Главный вопрос: что дальше? Рванет или нет мировая бензоколонка, тоесть весь Аравийский полуостров? Йемен может стать тем самым детонатором. Причем, сейчас там резко активизировались боевики «Аль-Каиды». В среду они атаковали город Эль-Хаута. Он расположен недалеко от места, где Аденский залив впадает в Красное море. Через это бутылочное горлышко проходит основной маршрут не только экспорта ближневосточной нефти, но и главных торговых путей. Чего ждать?
Этои революция, и гражданская война, и клановая междоусобица, и дворцовый переворот одновременно. Все началось по накатанному сценарию: безработная молодежь вышла на митинг — отчаянный и бессрочный. Демонстранты хотели одного — чтобы Али Абдалла Салех, правивший страной 32 года, ушел. Вот и вся политическая программа. И диктатор их не трогал, пока к делу свержения не подключились вожди племен.
Северныйи Южный Йемены объединились в 1991 году. Именно Салех стал объединителем после короткой и жесткой гражданской войны. Он еще раньше научился изощренно использовать чужие противоречия в своих интересах.
Холоднаявойна двух сверхдержав нищей стране шла на пользу. Советы и американцы платили за лояльность, помогали оружием, специалистами. Советских врачей, например, йеменцы обожали и разве что не носили на руках. На советских строителей собирались посмотреть толпы. Благодаря СССР в Южномпоявилось чудо — морской порт.
«Не было причала, поэтому подошелкорабль в море, а потом на лодках вывозились эти грузы. И наши ребята, наполовину голые, в воде, таскали эти ящики. Понимаете, это была революция для Йемена. Почему? Белые люди таскали ящики для них, чтобы имбыло лучше», — рассказывает Вениамин Попов, в 1991-1992 гг. — посол РФ в Йемене.
Салех добра не забыл. В числе его советников были те, кто учился в Советском Союзе. И, конечно, те, кто учился на Западе. Но опирался Салех на себя. Правил умно, жестоко, цинично и эффективно.
«Темная,нищая, неграмотная. Нефти им Аллах не дал. Население жуткое по нраву своему — такого нет нигде в арабском мире. Во-первых, все жуют кат — такой мягкий наркотик. Все жуют кат. И поэтому все в приподнятом наркотическом состоянии. Во-вторых, каждая вторая семья вооружена. У всех оружие. Калашников в каждой второй семье. То есть такого вооруженного народа в арабском мире нет», — объясняет главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский.
В каждой семье в среднем семеро детей. Доход — доллар в день на человека. Здесь нет не только нефти. Воды. Салех поощрял выращивание ката. Кто его жует, меньше ест и ведет себя смирно. С вождями племен президент вел себя иначе. Ссорил между собой, подкупал. Он умел говорить и договариваться. С каждым разговаривал на местном диалекте. Это тоже подкупало. А с кем не договаривался — убивал. Обычноедело. При этом были даже признаки многопартийности, а Йемен оставался государством племен и государством угроз.
«Аль-Каида» там всегда вольготно себя чувствовала. Там была для нее некая культурная, религиозная и социальная основа. Не будем забывать, что когда первые беглецы «Аль-Каиды» из Афганистана стали туда приходить, то они поддерживались Салехом", — рассказывает профессор, востоковед, политологАлексей Малашенко.
Салех считал «Аль-Каиду» чем-то вроде ручногодинозавра. Собирал дань за то, чтобы не оставлять его без присмотра. И ему охотно платили и американцы, и богатые соседи — Саудовская Аравия. Ведь главная цель «Аль-Каиды» — захват королевства Саудовской Аравии, земли, где жил и умер пророк Мухаммед. Да и покойный бен Ладен — саудовский бизнесмен йеменского происхождения. Но чудовище подросло, и, как только хозяин ослабел, рвануло в атаку.
Но для самого Салеха главными врагами оказались не демонстранты, не шейхи-сепаратисты и не террористы, а его собственное племя. Видимо, это его родственники пытались взорвать его в мечети во время пятничной молитвы.
«Знаете,кто всегда главный враг человека? Близкие его. Первое убийство кто совершил на земле? Брат убил брата. Племя должно было подняться против него рано или поздно, потому что внутри племени есть разные кланы. Одни сильнее, другие слабее», — рассказывает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский.
Салеххотел оставить власть своему сыну. Племянники считали это несправедливым. Теперь родственники воюют друг с другом. Танками, самолетами, системами залпового огня. Теперь убивают всех. Демонстрантов, террористов, солдат, сепаратистов. В этом хаосе нет единой цели и единого лидера.
«И Саудовскую Аравию, и ближайшие к ней государства интересует, сможет ли государство удержаться в своих нынешних территориальных рамках или начнет делиться стремительно. СперваСевер и Юг, а потом и по другим направлениям», — объясняет Андрей Бакланов, в 2000-2005 гг. — посол РФ в Саудовской Аравии.
В том, чтобы Йемен не разорвало на части, заинтересованы все. Саудовская Аравияникогда не была так напугана. США никогда не были настолько растеряны. Увсех есть силы, но к чему их приложить, чтобы не дать разрастись хаосу?Салеху оказывают помощь. Но теперь медицинскую. Две операции, достали осколок из-под сердца. Но помочь ему вернуться к власти никто не в состоянии. 30 лет его деспотизм цементировал беднейшую страну арабского мира. Что будет с нефтью, кто будет хозяйничать на полуострове, как договариваться с бесчисленными вождями воюющих племен? Пока единственным определенным ответом на все вопросы стало строительство секретной американской базы для беспилотных бомбардировщиков.