический климат не способствует продвижению принципов, обеспечивающих равные возможности доступа к образованию для национальных меньшинств Кыргызстана. По сообщениям Ассамблеи народа Кыргызстана, консультативного органа, 19 июня ПрезидентРоза Отунбаева заявила, что обеспечение того, чтобы русско- и узбекоязычные меньшинства говорили на кыргызском языке, поможет в будущем избежать конфликтов на этнической почве. Она также сказала, что кыргызский должен стать единственным языком обучения. В заявлении 21 июня она несколько смягчила эту позицию в пользу выбора родителями языкаобучения, и признала важность русского языка. Хотя этот подход и является более предпочтительным по сравнению с идеей заставить всех детей учиться только на кыргызском языке, без педагогической поддержки на родном, все же и он сопровождается риском разделения по языковому признаку и создания отдельного класса людей, в который дети-выходцы из меньшинств будут попадать уже со дня поступления в школу.

Это отказ от разумной политики в пользу национализма и популистской ксенофобии. В чем сейчас нуждается Кыргызстан, так это в приверженности духу этнического разнообразия, в политике вовлечения всех этнических групп и в хорошей образовательной политике, изложенной в соответствующемразделе Концепции этнической политики. Доступ к русскому языку важен, но самым главным проявлением уважения к национальным меньшинствам должностать обеспечение всех детей соответствующей языковой поддержкой в школах. Такая образовательная политика поможет детям вырасти в духе толерантности и этнического разнообразия – неотъемлемых компонентов общечеловеческих ценностей.

Источник – russian.eurasianet.org

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение