Интервью агентства Новости–Азербайджан с известным писателем и кинодраматургом Натигом Расулзаде

Дата:
Новости–Азербайджан, Ляман Намазова.

Интервью агентства Новости–Азербайджан с известным писателем и кинодраматургом Натигом Расулзаде:

- Вы открыли свой сайт natig-proza. Info. Расскажите, что будет на этом сайте?

- Он будет многоплановым, с максимальным охватом творческой деятельности. Сайт открывает мое вступительное слово: речь, из которой становится ясно, почему именно сейчас. Ведь открыть сайт мне предлагали и десять, и пятнадцать лет назад. Кроме того, на сайте, конечно, размещены и наиболее значительные произведения: романы, повести, рассказы, сценарии, написанные тридцать, сорок лет назад, прошедшие, так сказать, проверку временем. Они читаются и перечитываются до сих пор, переводятся на другие языки. Публикую и самые новые произведения, которые я закончил буквально месяц-два назад. На сайте также размещены фотографии с различных презентаций моих книг и премьер фильмов по моим сценариям, кроме того, обширная информация о творческой и общественной деятельности, страничка для живого общения с читателями. Последнее, думаю, самое интересное для пользователя, потому что, несмотря на многочисленные читательские конференции, интервью и презентации, не всякий, кто хочет, может придти в назначенное время и в назначенное место, а тут очень удобно: открываешь сайт и общаешься с писателем, если есть, что сказать.

- Как вы считаете, что для современного писателя важнее: пиар или талант?

-Талант важен во все времена, это отправная точка, альфа и омега. Без таланта не может быть настоящего писателя, талант плюс жизненный опыт - две основные составные творчества. Обычно говорят, труд, труд до седьмого пота, главное – труд. Я может, покажусь несколько более оригинальным, чем хотелось бы, но смею утверждать, что труд, конечно, нужен, но в меру. Не люблю трудоголиков.

- Почему?

- Потому что уверен, что Всевышний, создавая человека, хотел видеть его гармоничной личностью, умеющей и трудиться, и отдыхать, и путешествовать, и любить, и пировать с друзьями, и лениться, лежа на диване и плюя в потолок. Да, лениться тоже необходимо, чтобы потом соскучиться по работе. А трудоголики, вопреки желанию Господа, трудятся по двадцать пять часов в сутки без выходных. Когда же они плюют в потолок? Непорядок. Только благодаря таланту, жизненному опыту, ну и конечно труду, получаются интересные произведения. Однако в наше время важное значение имеет и пиар. Писателя и его книгу необходимо пропагандировать, пиарить, чтобы им заинтересовались читатели, как правило, ставшие сегодня очень пассивными. Сегодняшнего читателя надо встряхнуть, потрясти, оторвать от бездуховности, которая все сильнее окружает его, когда он отворачивается от книг, от музыки, театра, кино, живописи, всего того, что обогащает душу. Сейчас много говорят о том, что интернет отодвигает интерес к книгам, художественной литературе. Но интернет давно уже стал частью нашей жизни, быта, он необходим. Однако не следует забывать, что интернет дает необходимую информацию преимущественно для ума, тогда как художественная литература дает информацию для души человека, и для того, чтобы человек стал гармоничной личностью, и душа его, и ум должны развиваться в равной степени, гармонично. Человек деловой, хитрый, предприимчивый, но с бедной духовностью напоминает мне в какой-то степени инвалида. Недавно пришлось прочитать в интернете нашумевший роман Халеда Хоссейни, американского писателя афганского происхождения, «Бегущий за ветром». Роман, несомненно, интересный. Но какая мука читать его на экране компьютера. Так хотелось завалиться на диван с такой захватывающей книжкой в руках, задумываться над отдельными страницами, размышлять, смаковать… Меня поймет только настоящий читатель. Возвращаясь к пиару, скажу – он нужен. Но гораздо нужнее настоящий самобытный талант, потому что, как показала практика, в большинстве случаев пиарят бездарей и их книжки-однодневки, и они, благодаря пиару, временно всплывают на поверхность. Но литература не любит временные явления. Писатель работает для вечности, а бездари-однодневки для короткого промежутка времени. Сейчас для них раздолье: пиши и печатайся сколько угодно, были бы деньги, а типографии, готовые печатать всякую ахинею, на каждом углу. В советское время цензура была огромной помехой для талантливых писателей, многое приходилось говорить завуалировано, чуть ли не эзоповым языком, чтобы чиновники, ищущие в каждом слове крамолу, дали бы возможность произведению выйти в свет. Одним словом, мы писали для глубокого, вдумчивого, подготовленного читателя. Это, кстати, научило нас многим тонкостям ремесла. И, слава Богу, цензура уже давно отменена. Но теперь появилась другая проблема: в появившуюся брешь хлынули орды полуграмотных графоманов, желающих увековечить себя. Число писателей превысило число читателей, по парочке «писателей» на душу населения. Да Бог с ними, пусть тешат свое тщеславие, просто не следует забывать, что цензура настоящего писателя должна быть в душе его, в прирожденном чувстве меры, и она, эта цензура, должна останавливать руку писателя, когда это чувство меры ему отказывает.

- Вы всегда в своих произведениях называете вещи своими именами, очень открыто пишете про взаимоотношения мужчины и женщины. Как реагируют на это ваши читатели?

- Они в восторге (шутка). Но если вы обратили внимание, то открыто об этом пишу не только я, но, скажем, и Габриэль Гарсия Маркес, и еще может быть десятки и сотни писателей с мировыми именами. А если уйти в ретроспективу, то Ювенал, Петроний, Блаженный Августин, Апулей, Катулл, «Тысяча и одна ночь», список можно продолжать. Любовь – огромная составляющая нашей жизни, физической и психологической, и, естественно, интересно, как персонажи произведения ведут себя в любви, тут прорисовываются черты их характеров, их влечение и любовь не только к женщине, но в целом, к жизни. Это важно. Кроме того, я ненавижу ханжеское отношение к искусству. Вещи надо называть своими именами. Но, конечно, делать это следует, опять же, с чувством меры и только при необходимости. Например, если мой герой бандит, он не может говорить как академик, а должен «по фене ботать». Детали делают произведение достоверным. Великий Гете говорил: « Детали – это Бог». Но опять же, всегда нужно чувство меры. Если о любовных отношениях пишется грубо, бестактно, то красивая эротика может превратиться в пошлую порнографию, а это уже спекуляция на щекотании нервов читателя. Я еще в советское время, когда свирепствовала цензура, писал о физической любви героев, о сексе

(которого, как утверждали чиновники, в СССР не было), писал о наркомании (с тех пор разросшейся, как река в половодье), о проститутках и ворах в законе ( верьте мне, век воли не видать!) Но в те годы считалось, что ничего подобного нет и быть не может в огромной стране. Что ж, время показало, кто был прав. Думаю, что и по этой причине тоже мои книги читаются и перечитываются на протяжении почти сорока лет. Сейчас, когда нет ограничений (и это вполне естественно в демократической стране), и нет, к сожалению, никакой внутренней цензуры у пишущих людей, появилось огромное количество «смелых» литераторов, откровенно пишущих обо всем. Но не следует забывать, что начало этому течению положили отдельные писатели 60-х, 70-х годов, рискуя тогда многим, по-настоящему рискуя карьерой, своим будущим, своей судьбой. Теперь легко идти проторенной дорожкой.

- Сейчас много писателей, пишущих по контракту, выпуская по одному роману в неделю, например, российские авторы Донцова, Маринина, Устинова и другие. Многие считают, что за неделю настрочить профессиональное произведение невозможно. Вспомнить, хотя бы, великих писателей Толстого, Гюго, Булгакова, они писали свои произведения годами. Ваше мнение по этому поводу?

- Что касается произведений, написанных по контракту или по заказу, то это дело было модно и сто, и триста лет назад, и на Востоке, и на Западе. Наши великие поэты писали по заказу шахов, на Западе – по заказу королей и могущественных особ. Так писатели зарабатывали деньги. Великие художники писали для королевских семей, графов, князей, и получали за это большие деньги. Ничего плохого я в этом не вижу. Плохо, когда писатель относится несерьезно к произведению по контракту, не может вдохнуть в него жизнь и делает откровенную халтурку. Эту халтурку порой может не заметить несведущий заказчик, но профессионалы, специалисты всегда поймут, что в книгу, картину, музыкальное произведение художник не вложил главного – свою душу. И таким образом произведение его становится однодневкой. Но написанное кровью сердца, с мукой и наслаждением, остается в веках, неважно - заказное, или нет. Вы говорите – Толстой. Да, он мог себе позволить творить не спеша. Зато Достоевский, не менее значительная фигура в мировой литературе, всегда спешил закончить очередной роман, чтобы получить аванс, потому что вечно нуждался в деньгах, как я. И что это меняет? Оба гении. Конечно, если есть выбор, я бы отдал предпочтение спокойному, неторопливому труду Толстого. А что касается романов, написанных за неделю, то это в основном детективы, где главное – сюжетная линия, построение сюжета, самое интересное придерживается для финала: кто убийца? Есть анекдот: в кинозал, где демонстрируется детектив, входит зритель. Его встречает и сопровождает до свободного места служительница в кинотеатре – девушка с фонариком, надо дать ей мелочь, он не дает. «Убийца – врач», - в отместку сообщает ему на ухо девушка. Все! Удовольствие от просмотра испорчено. Ведь главное, чего ждешь от этого жанра, затаив дыхание, уже известно. Детективный сюжет мне напоминает сыгранную шахматную партию, никому не интересно повторить ее по точно такому рисунку, нет смысла, все известно. Перечисленных вами писателей я бы скорее назвал мастерами по придумыванию и выстраиванию сюжетов. Но есть настоящее искусство, когда произведения этого жанра живут долго и делают бессмертными не только своих авторов, но и героев романов. Секрет прост: в этих книгах живые люди, интересные характеры, взятые из жизни, которые читатель бесконечно может примерять на себя, сопоставлять с собой. Это герои Эдгара По, Конан Дойля, Жоржа Сименона, Агаты Кристи… Мне приятно отметить, что в этот ряд становится наш известный мастер детективов Чингиз Абдуллаев, потому что его герой Дронго, уже давно вполне сложившийся живой, интересный характер, поступки и действия которого надолго запоминаются.

- Кроме сайта, у вас произошло еще одно знаменательное событие в вашей творческой жизни: вы получили премию Министерства культуры и туризма в области литературы за лучшее произведение последних двух лет за свою книгу «Читающий мысли».

- Премия – это подарок, и любой нормальный человек подарку рад. Кроме того, премии в наше время в какой-то степени заменяют гонорары. Так что, они необходимы. Писатель должен получать за свой труд вознаграждение, как человек любой другой профессии.

Поделиться:

Дата: