Сложно не догадываться о реакции населения на повышение цен при вступлении в Таможенный союз

Дата:

Эднан Карабаев, экс-министр иностранных дел КР: Сложно не догадываться о реакции населения на повышение цен при вступлении в Таможенный союз

Вступление в Таможенный Союз продолжает оставаться актуальной темой для Кыргызстана. Это понятно – в свете предстоящих президентских выборов, а возможно и новых парламентских, показать единство с Россией и Казахстаном необходимо как внешним партнерам, так и электорату, который традиционно больше доверяетполитикам "заграничным".

Соответственно, и мнения о вхождении в ТС остаются полярными и разноформатными. Безусловно, непререкаемым является факт, что Таможенный союз – серьезная и глубокая форма интеграции. И у этой теории есть своя история на постсоветском пространстве, которая берет начало еще в 1992 году, когда был образован Таможенный союз. Именно он дал начало ЕврАзЭС. Главными целями стали снижение таможенных пошлин, проведение единой внешнеэкономической политики и формирование общего рынка.

В ЕврАзЭС вошло пять стран –Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Узбекистан присоединился в 2006 и приостановил членство через два года, аргументировав это малой эффективностью организации. Украина и Молдова участвуют как ассоциированные члены, равно как и Армения.

ТС существовал восемь лет, в 2000 году по инициативе России на его основе создано Евразийское Экономическое сообщество. С 2006 года в рамках ЕврАзЭС принимается решение, продолжить работу по Таможенному союзу с учетом наработок Единого экономического пространства. А еще через год Россия, Казахстан и Беларусь принимают концепцию по формированию Таможенного союза на три года. Итак, с января нынешнего года ТС начал работу.

Все это я привел для наглядности – вопрос о Таможенном союзе для Кыргызстана стоит уже давно. Можно сказать с 2000 года, когда вдоговорную базу новой международной организации постсоветских государств был заложен ТС. И все эти годы данный вопрос не становился краеугольным камнем, даже больше, как сегодня, – единственным шансом на выживание для нашей республики ни для прошлых правителей, ни для оппозиции, прорвавшейся сейчас во власть. Хотя в то время и экономика была получше, и население только стояло на грани нищеты, а не окунулось вэту нищету с головой. Так получилось, в то время как остальные страны готовили нормативную базу, укрепляли экономику, мы занимались политикой иписали конституции. В результате – в один Таможенный союз мы уже вошли,во второй рвемся.

Да, по экспертным оценкам, в результате присоединения Кыргызстана к ТС экспортный потенциал может вырасти на 25%. Да, вырастет объем пошлин по отношению к бюджетным доходам. Это перспектива.

А в реальности. После вступления в ТС нашей республике – обладательнице почти $4-миллиардного долга придется выплатить от 1 до 1,5 миллиардов долларов компенсаций тем странам, чей доступ на наши рынки ухудшится. Также придется выложить около миллиона долларов на унификацию нормативной базы, поскольку мы являемся членом ВТО. Кстати, в эту организацию мы также вступили, что называется, впереди паровоза. Приведу факты:

из-за поспешного вступления не были проработаны условия присоединения, в результате мы взяли на себя обязательства развитой страны (ничего не напоминает на фоне развитых экономик Казахстана или России?);

мы присоединились ко многим необязательным соглашениям, что снизило уровень защиты нашего рынка;

ухудшилисьотношения с рядом торговых партнеров (кстати, сегодня Кыргызстан торгует примерно со ста государствами, количество желающих сотрудничать на новых условиях может измениться);

ВТО не принесла роста иностранных инвестиций, потому что распределение инвестиций зависит не от нашего желания, а от нашей конкурентоспособности.

Кстати, нашинеудачи во Всемирной Торговой организации основываются на отсутствии эффективного внутреннего рынка и низком уровне доходов населения. Если же взять перспективу Таможенного Союза, то неизбежное повышение цен в стране с минимальной пенсией по СНГ, шаг явно не в сторону светлого будущего.

Я привел этот пример не в защиту членства в ВТО, а как показатель нашего отношения к собственной экономике и членству в международных организациях. К сожалению, двадцатилетний опыт Кыргызстанане может похвастать удачным членством в каком-либо международном сообществе. Мы сначала вступаем, а потом пожинаем плоды.

Именно поэтому стоит задуматься, насколько нам будут выгодны новые таможенные пошлины. Да, мы продаем свои товары в страны СНГ, но покупаем сырье в том же Китае или Турции. Вы можете представить стоимость наших товаров иих конкурентоспособность в соседних странах, когда окажется выгоднее покупать отечественное, чем завезенное из Кыргызстана? Или стоимость поставляемых из Китая продуктов при уровне наших зарплат? Ведь тарифов не будет внутри союза, а у нас доля Китая в импорте официально 20%, реально – 70%. Заметили разницу между официально и реально? А теперь представьте уровень будущей контрабанды при отсутствии в Кыргызстане границ и росте коррупции.

Кстати, о Китае. Стоит вспомнить, что именно эта страна устояла перед мировым кризисом и вытянула мировую экономику. Видно, поэтому президент Узбекистана долго и тщательно готовил свой визит в КНР, что позволило говорить о возможности китайского инвестирования в узбекскую экономику на сумму более 5 миллиардов долларов.

Таможенный союз при всей его привлекательности – это еще и протекционизм. Пока мы еще сохранили каплиэкономической независимости, но со слабой государственной системой и исполнительностью очередных претендентов на президентство в Кыргызстане,мы будем постоянно играть по чужим правилам и на чужом поле.

Да,сегодня мы – малая экономика, которой на ближайшее время выгодно убратьтаможенные барьеры с Казахстаном, но ведь должно быть стратегическое видение. Насколько сегодняшнее решение окажется положительным для развития Кыргызстана через пять-десять лет. Правда, принимая такое решение придется перестать думать о предстоящих выборах и политических дивидендах, и начать думать о стране…А еще перестать думать о том, сколько нам даст та же Россия, если мы присоединимся к ТС…

Лучше все-таки подумать о 10%-ной пошлине. Ведь, по оценке независимых исследователей, цены на лекарства вырастут на 10%, на электронику – на 30%, а на некоторые другие товары – до 100%. При этом часть товаров придется заменить на товары, производимые в странах Таможенного союза. Готовы выбирать между Мерседесом и Окой?

Хотя… Выбор уже сделали.Дешевые ГСМ и зерно Таможенного Союза заменят все остальное. Ведь принципиальное решение нынешняя власть приняла. Остается только ждать.

Аеще надеяться, что дилемма будет решена верно. Ведь вопрос не в том – быть иль не быть. А когда и как. Войти в Союз с зачатками экономики для будущего роста или с отсутствием и экономики и надежды на ее становление. Получить рост цен при том, что повышение тарифов на электроэнергию и оплаты за мобильную связь стало причиной апрельской революции 2010 года. А какой может стать реакция нищего населения на повышение цен? К сожалению, эту реакцию мы все прекрасно знаем…

Воти получаем ответ на поставленный вопрос. Мы уже члены Единого экономического пространства, которое сегодня дает больше преференций, чем ТС, включая и свободное перемещение трудовых мигрантов и социальные гарантии для них в стране пребывания. В рамках ЕврАзЭС работают антикризисный фонд, помощь которого будет сегодня очень кстати, и Фонд высоких технологий, ориентированный на переход к инновационным методам развития, что нам также не помешает. Зато дает возможность окрепнуть, чтобы войти в новую международную организацию если не равноценным, то хотя бы просто партнером. При том что остальные участники ТС – Россия, Казахстан и Беларусь за это время могут стать членами ВТО, в которую стремятся, что может стать платформой для новых интеграционных форм как врамках Таможенного Союза, так и в рамках ЕврАзЭс, ЕЭП и тогда уже ВТО.

Источник - barometer.kg

Поделиться:

Дата: