Взаимодействие ЕАЭС и ЭПШП в Центрально-Азиатском регионе

Дата:
Автор: Медиация 2020
Взаимодействие ЕАЭС и ЭПШП в Центрально-Азиатском регионе

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов. 

В наши дни интеграционные объединения являются значимым элементом отношений между многими государствами мира. В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «Экономический пояс Шелкового пути». А в 2015 г. тремя государствами – Россией, Беларусью и Казахстаном был образован Евразийский экономический союз. 

Данные проекты имеют эпохальное значение в силу того, что в основе китайского ЭПШП впервые была заложена идея экономического развития Евразии в целом[1]. А российский проект ЕАЭС предполагает создание евразийской интеграционной структуры от Лиссабона до Владивостока[2]

В случае реализации сопряжения ЕАЭС и ЭПШП произойдет продвижение приграничного сотрудничества евразийской инфраструктурыспособствующее тем самым свободному перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, созданию большого евразийского пространства. 

Однако, по мнению некоторых исследователей российско-китайского «сопряжения», ЕАЭС и ЭПШП в какой-то мере являются конкурентами в регионе. 

С одной стороны, можно наблюдать Россию, которая стремится объединить экономическое пространство бывших советских республик для оперативного и целостного взаимодействия в общей экономической среде. 

С другой стороны, есть стремление Китая после распада СССР получить доступ к ресурсам региона через формирование инфраструктур, установление торгово-экономического сотрудничества, а также предложения инвестиционных проектов. 

Также существует мнение, что сопряжение проектов невыгодно для России, в связи с тем, что в регионе произойдет значительное увеличение китайского присутствия, которое в стратегической перспективе будет вредить интересам Москвы. Однако, необходимо учитывать, тот факт, что в текущих политических и экономических условиях помешать росту китайского влияния просто невозможно. 

В случае отказа от многостороннего диалога, включающего РФ, все взаимодействия сведутся к двусторонним или новым многосторонним формам сотрудничества КНР с государствами Центральной Азии. 

В свою очередь, это может привести к нежелательному итогу – исключению России из процесса принятия решений о развитии Центрально-Азиатского региона.

Важно понимать, что рассматриваемые проекты ЕАЭС и ЭПШП являются разными по своей природе. 

Инициатива Пекина направлена на соединение Китая с Европой, Ближним Востоком, Южной Азией через Центральную Азию, в то время как ЕАЭС является политическим проектом, который стремится создать пророссийский блок для организации преференциального режима для внутреннего рынка данного союза. 

Если рассматривать ЦАР, то регион для России является зоной исторических интересов. В свою очередь, Центральная Азия для Китая – это важный канал поставок нефти и газа в страну, а также возможность собственного развития и выход на европейские рынки. 

Следует отметить, что часть государств ЦАР являются как странами-участниками проекта ЭПШП, так и членами ЕАЭС. Россия и Китай считаются главными торговыми партнерами и инвесторами.

Сотрудничество экономики РФ и КНР в странах ЦАР соответствует трехсторонним общим интересам и внутреннему спросу

Кроме этого, сами взаимоотношения Москвы и Пекина необходимы, так как мегапроект ЭПШП соприкасается с такими программами, как: строительство большого Транс-Евразийского пояса в России; новая экономическая политика Казахстана «Нурлы жол»; программа развития Узбекистана на 2017-2021 гг.; программа экономического развития Туркменистана на 2011-2030 гг.; программа развития Кыргызстана на 2018-2040 гг.; программа развития Таджикистана на 2016-2020 гг. 

Можно предположить, что государства ЦА находятся в положении между: присоединиться к ЕАЭС, который имеет четкую структуру, свои правила и линию поведения, либо примкнуть к экономическому проекту Китая. Ранее отмечалось, что целью ЕАЭС является создание благоприятных условий для беспрепятственного доступа к евразийскому внутреннему рынку. В свою очередь, ЭПШП стремится укрепить региональное экономическое сотрудничество. Схожесть проектов заключается в том, что они хотят «развиваться и процветать» на евразийском пространстве.

На наш взгляд, проекты являются взаимодополняющими, так как Евразийский союз предлагает институциональные рамки взаимодействия Россия-Китай, в свою очередь, КНР способна предоставить инвестиционные ресурсы для реализации совместных проектов, содействуя созданию полномасштабного экономического сотрудничества на евразийском пространстве[3]

Несмотря на то, что международное сотрудничество значительно пострадало из-за коронавирусной инфекции, энтузиазм сотрудничества между странами не ослаб. Перед Китаем и странами Евразии открылись новые возможности. 

Автор: Алла Руднева, Кыргызстан, г.Бишкек


[1] Ларин А.Г. К Анализу сущности проекта ЭПШП и его сопряжения С ЕАЭС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность [Электронный ресурс] // Сyberleninka.ru: научная электронная библиотека. 2016.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-analizu-suschnosti-proekta-epshp-i-ego-sopryazheniya-s-eaes (дата обращения: 25.11.2020).

[2] Гарбузарова Е.Г. Экономика Евразийского союза // Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир.  2019. №3(21).  С. 199-207.


[3] Чивчян А. А., Рыжкова А. Д. Проект ЭПШП как инструмент экономического развития ЕАЭС // Евразийская экономическая конференция сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2018. –С. 187-189.

Поделиться: