Роль СНГ как постсоветского объединения независимых стран

Дата:
Автор: Медиация 2020

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной программы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.
Статья автора прошла конкурсный отбор и признана одной из лучших среди аналитических материалов, представленных в рамках третьего этапа программы – Ташкентской недели.


Роль СНГ как постсоветского объединения независимых стран

Осталось всего несколько месяцев до 30-летия образования Союза Независимых Государств (СНГ) - международной организации, призванной регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (но не всеми), которая не является надгосударственным образованием (в отличие от Евросоюза или Союза России и Беларуси) и функционирует на добровольной основе. В настоящее время считается, что распад СССР в той форме, в какой он существовал к началу 90-х был неизбежен, центробежные силы и стремление к независимости оказались непреодолимы. Также известно и о том, что прорабатывались разные формы возможного дальнейшего его существования: в виде конфедерации Союз Суверенных государств, например. Однако, в связи с целым рядом причин 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще был подписан договор о создании СНГ, даже не в форме конфедерации, а в виде сотрудничества равных суверенных стран. 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ, а 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Однако, фактически в состав СНГ вошли не все бывшие республики. Литва, Латвия и Эстония, отказавшись от участия в нем, сформировали Балтийский союз, существующий и поныне. Грузия присоединилась к СНГ в 1993 году, и уже в 2008 объявила о своем выходе из его состава. Украина, начиная с 2014 года неоднократно заявляла о своем выходе из СНГ, но фактически – не подавала документов на выход, так что ее статус остается спорным. Туркменистан с 2005 года считается только ассоциированным членом СНГ. Кроме того, что состав СНГ на разных этапах пытались войти непризнанные республики/территории, но – безуспешно.

Несмотря на то, что изначально в структуру СНГ были заложены договора об образовании общего воинского контингента – Объединенных вооруженных сил, реализовать данный проект на практике не удалось. Однако, структура ОДКБ (созданная в 1992), несмотря на смену участвующих в нем стран, сохранилась до настоящего времени. Сейчас она объединяет шесть стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Таджикистан. Стоит отметить, что именно ОДКБ во многом способствовала сохранению в неприкосновенности таджикско-афганской границы в 90-е, когда к власти в Кабуле пришел Талибан (запрещен в России), а сам Таджикистан горел в огне гражданской войны.

Вторая принципиальная позиция СНГ – создание зоны свободной торговли (фактически долженствующая поддерживать сложившиеся в СССР экономические связи между регионами) полностью провалилась. Несмотря на то, что идея о создании ЗСТ обговаривалась начиная с 1993 года, фактически она была заменена двусторонними соглашениям между конкретными странами. К данной идее вернулись в 1999 году, а само соглашение было подписано только к 20-летию СНГ, в 2011. А уже в 2014 году договор был приостановлен в отношении Украины. При этом экономическая доля СНГ к настоящему моменту падает и актуальность ЗСТ становится спорной на фоне актуализации и развития ЕАЭС и ШОС, а также Союзного государства России и Беларуси.

Можно сказать, что роль СНГ, как постсоветского объединения независимых стран постепенно уменьшается. Он остается площадкой, на базе которой реализуются сфокусированные интеграционные проекты: ОДКБ в сфере безопасности, ЕАЭС в сфере экономики, ШОС в виде глобального Евразийского экономического проекта. Часть стран СНГ задействована в китайском проекте «Один Пояс и Один Путь». В противовес им выступают Балтийский союз и ГУАМ - союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, часть стран СНГ активно расширяет контакты и с Евросоюзом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время СНГ находится в весьма неустойчивом положении и о дальнейшем его существовании необходимо реально задуматься.

Несмотря на то, что страны СНГ еще связаны многочисленными договорами, часть из них начинает вытеснять двусторонними соглашениями или переходит в ведение других объединений, неспособность его решать открытые конфликты (такие как в Грузии в 2008 или на Украине в 2014) делают формат СНГ менее привлекательным для будущего.

Фактически, по прошествии почти уже 30 лет можно считать, что СНГ выполнил свои основные функции:

·       Способствовал цивилизованному разделу СССР, удержал его от неконтролируемого, ядерного распада

·      Способствовал частичному соблюдению прав бывшего советского населения, внезапно оказавшегося по разные стороны границ (например по выплате пенсий, миграционным проблемам, признанию дипломов и др.)

·   Способствовал (в форме ОДКБ) сохранению внешних границ бывших территорий СССР, особенно – с Афганистаном, загасил многие внутренние вооруженные конфликты.

·     Дал возможность развиться новому формату экономического сотрудничества в форме Союзного государства России и Беларуси, ЕАЭС, ШОС и т.п., которые на начало 90-х попросту были бы невозможны.

Таким образом, потенциал СНГ нельзя считать исчерпанным, однако, его значение продолжает падать и вероятно уменьшится до незначительных величин в ближайшие 10-20 лет, однако – к тому времени на его остатках успеют активно вырасти новые форматы объединения независимых стран региона, которые будут эффективно решать новые проблемы и предлагать новые подходы для улучшения ситуации в Евразии.

Автор: участница программы "МедИАЦия" – Баканова Марина Владимировна International Care Medical Centre Islamabad Pakistan, главный врач (писатель, публицист, независимый эксперт)


Поделиться:

Яндекс.Метрика