Развитие стратегического партнёрства России со странами Центральной Азии

Дата:
Автор: Медиация 2020

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.


Развитие стратегического партнёрства России со странами Центральной Азии

Россия начала вести активную политику в Центральной Азии ещё в середине XIX века, и с тех пор она обладает огромным влиянием в этом регионе. Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства сначала вошли в состав Российской империи, а после революции на их территориях были образованы пять республик: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Киргизия. Эти республики стали частью Советского Союза и, необходимо отметить, до последнего оставались в его составе. Уже 13 декабря 1991 года все пять республик выразили согласие войти в состав Содружества Независимых Государств. Только Туркмения остаётся в статусе ассоциированного члена СНГ.

На современном этапе для России развитие стратегического партнёрства со странами Центральной Азии является одним из приоритетов. Однако, на пути расширения сотрудничества со странами Центральной Азии Россия сталкивается с рядом сложностей.

В первую очередь, следует сказать, о возрастающем влиянии Китая, который намерен включить регион в проект «Экономический пояс Шелкового пути». Однако, можно увидеть и положительные стороны в присутствии Китая в регионе. Китай явно заинтересован в установлении стабильности на территориях, которые китайские геополитики называют «ближним региональным кругом» Китая.

Среди других крупных игроков в регионе следует отметить США, которые, представили новую стратегию по Центральной Азии - «Стратегия США для Центральной Азии на 2019–2025 годы: продвижение суверенитета и экономического процветания». Теперь для США этот регион представляет самостоятельный интерес, вне зависимости от присутствия контингента в Афганистане. Ряд экспертов предполагает, что США намерены переориентировать центральноазиатские республики с России и Китая на интеграцию с Афганистаном и Пакистаном и создать блок «Большой Центральной Азии», подконтрольный США. Безусловно сложно говорить о сколько-либо значимых преимуществах такой переориентации для государств Центральной Азии.

Не стоит и недооценивать амбиции Турции в Центральной Азии. Турция стремительно наращивает своё влияние в тюркоязычных государствах бывшего Советского Союза, основываясь на идеях пантюркизма. Так, в 2009 году был создан Тюркский совет, в который на данный момент из стран Центральной Азии входят Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

Очевидно, регион привлекает к себе всё больше внимания и является пересечением интересов нескольких геополитических игроков, что рождает новые вызовы для сотрудничества России и стран Центральной Азии. Возможно, прежде всего эти вызовы связаны с тем, что теперь у стран Центральной Азии есть больше альтернативных партнёров для сотрудничества, чем когда-либо. В таких условиях, Россия не может быть до конца уверена, что именно её центральноазиатские республики выберут качестве приоритетной стороны сотрудничества.

Автор: Иванова Екатерина Александровна, г. Москва, Дипломатическая академия МИД России

 

Поделиться: