Россия и страны Центральной Азии – пути укрепления взаимодействия в СНГ и ОДКБ

Дата:
Автор: Медиация 2020
Россия и страны Центральной Азии – пути укрепления взаимодействия в СНГ и ОДКБ

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.

Каковы возможности укрепления взаимодействия стран Центральной Азии с Российской Федерацией предоставляют площадки СНГ и ОДКБ?

Перезагрузка СНГ

СНГ на данный момент должна была бы регулировать отношения между странами, ранее входившими в СССР, но у нее есть ряд нерешенных проблем. Например, СНГ заявляет о своей цели регулятора, но на практике внутри объединения есть откровенно враждебно настроенные по отношению друг к другу страны. Например, Армения и Азербайджан.

Что дает основание полагать, что свою основную функцию организация выполнить не смогла. 

В Казахстане же бытует мнение, что СНГ это организация главной функцией которого являлся «цивилизованный развод стран», а так как свою функцию организация выполнила и полностью исчерпала себя, то надо ее закрыть.

На данный момент СНГ более напоминает «Британское содружество»,  организацию которая пережила ряд конфликтов внутри организации и сейчас носит скорее декларативный характер. Это сильно напоминает и СНГ который также пережил ряд конфликтов внутри организации и не смог решить данные проблемы. 

Интересно было бы вдохнуть в организацию новую идею, например, в форме максимальной деполитизации и смещения внимания с вопросов экономики, политики и безопасности на идею развития русского языка в странах СНГ. То есть, пойти по пути другого аналога СНГ и Британского содружества – организации Франкофония. Сейчас эта организация объединяет франкоязычные страны мира. Изначально же это сообщество людей, говорящих на французском языке, а в 1970-м году оно получило свое юридическое оформление в виде международной организации. 

Главной целью новой формы СНГ могло бы стать объединение как раз вокруг русского языка и культуры, главное – вопрос подачи и оформления данной идеи. 

В ряде стран Центральной Азии русский язык имеет статус языка межнационального общения. В Кыргызстане русский язык является официальным. А в Казахстане единственным государственным языком является казахский. (ст.4 Закон РК «о языках» от 11 июля 1997года), но при этом допускается употребление в делопроизводстве и русского языка (ст.5 Закон «о языках» от 11 июля 1997 года). Также в основном законе в статье 7 допускается официальное употребление русского языка наравне с государственным языком. 

В Узбекистане русский язык не является языком межнационального общения и его употребление в официальных документах ограничено. В 2019-м году была инициатива вернуть русскому языку статус «языка межнационального общения», данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию в обществе. 

Одна часть общества высказалась в пользу данной идеи, объяснив это необходимостью интеграции с русскоязычным миром СНГ. 

Такие же опасения звучат и в Казахстане, но в отличие от Узбекистана ситуация с русским языком в Казахстане куда лучше. Сохранились русскоязычные школы, есть русскоязычные отделения в высших учебных заведениях. Но часть общества воспринимает русский язык как чужой, и любые попытки укрепить статус либо помочь в развитии русского языка ассоциируются с какими-либо претензиями РФ.

В Таджикистане до 2009-го года русский язык имел статус официального, после русский язык временно потерял статус языка межнационального общения. В 2011 году был возвращен данный статус. Но официальное делопроизводство проводится только на таджикском. 

Ситуация с русским языком в Туркменистане самая худшая по странам Центральной Азии, в 1993 году Туркменистан перешел на латиницу, со временем количество русских школ сократилось до одной. 

Получается, что русский язык воспринимается как угроза для национальных государств, и с этой проблемой неверного восприятия нужно отдельно работать. Необходимо наполнить идею распространения языка объединительными смыслами. Таким образом, удастся решить проблему статуса и употребления русского языка в странах региона.

ОДКБ

Вопросы безопасности стран Центральной Азии всегда будут актуальны, так как регион соседствует с нестабильным Афганистаном, который находится в состоянии перманентной гражданской войны. Также угрозу региону представляют отряды боевиков ИГИЛ* (запрещена в РФ). 

Многолетний опыт военных действий и высокая боевая готовность данных военных формирований несут угрозу. 

Именно поэтому Россия должна уделять большое внимание укреплению взаимодействия со странами Центральной Азии в военной сфере, а также укреплять военно-техническое сотрудничество. 

Кыргызстан. На данный момент, а особенно в период кризиса, военно-промышленный комплекс Кыргызстана находится в упадке, есть по крайней мере два завода по производству патронов под калибр 7,62 (ГП «БШЗ») и завод по производству военно-морского оборудования (ОАО ТНК «Дастан»). Необходимо изучить вопрос о создании совместных кыргызско-российских заводов по крупноузловой сборке военной техники и их ремонту.

Казахстан. Вооруженные силы РК в целом имеют хорошую боевую подготовку, оснащаются современным вооружением, имеют развитый военно-промышленный комплекс. Это 40 предприятий выпускающие различную продукцию, обеспечивающие 9 тыс. человек работой. 

Где Россия может укрепить взаимодействие с Казахстаном в военной сфере? Это прежде всего два направления:

1-   Налаживание более тесного военно-технического сотрудничества –крупноузловая сборка авиационной техники

2-   Военные учения всех родов войск Казахстана и России на различных театрах военных действий. 

На данный момент есть первые крупные шаги  по налаживанию военно-технического сотрудничества между нашими странами. В 2017-м году в Нур-Султане было подписано трехстороннее соглашение на организацию в Казахстане крупно-узловой сборки вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171 между  АО НК «Казахстан Инжиниринг», АО «Авиаремонтный завод №405» и АО «Вертолеты России»

Второе направление. Необходимо увеличить количество совместных военных учений, привлекать ВС РК к крупномасштабным учениям (типа учения Запад-2017 и Восток-2018), отрабатывать слаженность совместных действий на море, в воздухе и на земле.

Узбекистан. Эта республика на данный момент не является членом ОДКБ. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с РУз основывалось на «Договоре о стратегическом партнерстве» и «Договоре об углублении экономического содружества», также в 2016 году был подписан «Договор о развитии военно-технического сотрудничества». 

Все вышеперечисленное дает основания полагать, что Узбекистан при новом президенте, заинтересован в российской военной технике, и военно-техническом взаимодействии. У страны есть интерес к новейшим российским самолетам поколения 4++ Су-30СМ, и есть контракт на поставку более 10 ударных вертолетов Ми-35. В том же 2016-м году было заключено соглашение, по которому Узбекистан получит возможность закупать российское вооружение по внутри российским ценам. 

Россия может укрепить взаимодействие с Узбекистаном в военной сфере:

1-   Привлекая Узбекистан к совместным с членами ОДКБ военным учениям. 

2-   Изучать возможности более глубокого военно-технического сотрудничества. Это касается технического обслуживания и ремонта российской военной техники, состоящей на вооружении у ВС Узбекистана.

Таджикистан. Эта республика создавала свои вооруженные силы практически с нуля, так как на территории страны не располагались военные части бывшего СССР. Также в стране не было никаких оборонных предприятий, а значит нет основы для создания военно-промышленного комплекса. 

На территории страны располагается вооруженные силы РФ (201 Военная база) которые являются важным фактором в вопросе обеспечения безопасности страны. Россия в целях укрепления взаимодействия с этой страной может организовывать военные учения стран ОДКБ, а также передавать на безвозмездной основе различные виды военной техники. 

Туркменистан. На территории Туркменистана не были размещены оборонные предприятия СССР, соответственно нет основы для создания военно-промышленного комплекса, а также для военно-технического сотрудничества. Страна не является членом ОДКБ, стремится к военно-техническому сотрудничеству с такими странами как Грузия, Украина и США.

Стоить отметить, что военно-техническое сотрудничество Туркменистана с Грузией стало возможным благодаря поставкам туркменского газа в Грузию, и возникновению задолженности за поставки природного газа из Туркменистана в размере 340 млн. долларов США. Туркменистан собирался отремонтировать 46 своих самолетов в счет оплаты долга в АО «Тбилавиастрой». Политика нейтралитета значительно затрудняет какое-либо сотрудничество с данной страной, не говоря об укреплении взаимодействия и тем более военно-техническом сотрудничестве. 

Данные векторы сотрудничества важны для понимания вызовов и закрепления существующих успехов в сотрудничестве РФ и стран Центральной Азии.

Автор: Рахимбаев Тимур Бахытжанович, город Алматы, Казахстан.

 

Поделиться: