Шелковый путь XXI века – результат конструктивного межнационального сотрудничества

Дата:
Автор: Медиация 2020

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.



Шелковый путь XXI века – результат конструктивного межнационального сотрудничества

Шелковый путь – источник безопасности?

Согласно

исследованиям Stockholm International Peace Research Institute Новый шелковый путь:

·      обладает потенциалом для поддержки условий стабильности, развития и безопасности за счет предоставления инвестиций и общественных благ на национальном уровне в Центральной и Южная Азия (особенно в Пакистане);

·      может усугубить некоторые проблемы структурного управления как в Центральной, так и Южная Азия (особенно Пакистан), включая коррупцию и отсутствие подотчетности; в захват экономических выгод политической элитой может усугубить политическую нестабильность в долгосрочной перспективе;

·       имеет потенциал на региональном уровне для стимулирования расширения совместных усилий и политической воли государств для эффективного противодействия общим угрозам безопасности в интересах взаимной экономической выгоды в Центральной Азии. (По отношению ЮВА такие прогнозы пока не могут быть высказаны);

·      может усилить историческое соперничество за влияние и интересы безопасности между Китаем и Пакистаном с одной стороны и Индией с другой, а также на двусторонней основе между Пакистаном и Индией;

·      сталкивается с проблемами, связанными с ситуацией в области безопасности в Афганистане, и не обладает большим потенциалом на данном этапе для помощи в разморозке отношения между Пакистаном и Афганистаном. Со временем это может улучшить региональное сотрудничество по экономическому развитию в Афганистане; 

Таким образом, этот масштабный китайский проект, в основе которого заложены стремления к расширению взаимодействия и укреплению стабильности на протяжении всего Пути, может стать не только причиной положительных изменений в причастных к нему регионах, но и вызвать политические и экономические катаклизмы.

Станет ли Шелковый путь новым источником стабильности или же создаст новые угрозы безопасности в Центральной Азии?

В 2000-х годах Китай стал крупнейшим торговым партнером центральноазиатского региона и крупный энергетический клиент. Через платформу ШОС Китай повысил связи в области с государствами посредством двусторонних и совместных военных учений, а также через обмен информацией. Китай также имеет стратегическое партнерство с каждым из пяти государств региона (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), и в последние годы оно начало наращивать предоставление военной помощи и двустороннее взаимодействие по вопросам обороны.

Центральная Азия, где проживает около 66 миллионов человек, не имеет выхода к морю, но обладает значительными ресурсами. Регионе обладает огромным потенциалом в качестве транзитного моста между Восточной и Западной Евразией, центра сырьевых товаров и рынка для торговли и инвестиций. Тем не менее политическое недоверие и множество физических и нефизических барьеров препятствуют экономическому развитию и развитию потенциал региона.

Сейчас Центральная Азия также является местом расположения основных маршрутов Пояса: Китай – Центральная Азия– Западно-азиатский коридор, Евразийский сухопутный мост и железная дорога Хоргос – Актау являются особо актуальными. Все эти маршруты проходят через Казахстан, который уже на данный момент получил более 27 миллиардов долларов в качестве инвестиций Китая в Пояс. Трубопроводы, железные дороги, гидроэлектростанции, логистические узлы и особые экономические зоны также находятся на стадии планирования или реализации. Увеличенный капитал в размере 40 миллиардов долларов США  поступит ко всем пяти государствам через Фонд Шелкового пути Китая, а также через китайские политические банки, инвестиции национальных и провинциальных государственных предприятий и  частные каналы финансирования, проекты которых будут включены в структуру Пояса.

В условиях концентрации столь большого количества инвестиций в регионе и повышения роли центральноазиатских государств в евразийской торговле обеспечение безопасности в регионе, естественно, становится одной из первостепенных задач стран-участниц проекта Нового шелкового пути.

Несмотря на некоторые опасения и неблагоприятные прогнозы, Новый Шелковый путь стал примером конструктивного межнационального сотрудничества в XXI веке. Однако, проекту еще есть куда стремиться: продолжается реализация Морского Шелкового пути, а также российско-китайской инициативы Северного морского пути, выросшей из сотрудничества стран в рамках НШП. Центр интеграционных исследований отмечает возможность увеличения привлекательности проекта для новых участников посредством перехода от выдачи кредитов китайскими банками к прямым инвестициям, преодолением таких барьеров, как недостаточная мощность пунктов пропуска (в частности, на польско-белорусской границе), поиска новых товарных ниш.

Автор: Саидова Алина Кадурдиновна, г. Москва, ИСАА МГУ

Поделиться: