Новая дорога на Восток
Новая дорога на Восток
Строительство железнодорожной линии Жетыген-Коргас – один из крупнейших проектов транспортной отрасли Казахстана. Эта магистраль сократит путь от Китая до южных регионов республики и стран Центральной Азии. Произойдет это уже в конце 2011года – к 20-летию независимости Казахстана.
ДОРОГА, КОТОРАЯ ВЕРШИТ ИСТОРИЮ
Этаграндиозная стройка началась в декабре 2009 года. За три года до этого Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил государственный визит вКитай-скую Народную Республику, где был подписан меморандум о намерениипостроить между двумя нашими странами новую магистраль, которая сократит путь до Китая. Три года разрабатывали техническое задание по проекту, затем ТЭО. Было принято решение: поручить реализацию проекта АО"НК "Казахстан темір жолы".
Выполняя поручение Президента Казахстана по увеличению доли казахстанского содержания в производстве товаров и услуг, что является одним из приоритетов государственной Программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики, национальный перевозчик решил обеспечить строительство стратегически важной линии Жетыген-Коргас силами отечественных подрядчиков. Сегодня казавшаяся тогда труднейшая задача по обеспечению строительства казахстанскими предприятиями выполняется, казахстанское содержание по проекту составляет 80%. Сотни казахстанских заводов и организаций со всей страны поставляют тысячи наименований своей продукции и профессиональные кадры на Жетыген – Коргас. Это действительно "народная стройка".
Установка опор путепроводов
Масштабыстроительства линии поистине захватывают: здесь работают почти 4000 человек, которые прокладывают 293,2 км пути, строят 14 новых станций и разъездов, 30 мостов и путепроводов. И это – неполный список того, что строится на некогда пустынной земле с непроходимыми болотами, бурными речками, холмами и оврагами.
ПУТЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Прокладыватьжелезную дорогу – непростой труд. Вначале рабочим приходится строить подъездные пути вдоль магистрали, по которым нужно подвозить необходимоеоборудование, технику и материалы для дороги. Затем ведется многослойная отсыпка земляного полотна. Каждый слой уплотняется 11–20-тонными виброкатками, затем отсыпается 20 см песчаный слой – так называемая "подушка". На нее сверху и укладывается решетка. Следом ведется работа по балластировке пути щебнем и его выправке.
Самый большой мост проекта
Строительствоосложнено ландшафтными особенностями местности – здесь равнина переходит в сопки и горы, а песчаные пустынные барханы чередуются с топями и болотами, заросшими камышом. По словам строителей, протяженность болот в этих местах 80 км. Рабочим в прямом смысле приходится менять ландшафт.
– На сегодняшний день, как бы трудно ни было, мы не работаем, так сказать, "дедовским способом". Например, в болотистых местах мы применяем ноу-хау железнодорожного строительства – георешетку, сверху водонепроницаемый материал – геотекстиль, современнуютехнику: новые грейдеры, экскаваторы высокой производительности, – рассказывает Рамазан Жуматаев, главный менеджер управления по строительству линии Жетыген – Коргас филиала АО "НК "ІТЖ".
Земляные работы
Там,где местность пересекается мелкими речками и арыками, которые местные жители используют для орошения земель, приходится строить специальные водопропускные сооружения, которые защищают новую железную дорогу при наступлении паводковых вод. На всем протяжении магистрали их предусмотрено около 300.
Нужно отметить, что на строительстве дороги работает современная специализированная техника. При укладке путиготовые звенья рельсошпальной решетки доставляет к месту укладки специальный состав, в голове которого путеукладочный кран, который захватывает звенья путевой решетки, переносит их вперед и укладывает на земляное полотно. Рабочие с помощью электроинструментов скрепляют звеньярешетки. Когда очередное звено скреплено с предыдущим, путеукладчик наезжает на уложенный путь. Следом идет целый комплекс специализированной путевой техники, которая шаг за шагом обеспечивает балластировку и выправку пути.
КИТАЙ НЕ ЗА ГОРАМИ
Необходимосказать еще об одной особенности строительства Жетыген – Коргас. Из-за сложности рельефа местности, прежде чем проложить путь, рабочим приходится делать высокие насыпные "барханы". Здесь в работу включается сложная землеройно-транспортная техника: скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы и проч. По словам Асхата Каимбаева, главного менеджера по строительству линии Жетыген – Коргас, местами высота искусственной песчаной насыпи доходит до 25 м(!). Она увлажняется, уплотняется, и только после всех этих процессов можно укладывать рельсошпальную решетку. Земляное полотно дошло практически до границы с Китаем. Сегодня здесь на нейтральной полосе под пристальным наблюдением казахстанских пограничников работают сотни строителей и несколько десятков единиц техники, которые подвозят грунт и устраивают насыпь.
Строительство жилого поселка
Чтобыуспеть к сроку, строителям пришлось прибегнуть к беспрецедентному шагу –разделить строительство дороги на два участка: от Жетыгена до моста на р. Или и от моста до Коргаса. Строители, не дожидаясь окончания работ поотсыпке земляного полотна и доведению рельсошпальной решетки до моста, который по срокам должен быть завершен в августе 2011г., в прямом смыслеоткрыли "второй фронт" – базу по сборке рельсошпальной решетки за Или. Здесь посреди степи за считанные месяцы была организована работа по зашивке решетки, переброшена путевая техника.
НАВЕЛИ МОСТЫ
Строительство разъезда
Проект"Жетыген – Коргас" уникален во многом: в том, что на его реализацию привлечены сотни казахстанских предприятий, в том, что многое, что создается на всем протяжении линии, делается впервые в Казахстане, что здесь, на стройке, созданы тысячи рабочих мест для казахстанцев. Но главная особенность магистрали – большое количество искусственных сооружений: водопропускных труб, мостов и путепроводов. В этой связи заказы на производство для них деталей и комплектующих частей получили все регионы республики. Самым сложным оказалось возведение мостов. Несмотря на сжатые сроки, казахстанские мостостроители обеспечили готовность практически всех мостов и путепроводов: через реки Талгар, Леп, Есик, Балтабай, Тургень и др.
Перевозка строительных материалов
Второйпо масштабу мост линии – через реку Тургень. Его длина – 496м. Если посмотреть масштабнее, то можно увидеть на сравнительно небольшом по протяженности участке целый комплекс искусственных сооружений, своеобразный "тургеньский каскад", состоящий из нескольких средних и малых мостов.
По словам Рамазана Жуматаева, строительство этого моста, в частности, было осложнено соседством с природоохранной зоной и охотхозяйством. Здесь до стройки свободно бродили дикие животные. Однакостроители приняли все необходимые меры, чтобы не нарушить экологическоесостояние района и сохранить существующую, порой уникальную фауну.
Самыйбольшой и сложный мост на всей линии Жетыген –Коргас – через реку Или. Его длина – 969 м. Он состоит из 12 стальных пролетов, которые стоят на 11 опорах. По словам Бисенгали Енкибаева – главного инспектора по искусственным сооружениям, каждая опора устанавливается на 36 сваях, которые уходят в глубину более чем на 30 м – такова высота 10-этажного дома. Одна такая опора выдерживает вес в 16 тысяч тонн.
Статистикане знает эмоций. Однако этот мост действительно уникальный. Впервые на его строительстве мостостроительные компании и предприятия, специализирующиеся на производстве мостовых конструкций, объединились в консорциум. О том, как мобилизовывалась техника, откуда приглашались про- фессионалы-мостовики, какие технологии применяются для строительства этого железнодорожного моста, можно говорить долго. Но факт остается фактом: строители в сжатые сроки, в два раза быстрее нормативов, завершают возведение этого грандиозного сооружения.
Работа здесь кипит круглые сутки и, судя по темпам строительства, будет завершена в срок.
НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ…
Зашивка рельсошпальной решетки
Мостыи сама стальная магистраль – это, выражаясь фигурально, тело дороги, ееголова – узловые станции. Таковыми узлами нового транспортного коридораявляются станции Жетыген (пос. Жетыген) и Алтынколь.
Жетыген – именно отсюда начинается "дорога на Восток". Еще полгода назад это был маленький населенный пункт, ничем не отличающийся от тысячи подобных в Казахстане. Сегодня здесь строится современный вокзал со всей необходимой инфраструктурой. Почти завершено здание вокзала. Его возведение началось осенью 2010 года. Сейчас уже ведутся отделочные работы. При его строительстве используются интересные архитектурные решения. Например, на крыше вокзала планируется возвести один большой купол и 10 маленьких. Для пассажиров здесь предусмотрен просторный зал ожидания, для персонала – удобные кабинеты.
– Внутренние работы закончены на 90% – это отопление и электропроводка. Осталась отделка фасада, и в июне работы по вокзалу будут завершены. На объекте трудятся 74 человека, почти половина из них – местные жители, – рассказывает Марат Ерназаров, начальник строительного участка.
Реки покоряются строителям
Здесьже, на станции Жетыген, дислоцируется стационарная звено-сборочная база, которая обеспечивает сборку верхнего строения пути – рельсошпальной решетки. Несмотря на то, что отсыпка земляного полотна еще полностью не завершена, решетка зашита в полном объеме и готова для последующей укладки. Длина готовой решетки – 25 м.
– На сегодняшний день на линии Жетыген – Коргас завершена укладка 48 км рельсошпальной решетки, – поясняет Джуман Иманбаев, главный инспектор филиала АО "НК "Казахстан темір жолы" "Дирекция по проектированию и капитальному строительству".
СТАНЦИЯ АЛТЫНКОЛЬ
На южной оконечности магистрали Жетыген – Коргас вырастает новый крупный населенный пункт – станция Алтынколь. Работы по ее возведению начались осенью 2010 года. Здесь строится современное здание вокзала, пункты таможенного досмотра, перегрузочный комплекс, объекты социального значения, среди которых 12 домов для железнодорожников. На станции будетпроизводиться перестановка вагонов с узкой "китайской" колеи 1435 мм на1520 мм, которая действует на всем пространстве СНГ. Общая численность работников госслужб, которые будут представлены на пограничном переходе Алтынколь, 430 человек.
Масштабы строительства станции особенно поражают, когда смотришь на фотографии местности до того, как сюда переехала техника. Огромные песчаные и, кажется, бесконечные барханы. Однако человек победил природу. И сегодня здесь трудятся тысячи людей, ипостепенно вырастает город. Уже видны его контуры.
Неподалеку в поселке Пиджим строятся жилье и объекты социальной сферы. Общая территория строительства – 74 га.
–Мы строим 42 дома для таможенников и пограничников. Из них 21 одноэтажный дом на два хозяина и 21 – трехэтажный коттеджного типа. Всего 378 квартир. Есть общежитие, будут построены школа на 600 мест, детский сад на 240 мест, баня, пожарное депо, амбулатория на 100 посещений, – рассказывает начальник ПТО.
По его словам, начато благоустройство поселка: проведена канализация, водопровод, строится котельная. Всего на объекте трудятся 530 человек и работают 40 единиц различной техники.
УСЛОВИЯ ТРУДА
Почти 4000 рабочих трудятся одновременно на объектах этой международной железнодорожной ветки. Работают строители вахтовым методом. Для жилья на местах созданы все необходимые условия: есть домики, душевые, бани, столовые и кухни, телевизионная связь. Каждый рабочий имеет собственную форму. География строителей обширна – большинство приехали на заработки со всего Казахстана. Однако трудится здесь и местное население. Это большой вкладв экономику региона.
– Для нашего аула – это очень хорошее дело,потому что наша молодежь получила работу, – говорит Аманбай Тайтуразов,житель поселка Шелек.
Возведение насыпи
На пути прокладываниямеждународной линии оказались десятки мелких поселков. Теперь там, где местные жители раньше перегоняли и пасли скот, лежат рельсы и отсыпано полотно. Рабочие строят переезды через железнодорожные пути, скотопрогоны.
Благодаря стройке районы в прямом смысле начали оживать. Строительство жилья и других социальных объектов планируется настанциях Жетыген (в поселке Жетыген), Шелек (поселок Масак), Таскарасу (поселок Рахат), Алтынколь (поселок Пиджим), а также на станции Кундыздыи на разъездах Жарсу и Ортакудык. Кроме того, на протяжении линии Жетыген – Коргас предусматривается строительство всех отсутствующих коммуникаций. Вдоль всей дороги проводится линия электропередачи, что позволит обеспечить электроэнергией не только объекты станций и разъездов, но и близлежащие поселки.
Для всех, кто строит сейчас Жетыген – Коргас, – это не просто новый железнодорожный маршрут, которыйстанет дорогой на Восток, это – магистраль, которая связывает судьбы, открывает новые возможности.
Денис КУРГАННИКОВ
Поделиться: