Зачем нужны НКО: кейс Азербайджана

Дата:
Автор: Медиация 2020
Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов. Зачем нужны НКО: кейс Азербайджана

Во всех странах современного мира приобретает все большее значение развитие так называемого «гражданского общества». В его основе лежит как инициативность отдельных лиц, готовых выражать и отстаивать свою точку зрения, так и деятельность гражданских объединений, или НКО – некоммерческих организаций, нацеленных на улучшение той или иной сферы общественной жизни. Безусловно, везде имеются свои особенности развития системы НКО, в том числе в фокусе интереса данной статьи – в Азербайджанской Республике (далее – АР).

В отличии от ряда иных постсоветских республик, система НКО современного типа начала активно развиваться еще в конце XIX – начале 20 в. Это явление было связано, с одной стороны, с нефтяным бумом на Апшеронском с центром в г. Баку, с другой – со становлением самосознания азербайджанского народа, укреплением чувства «ответственности» бакинских нефтемагнатов за судьбы городских низов. Получили широкую известность социальные и благотворительные проекты З. Тагиева, М. Нагиева, М. Мухаторва, Ш. Ассадуллаев и пр. [1] В советскую эпоху все НКО, естественно, были включены в государственную машину. 

Законодательство республики подразделяет НКО на общественные организации – группы граждан, объединённых общими профессиональными или иными интересами, и фонды, собирающие деньги для конкретных проектов. Подчеркивается принцип невмешательства в политические дела [2].

Стоит отметить, что иностранным НКО сложнее установить свою деятельность в АР по соображением национальной безопасности. Так, для их регистрации необходимо согласие членов правительства и министерства юстиции.

С другой стороны, азербайджанское государство поддерживает, в частности, иностранные благотворительные структуры облегчением визового контроля, как и отечественные, освобождением от уплаты пошлин и налогов самими организациями и их сотрудниками. Также министерства и государственные агентства обязуются предоставлять помощь по первому требованию [1]. Интересно, что азербайджанское телевидение должно выделять 5% своего эфирного времени на продвижение благотворительных целей [3].

Насчитывается всего 308 НКО, зарегистрированных на территории АР [2]. По некоторым же утверждениям, число организаций составляет около 3 тыс. [4] (активны на всей территории АР около 240 [5]), причем в соседней России функционирует около 300 тыс. таких объединений, а во всем мире – до 10 млн. [6] Среди них особое место занимают уже упоминавшиеся благотворительные НКО: международные организации «Спаси детей», «Eва» [7], «CARЕ», «СAD», «ADRA» и пр. Часть этих организаций начали работу с беженцами с конца 1992 г. – с самого разгар Нагорно-Карабахского конфликта (1991 – 1994 гг.), - оказывая неоценимую всестороннюю помощь пострадавшему населению республики [8] в ту пору, когда система азербайджанских НКО находилась лишь в зачаточном состоянии. Приходится лишь опасаться, что их деятельность вновь станет незаменимой в хаосе карабахских событий, разворачивающихся перед нашими глазами. 

Вызывает интерес деятельность НКО, отстаивающие права и место женщин в азербайджанском обществе, остающимся по большей мере восточным, где традиционно была сильна роль мужчин. Активность таких организаций, хоть и натыкается на некоторые препятствия и непонимание части граждан, активно поддерживается в том числе омбудсменом АР [9], высоко оценивается правительственными и аналитическими структурами. Они ускоряют процессу демократизации и развития гражданского общества, содействуют реальному установлению равноправия полов и поддерживают т.н. «женскую политику» [10]. Это также положительно сказывается на укреплении имиджа АР как одной из передовых развивающихся стран Востока.

Несмотря на свое интенсивное развитие с момента обретения страной суверенитета в октябре 1991 г., система НКО в АР стоит перед целым рядом проблем. Часть из них связана тем или иным путем с государственным участием – это коррупция, недостаточные объемы финансирования и налоговых послаблений и пр. [11] Высказываются обвинения в адрес руководства АР в провидении политики «подчинения» гражданских объединений для создания «демократической ширмы» [12], подчеркивается неразработанность законодательства касательно благотворительных организаций, «отмыв» денег [13]. Другая часть проистекает из пока что невысокого уровня развития гражданского общества в АР, что влечет за собой невысокий интерес населения к деятельности НКО, его малоинформированность, отсутствие доверия к ним, нехватку персонала [11], редкие контакты с бизнес-структурами [14] и пр.

Перспективы развития системы НКО на территории АР выглядят умеренно оптимистичными. Видна необходимость достижения государством еще больших успехов в антикоррупционной борьбе и укреплении принципа открытости. Важно и далее совершенствовать инфообмен и кооперацию в треугольнике «государство – бизнес – НКО», постепенно ослабляя зависимость некоммерческих объединений от государственной поддержки. Это все предполагает высокие темпы развития частного сектора, рост благосостояния населения как залог развития гражданского общества, что наблюдается в современном Азербайджане. Однако текущие события в регионе и глобальные тенденции – а, точнее, их хаотичность и непредсказуемость, - отнюдь не располагают к быстрому «естественному» решению указанных выше проблем. Поэтому, в конечном счете, все сводится к воле и решимости высшего руководства Азербайджана.

Электронные источники: 

1.   https://cyberleninka.ru/article/n/charitable-activities-in-azerbaijan

2.   http://www.azerbaijans.com/content_664_az.html

3.   Decree of the Cabinet of Ministers of Azerbaijan «On international humanitarian organizations and their affiliates in the Republic of Azerbaijan,» №, 1994.

4.   Art. 19 of the Law of Azerbaijan «Оn advertisement,» 1997.

5.   https://hrpu.org/2015/04/13/history-of-ngos-in-azerbaijan/

6.   https://www.topic.az/qht-qeyri-hokumet-teskilati-nedir/

7.   https://projectworldimpact.com/country/azerbaijan

8. https://www.azer.com/aiweb/categories/magazine/51_folder/51_articles/51_reliefagency.html

9.   http://www.ombudsman.gov.az/az/view/pages/67

10. https://sesqazeti.az/news/kivdf/432963.html

11. http://unec.edu.az/application/uploads/2019/10/badov-Ayd-n-Fuad.pdf

12. https://russian.eurasianet.org/node/61421

13. https://www.icnl.org/resources/research/ijnl/charity-in-azerbaijan-prospects-for-developing-legislat...

14. http://anl.az/el/a/amqhtf-0.pdf

Автор: Серафим Михайлов, г. Москва, Московский государственный университет.

Поделиться: