Время вызовов для Евразии: как странам обеспечить цифровую безопасность

Дата:
Автор: Медиация 2020
Время вызовов для Евразии: как странам обеспечить цифровую безопасность

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.

В современных реалиях модель организации международного общества, предполагающая сохранение определенного стратегического баланса сил и основанная на ключевых постулатах европейской и американской дипломатии, не способна выполнять весь необходимый функционал.

Подобные тенденции   приводят к неутешительным выводам о стремлении большинства ведущих игроков пересмотреть прежние результаты и принципы в области внедрения собственных проектов формирования нового миропорядка, учитывающих основополагающие культурно-исторические и ценностно-символические особенности восприятия политической действительности.

С этой точки зрения столкновение интересов между Китайской Народной Республикой (КНР) и Соединенными Штатами Америки представляет практическую реализацию комплексной схемы геостратегического противоборства, которое оказывает существенное воздействие на нынешнюю структуру международных отношений. 

Предлагаемые Пекином и Вашингтоном модели развития глобального пространства направлены на реализацию соответствующих внешнеполитических приоритетов в рамках конкретного регионального измерения. 

Евразийское направление не является исключением. Для обеих держав важно выстроить новую структуру межгосударственных отношений с учетом потенциальных возможностей разработки строго ориентированной сети региональных коммуникаций. 

Однако есть некоторые расхождения в выборе конкретных подходов геополитического моделирования. 

Стратегия Вашингтона, в большей степени учитывающая двусторонний формат контактов, направлена на изменения в действующей структуре альянсов для повышения собственной мобильности. 

Китайский подход подразумевает создание временных союзов с наиболее доверенными партнерами для сдерживания роста потенциально враждебных держав к региональному или глобальному доминированию. 

Использование инструментов многостороннего сотрудничества позволяет нивелировать некоторые издержки. Соответственно, данные модели способствуют достижению конкретных результатов, однако стимулирует исторических игроков искать возможные средства для обеспечения собственной безопасности. 

Геостратегические проекты, инициируемые США и КНР на просторах евразийского пространства, вызывают у Российской Федерации (РФ) определенные опасения. 

Укрепление позиций Вашингтона или Пекина на евразийском пространстве создает существенные ограничения по возможностям реализации собственного геостратегического потенциала и обеспечения национальной безопасности. Попытки обоих государств внести соответствующие коррективы в диалог между Москвой и ее партнерами свидетельствует о необходимости совершенствования собственных подходов по выстраиванию региональной сети коммуникаций. Особое значение в реализации подобного проекта имеет наличия информационно-технологических возможностей проецирования модели развития евразийского сообщества. 

Обеспечение более тесной кооперации в области инноваций позволит сформировать устойчивую сеть контактов и коммуникаций между государством-экспортером и его потенциальными партнерами. 

Создание же цифровой платформы в области экономической интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволит перейти данному процессу на следующий этап. Реализация подобного проекта на территории государств-членов ЕАЭС способствует возникновению агрегированного сегмента цифрового пространства, значительно повышающего возможности обеспечения информационно-технологической безопасности. 

Стоит дополнительно отметить, что в рамках данной системы государство выступает в роли арбитра, заключающейся в корректировке отдельных направлений деятельности партнеров и проведении грамотной политики по созданию основного фундамента для цифровой платформы. Правительственным структурам необходимо реализовать следующие принципы: создание единых правил игры; разумный цифровой протекционизм; государственные гарантии для повышения доверия потребителей к цифровым платформам; внедрение механизмов контроля за действиями владельцев цифровой платформы; защита коммерческой тайны и персональных данных пользователей от несанкционированного распространения; антимонопольное регулирование цифровой инфраструктуры. 

Успех реализации подобного проекта позволит РФ достичь определенных геостратегических целей. Во-первых, это предполагает внедрение собственной модели управления на региональной уровне. Во-вторых, обеспечить сохранность геополитических позиций в традиционных зонах влияния. В-третьих, снизить возможности проникновения внесистемных игроков. Однако окончательная реализация данной инициативы зависит от постоянно меняющихся условий геополитического соперничества. 

Дальнейшие изменения в структуре международных отношений покажут, в какой степени возможно осуществление технологической кооперации между ключевыми игроками евразийского пространства.     

Автор: Шаповалов Александр Евгеньевич, г. Москва, Московский государственный университет  имени М.В.Ломоносова

Список литературы.

  1. Портяков В.Я. П60 Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI столе тии : монография / В.Я. Портяков. — М. : ИДВ РАН, 2015. — 280 с.      
  2. Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад № 58/2020 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2020. – 254 с.
  3. Тимофеев И. Алексеенкова Е. Евразийское направление внешней политики России: интересы, возможности и ограничения. Российский совет по международным делам. 2015. 
  4. Хаас Р. Мировой беспорядок. Американская внешняя политика и кризис старого порядка. AST Publishers. 2019.
  5. Latham A.  Offshore Balancing: A Grand Strategy for the China Dream. The diplomat. 2020.
  6. Rudd K.  Beware the Guns of August—in Asia. How to Keep U.S.-Chinese Tensions From Sparking a War. Foreign affairs. 2020.

 

 

 

Поделиться: