Узбекистан в системе Евразийской интеграции

Дата:
Автор: Медиация 2020

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.

Узбекистан в системе Евразийской интеграции

В Узбекистане после получения республикой статуса наблюдателя в ЕАЭС (май 2020 г.) продолжается дискуссия по поводу полноценного вступления в ЕАЭС. Данный вопрос стал активно обсуждаться в экспертном сообществе с 2017 г. В июне 2019 г. Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев в выступлении на ХХ пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Узбекистана отметил, что 70% товарооборота Узбекистана – это торговля с Россией и другими странами ЕАЭС. Узбекистан прямо заинтересован в том, чтобы стать полноправным членом ЕАЭС. Очень хотелось бы надеяться, что данные намерения реализуются в практическую плоскость, и долгожданное вступление Узбекистана в ЕАЭС состоится не позже 2021-2022 гг. Необходимо отметить, что Президент Мирзиёев – сильный, опытный, популярный, прагматичный политик, пользующийся серьезной поддержкой внутри страны и заслуженным авторитетом за пределами Узбекистана. Это позволяет надеяться на серьезные сдвиги в сторону интеграции в рамках ЕАЭС. Вступление Узбекистана в ЕАЭС имеет ряд положительных аспектов:

• Получение свободного доступа к единому рынку ЕАЭС (186 млн чел., вступление Узбекистана увеличит его до 220 млн), создание сети зон свободной торговли с рядом стран (Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иран, Китай, Сингапур, Таиланд и др.) и блоков (АСЕАН и др.).
• Снятие нестыковок и несоответствий между режимами внешнеэкономического регулирования, действующими в Узбекистане и в ЕАЭС, в т.ч. фитосанитарных, ветеринарных и иных нормативов.
• Преодоление территориально-географической замкнутости Узбекистана, упрощение доступа к транспортным узлам с выходом к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России, ЕС. • Участие Узбекистана в транзитных проектах ЕАЭС (автомагистраль Западная Европа – Западный Китай, железнодорожные коридоры Пекин – Астана – Москва – Берлин, Узбекистан – Кыргызстан – Китай, Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар и т.д.).
• Стимулирование роста сотрудничества в сфере науки, высоких технологий, инноваций, цифровизации национальной экономики. Среди ключевых направлений развития ЕАЭС до 2025 г. обозначено формирование совместных «территорий инноваций» и стимулирование научно-технических исследований.
• Развитие кооперации, расширение «Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Данная сеть позволяет предприятиям стран ЕАЭС находить партнеров, поставщиков, потребителей в странах Союза, моделировать производственные цепочки, реализовывать оптимальную загрузку мощностей, продвигать продукцию с помощью цифровых экосистем.
• Гуманизация условий пребывания граждан Узбекистана из числа трудовых мигрантов на территории ЕАЭС, что подразумевает снятие барьеров рынка труда, упрощение процедур легализации занятости, безнострификационное признание дипломов об образовании и свидетельств о квалификации, единый налоговый режим, соцобеспечение, бесплатную медпомощь, учет трудового стажа в другом государстве ЕАЭС при начислении пенсий.


Автор: Равшан Назаров, Узбекистан.

Поделиться: