Проблемы освещения террористических акций.

Дата:
Автор: Медиация 2020
Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.
Проблемы освещения террористических акций.

Теракт – это не что иное, как средство психологического воздействия. Его цель не убийство, но устрашение и деморализация. Посеять панику, вызвать массовый психоз, создать ощущение бессилия перед лицом террористической угрозы… Любая террористическая акция заведомо направлена на большее, чем непосредственные жертвы, количество людей. Этим терроризм и отличается от обычных диверсионных действий, которые направлены на физическое уничтожение противника. Изменение картины мира при помощи информационно-манипулятивных технологий - одна из существенных черт современного медиа-пространства. СМИ моделируют реальность – это условие позволяет выдавать интерпретацию происходящего за правду, и тем самым искажать представления публики об окружающем мире. В связи с этим воздействие на общественность через СМИ является одной из важнейших составных частей стратегии современного терроризма. Производя небольшое в процентном соотношении разрушение, террористы провоцируют намного более значительные деструктивные явления в обществе, используя потенциал СМИ. Некоторые специалисты называют деятельность террористов не иначе как продуманной PR-кампанией. Как отмечал Ю. Трифонов, «терроризм выродился в мировое шоу». «Они почти всегда точно знают, что об их деяниях расскажут и покажут по телевизору. Публичность — важная составляющая их планов и действий», — отметил в разговоре с RT политолог Алексей Мартынов. К сожалению, зачастую журналисты ориентируются не на потребности читателя, а на рыночные реалии. Контент СМИ зависит от того, насколько та или иная информации способствует увеличению рейтинга издания, при этом форсируются не самые достойные информационные потребности аудитории. СМИ, будучи общественным институтом, должны ощущать свою ответственность при публикации материалов о терроризме, так как использование шокирующих деталей может оказать негативное воздействие на читателей и привести к неадекватному страху перед действиями террористов. Ещё одной характерной чертой современного медиа-пространства является то, что зачастую журналисты оперируют не фактами, а используют образы, которые впоследствии превращаются в готовый штамп. Такие манёвры в контексте экстремальных ситуаций являются грубым нарушением этики, ведь обязанность журналистов - информировать общественность, а не сеять панику. Как мы видим, терроризм оказывает разрушительный эффект на стандарты журналистики. Власти предпринимают попытки разработать документы, регламентирующие поведение журналистов в экстремальных ситуациях. Однако законодательству пока не удалось найти баланс между лояльным отношением к свободе слова и заботе об общественной безопасности. Тем не менее в настоящее время главным цензором для работника прессы, освещающего экстремальные события и трагедии, является его собственная совесть. Благосостояние общества во многом зависит от информационного обеспечения, и журналист играет в этом процессе важнейшую роль. В этом и заключается главная трудность в освещении экстремальных ситуаций. Журналисту следует воздерживаться от излишней детализации, соблюдать осторожность в подаче материала, учитывать возможные последствия (информация о деятельности спецслужб, особенностях контртеррористических операций, заложниках и т.д.), прямо сообщать аудитории, что часть информации закрыта на время проведения контртеррористической операции по соображениям безопасности. Эти принципы позволяют обезопасить не только лиц, вовлечённых в конфликт (то есть обеспечить эффективность проведения контртеррористической операции, сохранить жизнь заложникам), но и самих себя (избежать ответственности перед судом), а также целевую аудиторию (с психологической точки зрения).

Автор: Игнатенко Анна Андреевна, Россия

Поделиться: