«Ядерная» дружба: Россия и Узбекистан расширяют сотрудничество в области атомной энергетики
Автор: Медиация 2020
Со сменой власти в Ташкенте и приходом на пост президента Ш. Мирзиёева в декабре 2016 г. во внешней политике Узбекистана стал активно развиваться российский вектор как в рамках двусторонних отношений, так и в многосторонних форматах.
В октябре 2019 г. стало известно, что Узбекистан рассматривает перспективу присоединения к ЕАЭС, что при И. Каримове даже не входило во внешнеполитическую повестку. Большим прорывом стал визит В.В. Путина в Ташкент в октябре 2018 г., в ходе которого было подписано более 20 документов по налаживанию сотрудничества в различных областях. Кульминацией визита стал совместный запуск двумя президентами инженерных работ по подбору района для строительства двух энергоблоков АЭС на территории Узбекистана.
Флагманом в двусторонних отношениях Узбекистана и России начиная с конца 2017 г. выступает именно атомная отрасль. Для Узбекистана это будет первый проект атомной промышленности в истории страны, т.е. национальная атомная отрасль создаётся практически с нуля, несмотря на то, что проекты о создании АЭС в Узбекистане предлагались ещё в 1980-х гг., а добыча урана в республике на месторождении Учкудук началась в 1953 г.
Многие предприятия и стандарты ядерной безопасности создаются и принимаются впервые. В июле 2018 г. было создано агентство по атомной энергетике «Узатом», а в российских вузах для формирования кадров для будущей атомной промышленности Узбекистана начали выделяться квоты на обучение.
Потенциальная площадка для размещения энергоблоков АЭС несколько раз менялась. Так, изначально предполагалось начать строительство в Навоийской области на границе с Казахстаном, позднее проект перенесли в Бухарскую область, а сейчас в качестве приоритетного рассматривается район вблизи озера Тузкан в Джизакской области. Это обусловлено как необходимостью учитывать интересы соседей, так и поиском оптимального района с точки зрения сейсмической активности, которая ранее, как считалось, исключала возможность строительства АЭС в стране. Атомная отрасль в отношениях стран выступает своеобразным мультипликатором, способствуя сотрудничеству в других областях.
Помимо открытия филиала МИФИ в Ташкенте, в столице республики с сентября 2019 г. начал функционировать и филиал МГИМО, что говорит об интересе республике не только в расширении научных кадров, но и пополнении кадров для государственной службы. Помимо атомной промышленности в ходе уже упомянутого визита были достигнуты договорённости о создании в Узбекистане совместных с Россией промышленных предприятий с участием «Промтрактора», «Евроцемента», «Ростсельмаша» и других российских компаний. Рассматривается и возможность открытия в Узбекистане сборочного производства УАЗа.
На данный момент АЭС функционируют только на территории трёх постсоветских государств помимо России – Армении, Беларуси и Украине. Сотрудничество с Россией может помочь Узбекистану стать лидером в области развития «мирного атома» в Центральной Азии, что также станет основой долгосрочных стабильных отношений с Россией, так как атомная сфера традиционно слабо подвержена влиянию политической конъюнктуры. Кроме того, Узбекистан стабильно входит в десятку стран-лидеров по добычи урана, что также создаёт основу для прочных отношений с «Росатомом», который получит доступ к запасам стратегически важного сырья [1].
Узбекистан также является крупным экспортёром газа и крупнейшим экспортёром электроэнергии в регионе.
Представляется, что строительство АЭС позволит перенаправить большие объёмы газа на экспорт, тем самым снизив зависимость от электрогенерации на основе «голубого топлива» и повысив доходы от экспорта энергоресурсов и газохимической продукции. О серьёзности намерений Ташкента говорит и принятие в феврале 2019 г. Концепции развития атомной энергетики на период 2019-2029 гг., которая предполагает получение крупного российского кредита для строительства АЭС.
В контексте евразийских интеграционных процессов и возможного присоединения Узбекистана к ЕАЭС, можно говорить о возможности создании единого уранодобывающего предприятия на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии, что позволило бы расширить масштабы геологоразведки и инвестиции в объекты атомной промышленности.
Стратегический выбор Узбекистана в пользу атомного сотрудничества приобретает особое значение и в свете того, что ранее при администрации И. Каримова Узбекистан в рамках мультивекторной внешней политики стремился использовать урановые запасы страны в качестве инструмента давления на мировые ядерные державы и активно развивал контакты с США, КНР и Японией по добыче уранового топлива [2]. Решение Узбекистана наряду с уже готовящейся к полноценному запуску Белорусской АЭС, таким образом, укрепляет роль «Росатома» в качестве ведущей атомной корпорации на постсоветском пространстве.
В августе 2020 г. стало известно, что стороны вышли на заключительный этап согласования итогового контракта на строительство двух энергоблоков общей мощностью 2,4 ГВт. Предполагается, что непосредственно строительство АЭС начнётся в 2022 г., а первый энергоблок будет запущен до конца 2028 г., а второй к 2030 г. Оба энергоблока будут использовать ядерные реакторы ВВЭР-1200, которые признаны МАГАТЭ в качестве наиболее безопасных.__________________________________
[1] В. Катона. Мирный атом на постсоветском пространстве. – М.: Центр изучения перспектив интеграции, 2020.C.55-56
[2] Г. Ибрагимова. Атомная энергетика в Центральной Азии: есть ли перспективы? // Индекс безопасности, Т.16, №4 (95), 2010.С.86-87
Автор: Никита Белухин, участник Лаборатории молодого аналитика "МедИАЦия": Каспийская неделя
Поделиться: