Первый вице-премьер-министр в правительстве Алмазбека Атамбаева стал главной мишенью критики парламентской оппозиции. В течение нескольких недель он и его сторонники отражали атаки своих оппонентов. Затем, неожиданно для многих, последовало заявление Омурбека Бабанова о временном сложении своих полномочий. Как стало известно, на время проведения разбирательств в специально созданной парламентской комиссии он решил отстраниться от борьбы и посвятить себя любимому хобби. Об этом и многом другом в его интервью ИА «24.kg».
Об «отпуске» и разбирательствах
- Почему вы решили временно сложить с себя полномочия?
- В последний месяц Жогорку Кенеш превратился в судилище, где домыслы рассматриваются как аргументы. Некоторые партии в парламенте подключились к черной PR-кампании против меня. Критика части законодателей имеет одну цель - развал коалиции. Озвучивая свои обвинения, наши оппоненты желают дискредитировать коалиционное правительство. Я считаю такое поведение абсолютно неприемлемым. Происходящее заставило меня задуматься, и, взвесив все, принял решение уйти - до вынесения депутатского вердикта. Комиссия должна либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутые в мой адрес обвинения реальными фактами и доказательствами, а также вынести оценку всем чиновникам, упомянутым в обвинениях бывшего генпрокурора, в том числе и ему самому.
- Многие считают, что вашему примеру должен был последовать и глава спецслужб, в адрес которого также звучали серьезные обвинения.
- Обвинения выдвигались и в адрес некоторых депутатов, глав фракций. Но чиновник может и не уходить в отставку, если кто-то голословно обвиняет его, оперируя лишь слухами. Кто в правительстве останется? Есть веские основания - обращайтесь в правоохранительные органы, предъявляйте доказательства. Отдельные кыргызские политики активно используют дезинформацию в борьбе друг с другом. Недавно в российском Интернете создали специальный ресурс, где размещают якобы аналитические статьи, но замешанные на лжи, и преподносят их как мнение российской стороны, а затем перепечатывают в местной прессе.
- Но, согласитесь, источником слухов и «разборок» часто являются члены именно коалиционного большинства...
- Отчасти верно. Было бы в коалиции единое мнение и ее участники работали системно, добились бы больших успехов, и всего того, о чем вы говорите, конечно, в таком масштабе не происходило...
О России и встрече с Бакиевыми
- Отдельные персоны связывают ваше решение временно сложить с себя полномочия с поездкой в Москву, где вы побывали накануне своего неожиданного заявления.
- Я - самостоятельный, самодостаточный человек. После заявления о временном приостановлении полномочий было много звонков и писем из России и других стран. Люди недоумевали - вполне понятная и логичная реакция, учитывая круг высокопоставленных российских деятелей, с которыми я встречался в Москве.
Мы с Россией должны сформировать рабочие группы на уровне внешнеполитических ведомств, чтобы в мае провести инвентаризацию взаимных обязательств. Огромную делегацию ждем из Китая, с которым договорились по проектам в области энергетики, железной дороги, инвестиций. Личные отношения, взаимные симпатии часто играют большую роль в развитии межгосударственных отношений.
- Почему российская сторона решила подождать с выдачей Кыргызстану кредита до проведения президентских выборов?
- Оппоненты часто заявляют, что наше правительство не поддерживается Россией. Но вот реальные факты: мы добились отмены пошлин на ГСМ. Это $270 миллионов. Мы встречаемся с российской стороной в разных форматах по 2 раза в месяц, чего никогда не было раньше. Вместе проводим оценку «Кыргызгаза», прописали сроки о добыче и разведке нефтегазовых месторождений, заключили соглашение с «РусГидро» и Интер РАО, договорились об открытии технического вуза. В Кыргызстане создадут СП по открытию заготовительных пунктов, откуда сельхозпродукция будет отправляться прямо в Россию. Это ли не доказательство, что РФ поддерживает наше правительство?
Более того, мы договорились о выделении кредита в $30 миллионов, и сейчас обсуждаются условия его выдачи. Это бюрократическая процедура, и она занимает время.
Отдельно хотелось сказать о кредите из Антикризисного фонда ЕврАзЭС: Кыргызстан получил абсолютную поддержку казахской стороны и согласие на рассмотрение от России. Мы выполняем взятые на себя обязательства. Недавно создали СП, которое будет поставлять 50 процентов топлива для авиабазы в «Манасе». В следующем году увеличим до 100 процентов.
Нам бы оперативнее проводить переговоры, но в Кыргызстане внутренние разбирательства.
- Россия не выражает обеспокоенность происходящим?
- Конечно, Россию беспокоит, что правительство Кыргызстана раскачивают, и ей небезынтересно то, кто станет в КР следующим президентом. Вполне логично: мы должны выполнять обязательства, дружить с соседями. Но недоверие со стороны РФ, о котором говорят, появилось, когда Кыргызстану выделили льготный кредит в $450 миллионов, а Россию в ответ просто «кинули». Мы пожинаем плоды прежнего режима.
- В СМИ появлялись сообщения о вашей встрече в Беларуси с семьей Курманбека Бакиева. Это правда?
- Здравому человеку понятно: подобного произойти не могло, и все это абсолютная чушь. Более того, сообщалось, что якобы я побывал в Минске, когда вылетал в Москву. Как, если во время пребывания в России меня сопровождают сотрудники посольства? Теперь еще говорят, что в Беларуси есть некая фирма «Мунай», и она якобы принадлежит мне. Так и оформите на меня, не откажусь!
О судьбе коалиции
- Что происходит с коалицией? Разваливается?
- Она переживает болезненное, но естественное очищение. Сегодня мы видим, кто есть кто, кто с каким намерением входил в коалицию. Внутри оппозиции идет схожий процесс. С самого начала создания коалиции ее противники предрекали, что она не продержится долго. Действительно, личные амбиции стали для некоторых политиков выше общих задач, они и решили развалить коалицию. Лодку раскачивают те, кто преследует свои меркантильные интересы, но таких меньшинство.
- Не ослабнет ли коалиция со вступлением в нее депутатов от «Ар-Намыса»?
- Она сохранится и укрепит свои позиции, потому что происходит качественный отбор ее участников, переформатирование парламентского большинства. «Республика» и социал-демократы сделали все, чтобы сохранить большинство. Мы всегда заявляли, что двери в коалицию открыты. А теперь для ее расширения не нужно одобрения всех трех фракций, входивших в нее изначально. Пункт о непременном общем согласии, который, кстати, включался в соглашение по требованию «Ата-Журта», аннулирован.
- Не было ли ошибкой разделение министерств между партиями?
- Нет, ведь каждая партия несет ответственность за определенное ведомство. Тем более мы дали премьер-министру право отстранять чиновников от должности. Такова мировая практика, и кадровая политика должна обсуждаться в совете коалиции. Мы договаривались назначать министров, исходя из профессиональных качеств. Иногда получалось и «по-кыргызски», но в правительстве это носит единичный характер.
О портфелях и национализме
- Не обидно, как скоро другие политики принялись делить портфель первого вице-премьер-министра?
- А какой портфель у нас не делят? Кресло первого вице-премьера, наверное, стоит последним в очереди после президентского и премьерского. Чиновничий портфель у нас делят постоянно, даже если человек, которому он достался, только-только назначен. Вот поэтому в Кыргызстан не приходит стабильность, и это трагично. Мне импонирует пример рыцарей: если дрались, то на дуэлях. Победил - воздал противнику почести.
- В Кыргызстане есть политические группы, ведущие страну к развалу?
- Не думаю, что наши политики намерены развалить страну. Вред приносят необдуманные действия. Человек ставит перед собой цель - добиться личных интересов, а его действия впоследствии дестабилизируют республику. Но у нас есть хорошая черта: в критических ситуациях народ в Кыргызстане консолидируется, забывает о делении по родам и регионам. Когда в июне прошлого года на юге произошли трагические события, граждане всех национальностей объединялись, чтобы прекратить конфликт.
- Вас не беспокоит рост национализма в Кыргызстане?
- Проблема национализма есть во многих странах. Для любого из государств она носит разрушительный характер. У нас наиболее остро национализм проявился в южных регионах, он копился годами, пока не выплеснулся на улицы. Лица, знающие о нем, в тот момент воспользовались слабостью власти.
- Национализм коснулся не только этнических узбеков, но и русскоязычных граждан.
- Не знаю ни одного факта ущемления прав русскоязычного населения. В селах у нас говорят: было бы хорошо, если русские вернутся.
- При этом, однако, в парламенте жестко пресекают даже попытки говорить на официальном языке.
- Требование говорить на государственном языке абсолютно правильно. Но при этом, конечно, нельзя ущемлять права человека, который не владеет кыргызским. Прежде необходимо создать условия и временные рамки для изучения языка. В школах столицы все основные предметы и учебники - на русском. А в селах уже наоборот - его забывают. Это недопустимо, необходимо сохранить баланс между языками - русский язык открывает окно для общения с бывшими союзными республиками, дает огромные возможности для движения вперед, кыргызский - государственный, каждому кыргызстанцу необходимо знать язык своей страны.
Об СССР, Таможенном союзе, КВН и лошадях
- Глава правительства ностальгирует по СССР. А вы?
- Я тоже считаю, что развал СССР был трагедией. Было бы лучше пойти путем, который выбрал Китай. Сегодня же нужно выбрать механизм развития Евросоюза: когда каждое государство суверенно, но включено в Единое экономическое пространство, в котором открываются огромные возможности для простого гражданина. Поэтому мы сформировали межведомственную группу по переговорам об условиях вступления в Таможенный союз.
Прежде чем входить в ТС, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы, договориться об отсрочках по некоторым видам деятельности и таможенным позициям, чтобы не нанести ущерб экономике. Но вступать в Таможенный союз необходимо. 43 процента внешнего товарооборота Кыргызстана приходится на долю стран ТС. Перед нами откроются рынок с 250 миллионами потребителей, возможности привлечения огромных инвестиций и защиты прав трудовых мигрантов. Граждане КР не будут проходить унизительные таможенные досмотры, результат которых сомнителен. Кому нужно, тот контрабанду провозит, несмотря на барьеры.
- Чем вы намерены заняться во время своего «отпуска»?
- Хочу по-человечески отдохнуть. Это поможет взглянуть на все происходящее со стороны. Займусь спортом, съезжу куда-нибудь, пообщаюсь с друзьями и лошадьми.
- Лошадьми?
- Общаться с ними, а у меня их несколько, - огромное удовольствие, которое приносит вдохновение и энергию. Я, наверное, люблю их на генетическом уровне. Лошадь - преданное и искреннее животное, которое никогда не предаст.
- Есть мнение, что кыргызским политикам не хватает чувства юмора. Вот вы, как представитель более молодого поколения политбомонда, ходите на КВН?
- Люблю КВН и часто смотрю игры российских команд.
- А местный?
- Несколько раз ходил на выступления кыргызских команд, но сейчас на это совсем не остается времени. Да и сами кавээнщики нас, политиков, не зовут, хотя могли бы проявить инициативу. В общем, если пригласят, с удовольствием пойду. Я считаю, что, если бы на игры КВН звали политиков с полярными взглядами, мы сняли бы многие спорные вопросы.