Виталий Третьяков:Путин принес оптимизм
Если подводить итог президентства Путина, что можно сказать? Что удалось, что не успели сделать? Какие глобальные первоочередные задачи стоят сейчас перед Россией и как их претворять в жизнь?
Перед Россией стоит столько проблем, что решить их все одному человеку было невозможно. К тому же - где-то к середине своего срока Путин, по моим наблюдениям, несколько минимизировал свою активность. Он понял, что есть проблемы. Но, как всякий руководитель, освоившись на своём посту в той или иной организации, неважно, какого масштаба, он понял, что есть вещи, которые он либо не может решить в данный момент, либо не успеет решить их за свой срок, либо их решение настолько сложное, что потребует полного отвлечения сил от всего остального.
Он составил для себя некую систему приоритетов, и именно в этом ракурсе имеет смысл говорить о том, что ему удалось, что не удалось, потому что некоторые вещи он явно отложил в долгий ящик, понимая, что руки всё равно до них не дойдут. Например, к этому я отношу проблему, которую должен решать любой лидер любой страны, и России особенно, это борьба с алчностью и всевластием бюрократии. Путин в своих первых посланиях членам Собрания много говорил об этой проблеме - дебюрократизации, разбюрократизации, а в последние годы практически не касался этого. Я это оцениваю так, что он понял, что нет механизмов, возможностей, ресурсов и вообще понимания, как эту проблему кардинально решить. Борьбу на этом фронте, на мой взгляд, он прекратил в последние годы своего правления.
Исходя из такого подхода, я оцениваю то, что он сделал, и то, что не сделал. Борьба с бюрократией. Плохо, что он эту проблему не решил, но это настолько колоссальная проблема, что на ней вообще нужно полностью сосредоточиться, может быть, тогда добьёшься какого-то существенного успеха. Но стояли более актуальные, злободневные проблемы - ими он и занялся. Первое, с этого начался взлёт его политической карьеры, и, собственно, президентом он стал на этой волне - это решение проблемы Чечни и территориальной целостности России, можно сказать, что и проблемы международного терроризма, в тех его проявлениях, которые были актуальны в 99-м году, когда он стал премьер-министром.
И позже, до Беслана - последнего крупного шокирующего теракта. Это очень важные проблемы: распад страны в 99-м году был вполне вероятен, если бы вторая Чеченская кампания не удалась. Но она удалась, и это гигантская заслуга лично Путина. Терроризм минимизирован за годы правления Путина, также как и решение проблемы в самой Чечне. Это первое из блока решенных проблем. Второе - то, о чём тоже многократно говорили - Путин вернул субъектность России, максимально возможную в международных отношениях. Россия, остававшаяся до того гигантской страной, с ядерным потенциалом и прочими атрибутами - в системе международных отношений в 90-е годы: в последние годы Горбачёва и при Ельцине - сильно провисла и никакой активной самостоятельной внешней политики за исключением отдельных эпизодов фактически не проводила. Путин вернул эту международную субъектность.
Конечно, тут помогли и рост цен на нефть, газ и гигантские запасы нефти и газа и прочих природных ресурсов России, но, тем не менее - это случилось при Путине, во многом благодаря его политике. Равным образом решена вторая часть этой проблемы - он вернул субъектность российской власти внутри страны, та система олигархата, которая сложилась, особенно во второй срок Ельцина, Путиным была разрушена. К Путину и его режиму можно предъявлять много претензий, но сказать, что страной управляет кучка людей, которых никто не избирал, никто им полномочий, никаким, даже близким к демократическому методу, не давал - нельзя. Сложившаяся система власти в России не демократична, если сравнивать её с классическими книжными образцами демократии, но это большой вопрос, можно ли было продвигать дальше демократические реформы, всеобщую выборность, снизу доверху, и при этом - сохранить страну, отталкиваясь от той точки, в которой страна находилась к концу 90-х годов. Уменьшив демократический тренд, Путин восстановил дееспособность государственной и центральной власти, оттеснил от главных рычагов управления бизнес-группы, которые фактически коррумпировали и узурпировали эту власть к концу 90-х годов.
Можно сказать, что власть опять перетекла, скорее, в руки бюрократии, чем народа, но опять же - это вопрос историко-философский, кто в данной конкретной стране в каждый отдельный отрезок времени является не конституционным источником власти через выборы, а реальным правящим классом, реальной управляющей группой. Сейчас это, во всяком случае, не кучка каких-то людей. Следующий момент - кричащие и постыдные социальные проблемы 90-х годов Путину, не без помощи сверхприбылей от нефти и газа - удалось снять и минимизировать. Я имею в виду бедность, нищету, хроническую невыплату зарплат, пенсий. Этого уже не наблюдается. Пенсии, зарплаты, стипендии, социальные выплаты поднимаются. Здесь тоже все не оптимально, но такого позора и прозябания, какое было в 90-е годы, мы не видим.
И последнее, о чём нужно сказать, перечисляя главные успехи путинского правления, это - подход к решению некоторых важнейших социальных проблем. Я имею в виду нацпроекты, несмотря на всю их критику, на мой взгляд, был найден эффективный способ решения ряда проблем достаточно радикальным способом. Чрезмерно революционного позитивного здесь ничего не произошло, но с мёртвой точки дело сдвинулось. И в этом ряду нужно выделить важнейшую проблему, которая не была выделена в отдельный нацпроект, но по сути таковой является, по крайней мере, три нацпроекта: ЖКХ, сельское хозяйство и жильё, работают на решение этой проблемы - это демографическая проблема. Главный вызов, который стоит перед Россией, это продолжающаяся депопуляция, проще говоря, - вымирание населения.
И все реформы: политические, экономические любого качества - демократические, не демократические - бессмысленны, если вымирает население. То, что два года назад было предложено в качестве системы мер по повышению рождаемости - неполный комплект, но достаточно эффективный. Но важнее даже, чем социальная эффективность, хотя она явно присутствует - это начало новой демографической политики. Два главных эффекта. Первое - демографическая проблема была поставлена практически в центр всей социальной проблематики, и на её решение так или иначе было нацелено большинство других национальных проектов. Тем самым всем начальникам, вообще населению страны было показано, что это - главное, что государство за этим будет следить, и вы, в первую очередь - начальники, должны этим заниматься.
Такой пример, идущий 'сверху', особенно для такой централистской страны как Россия, очень важен, потому что, если главный человек в стране, главный начальник, главный лидер данной проблемой не занимается, это автоматически передаётся всем остальным: раз президент не занимается - то и мы не будем, но раз президент начал заниматься - то этим начали заниматься и остальные. Второй аспект этой проблемы - внедрение некоего оптимизма. До того царил полный пессимизм - население вымирает, сделать с этим ничего нельзя. Готовность что-то сделать, демонстрация того, что можно что-то сделать, что ситуация небезнадёжна, просто нужно работать, перспектива не мрачного, а светлого будущего, когда она транслируется из Кремля, проходит по всем ячейкам общества - очень важна, она вдохновляет массу людей, они понимают, что нужно, можно и должно рожать больше детей. И опять же - она передаётся начальникам, которые уже не просто следуют примеру главного начальника, президента, а верят в то, что это небессмысленно, что действительно можно что-то решить. Подобное проявление социального оптимизма - чрезвычайно важно.
В каком-то смысле - это главная заслуга Путина за эти 8 лет, потому что все остальные реформы бессмысленны, если население вымирает. И то, что он в последние годы своего правления дал этот оптимистический импульс, который, будем надеяться, дальше будет нарастать, это колоссальная вещь. Того, что не сделано, список тоже длинный. Частично Путин сам говорил об этом, частично не говорил, но это и так очевидно - это проблема бюрократии, проблема коррупции, о которой он сам говорил, что не удалось её решить. А при наличии гигантского количества денег в стране эта проблема, коль скоро она не снята - автоматически нарастает, поскольку коррупционные сделки наполняются большим денежным содержанием. Это невнятная ситуация с наличием гигантских свободных денег, которые правительство - а импульс идёт от Кремля, то есть от президента - так и не решило, как эффективнее вложить в собственную экономику. Эти бесплодные дискуссии последнего времени так бесплодными и остались, эти деньги всё равно где-то лежат и на страну не работают ни в каком виде. Сюда, наверное, нужно причислить обратную сторону восстановления управляемости государства - это обрушение некоторых демократических механизмов, неизбежное на этом этапе, но не совсем ясно, как, по каким моделям и когда они будут восстанавливаться, потому что ощущение большинства населения, что на выборах решает не само население, а какие-то люди, находящиеся в Кремле, во ВЦИКе или где-то в других местах, оно довольно сильно. И на определённом этапе - это опасное ощущение всевластия начальства и безвластия основной массы населения.
Психологически, поскольку начальство в этом, естественно, признаваться не хочет, это ведёт к нарастанию цинизма, отрешённости от большой политики основной массы людей, - со всеми негативными последствиями, которые, особенно в кризисный период, могут вылиться во что-то серьёзное.
Кремль.орг
Поделиться: