Преодоление проблем ЕАЭС требует общих усилий
Автор: Медиация 2020
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) вступил на путь широкомасштабной экономической интеграции в то время, как остальной мир стал более фрагментированным. Региональная интеграция может являться некой противовесной тенденцией глобальной либерализации. Вместе с этим, существует немало нерешенных проблем на пути к успеху экономического регионализма.
Камнем преткновения на пути к всеобъемлющему сближению государств – членов ЕАЭС является макроэкономическая координация. Слияние торговых, капитальных и трудовых потоков требует согласования макроэкономической политики, чтобы избежать фискальных или валютных дисбалансов. Немалую проблему составляют национальные системы лицензирования банков, которые не имеют юридической силы в союзном правовом поле. Создание наднационального мегарегулятора стало бы следующим серьезным шагом для поиска баланса межгосударственной координации и государственных интересов в области финансовой интеграции.
Поскольку 68% экспортной выручки России приходится на нефть и газ, а 50% казахстанской экономики зависит от углеводородов, нет никаких сомнений в том, что экономический рост ЕАЭС обусловлен нефтью. Документально подтверждено, что зависимость от природных ресурсов негативно влияет на конкурентоспособность на национальном уровне, главным образом из-за последствий «голландской болезни». Падение мировых цен на нефть весной 2020 года показало, что Союзу совершенно точно следует усилить присутствие в высокотехнологичных и наукоемких секторах глобального рынка путем диверсификации экономики.
За последние годы инфраструктурные связи между РФ и Казахстаном улучшились, а Дальний Восток и остальная Азия наконец-то начинают связываться многочисленными магистралями, но транспортные расходы по-прежнему остаются высокими. Раскрытие потенциала ЕАЭС связано с развитием железнодорожного сообщения. В Белоруссии электрификация линий составляет 25%, а в Армении не функционирует до 40% железных дорог. Вступление Армении в Союз обострило проблемы, так как ее граница блокирована с Востока и Запада. Строительство железной дороги «Армения-Иран» необходимо со стратегической точки зрения и Еревану, и Тегерану, но экономически невыгодно (оценивается в $3.2 млрд). У Союза очень мало дружественных и стабильных соседей: от Украины и Молдавии на западе, до этнически хрупких центрально-азиатских республик и Афганистана на востоке. Это продолжит наносить большой ущерб конкурентоспособности Союза, в связи с тем, что необходимо подстраивать логистику, увеличивая расходы, соответственно, повышая цены на товары.
Преодоление проблем ЕАЭС потребует согласованных усилий всех стран Союза. Важнейшим аспектом успеха в будущем объединения для всех членов станет бизнес-образование, и, следовательно, следует обратить особое внимание на инвестиции, ориентированные на это. Чтобы лучше использовать эти образовательные возможности, университеты и предприятия должны также изучить различные диалоговые площадки, в том числе вовлекать бизнес – сообщество на раннем этапе.
Автор: Курочкин Александр, Россия
Поделиться: