Цифра и журналисты

Дата:
Автор: Медиация 2020
Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов. Цифра и журналисты

В эпоху цифровых технологий журналисты приобрели как новые возможности, так и новые трудности. В профессиональный арсенал вошли социальные сети, цифровые новинки, интернет (не только как площадка распространения информации, но и инструмент работы с ней). С другой стороны, появились проблемы новой цифровой и журналистской этики, феномена блоггинга и роста fake-news. Общество, как механизм регулирования и формирования социального, также изменилось: всё та же новая этика, иное отношение к журналистике, интерес к созданию собственного контента (привет, гражданская журналистика) и влияние культуры потребления.

Если же говорить об опыте, то сегодня есть масса возможностей получить его: работая как на редакцию, стажируясь, так и создав своё медиа в социальных сетях, мессенджерах. А актуальная «удалёнка» и свободный доступ к широкому спектру информации в интернете облегчают процесс.

Проблемы не испарились

Интернет и цифровые технологии поменяли нас и наше отношение к информации, СМИ, появилась гражданская журналистика и блоггинг, но стала ли сама журналистика качественнее? Исходя из теории Хомского, сегодня СМИ остаются главным рычагом сохранения капиталистического согласия в обществе, это же касается и блогеров. Экономическая и бессознательная идеологическая детерминированность субъектов даёт о себе знать в контенте: замалчивание неудобных для системы в целом фактов, поверхностная критика, сугубо потребительские ценности и темы. Таким образом, демократизация журналистики, если так можно выразиться, остаётся мнимой, ведь новые и мейнстримные медиа находятся под прямой экономической зависимостью от рекламодателей, они решают, что желательно для публикации на площадке. В политической и идеологической зависимости от бессознательной идеологии, силовых структур и правительств.

Другой проблемой является неоправданная быстрота передачи информации. Особенно показателен пример с ТВ, когда новостные сводки стремительно сменяют друг друга, и зритель не может проанализировать их. Вспоминаем характерную фразу быстрых медиа: «А теперь о другом…» (привет, Нил Постман). То же касается интернет-СМИ – стремление быть первым в публикации интересной истории, а проверим после. Замечали ли вы вставку в конце некоторых текстов «материал дополняется»? СМИ стали быстрыми, но наш анализ работает не так быстро. СМИ стали более нервными, но нам не свойственны перманентные неврозы. СМИ лучше бы сбавить обороты, превышение скорости к хорошему не приведёт. 

Панацея?

На помощь приходит «медленная журналистика» (Slow Journalism) – как часть всемирного движения «Slow Life». Как жизнь, так и медиа должны стать медленнее, вспомнить о балансе. Это особенно важно при проверке фактов или написании больших текстов. Постоянная спешка и отсутствие контроля над временем приводят к глупым ошибкам, фейкам или однобокому взгляду на тему материала. Однобоким и невнимательным из-за высоких скоростей в жизни становится и читатель. Грош цена вашим просветительским или информационным целям в таком случае.

Интернет дал нам оперативность, но контролируем ли мы её? А может интернет уже начал контролировать как СМИ, так и нас? Чьё теперь наше и ваше время? Может, стоит замедлиться?

Автор: Элекин Артём, Россия

Поделиться:

Яндекс.Метрика