Позиция Российской Федерации во внешней политике Республики Таджикистан

Дата:
Автор: Медиация 2020
Позиция Российской Федерации во внешней политике Республики Таджикистан

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.

Российская Федерация первой признала независимость и суверенитет Таджикистана. 

Основой для установления новой формы отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в контексте развития независимости стал Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя странами, подписанный 8 апреля 1992 года в Душанбе. 

С первых дней независимости Республика Таджикистан имела постоянное представительство в Москве, которое 8 июня 1993 года стало Постоянным представительством Республики Таджикистан в Российской Федерации, а 18 декабря было открыто Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан 25 мая 1993 года. Заключено более 230 межправительственных, межправительственных и межправительственных соглашений, регулирующих политическое, экономическое, военное, гуманитарное и иное сотрудничество.

Поддерживаются активные контакты в сфере политики, даже на высшем уровне. В апреле 1999 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого подписал Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, направленное на XXI век; Заключено соглашение о положении и условиях проживания военной базы Российской Федерации на территории Республики Таджикистан.

В ноябре 1999 года Президент Российской Федерации В. В. Путин прибыл с рабочим визитом в Таджикистан, чтобы принять участие в инаугурации Эмомали Рахмона, который, в свою очередь, был переизбран Президентом Республики Таджикистан.

В июле 2000 г. Президент Российской Федерации принял участие в саммите «Шанхайской пятерки» в Душанбе.

В апреле 2001 года Президент нашей страны отбыл с рабочим визитом в Москву.

Октябрь 2001 г. В. Путин прибыл с рабочим визитом в Душанбе, где в трехстороннем формате встретился с Эмомали Рахмоном и Президентом Исламской Республики Афганистан Б. Раббани. Стороны обсудили важный вопрос мира в Афганистане.

В. Путин встретился с Эмомали Рахмоном в ходе заседаний Совета глав государств СНГ и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, заседания Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, саммитов Шанхайской организации сотрудничества. В ходе этих встреч обсуждались такие вопросы, как повышение качества многостороннего сотрудничества, вопросы региональной безопасности и усиление интеграционного процесса на всех уровнях.

На данном этапе развитие сотрудничества между Таджикистаном и Российской Федерацией начинается с официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Душанбе (октябрь 2004 г.) и характеризовалось высокой интенсивностью отношений. За эти годы было проведено множество встреч на высшем уровне с участием Президента Эмомали Рахмона и Владимира Владимировича Путина. Регулярные встречи на правительственном и парламентском уровнях, как на двустороннем уровне, так и в рамках межправительственных объединений, стали традиционными. Ряд текущих проблем решен на межведомственном и межрегиональном уровнях.

В 2007 году Владимир Путин был удостоен Высшей государственной премии Республики Таджикистан.

Награда в октябре 2007 года была вручена в рамках Душанбинских саммитов СНГ, Евразийского экономического сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности. Саммит в Душанбе дал новый импульс развитию межгосударственного и регионального сотрудничества между бывшими советскими республиками. 

Дальнейшая активизация участия Таджикистана в этих процессах и его представительства в СНГ в 2008 году и Евразийском экономическом сообществе будет способствовать, а также проведению следующего Саммита ШОС в Душанбе. При поддержке Российской Федерации Республика Таджикистан становится активным и влиятельным региональным и международным политическим образованием.

Говоря об основах сегодняшнего отчета о «соревнованиях» или «новых больших и малых играх» в Центральной Азии, я хотел бы отметить, что Российская Федерация не претендует на какую-либо монополию или значительное участие в Центрально-Азиатском регионе. Российская Федерация здесь не ведет никакой «игры», действуя только в собственных интересах и интересах своих стратегических партнеров, в которых Республика Таджикистан занимает видное место. Российская Федерация исторически присутствовала в регионе и лучше других адаптировалась к местным условиям, и в связи с этим она сотрудничает с Китаем, Индией, Ираном, США и странами-членами ЕС для решения региональных проблем.

Имея это в виду, понятно, что мы пытаемся учесть все традиции стратегических интересов Российской Федерации и Республики Таджикистан в Центральноазиатском регионе, а также через деятельность интеграционных структур, таких как СНГ, Евразийское экономическое партнерство, ОДКБ и ШОС. Деятельность таких организаций в Центральной Азии показывает, что в регионе устанавливаются качественно многосторонние и двусторонние отношения.

Также в ближайшее время будет решена задача полноценного формирования Таможенного союза, которая обсуждалась лидерами стран СНГ в Душанбе, поскольку это позволит провести раунд интеграции на высшем уровне. И в этом плане важную роль играет всестороннее развитие таджикско-российских отношений.

По случаю 15-летия установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был отмечен прогресс двусторонних отношений в интересах нашей страны и укрепление традиционной и взаимной дружбы между Россией и Таджикистаном, мира и безопасности в Центральной Азии. Встречи Владимира Путина и Эмомали Рахмона стали регулярными, так как они носят деловой и дружеский характер, что способствует улучшению наших отношений.

 Россия и Таджикистан поддерживают друг друга в преодолении региональных и глобальных проблем, осуществляют согласованное сотрудничество в рамках ШОС, СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского экономического сотрудничества. Мы тесно сотрудничаем с международными организациями. 

Считается, что в долгосрочной перспективе Российская Федерация и Республика Таджикистан смогут реализовать ряд совместных проектов не только здесь и даже в полном объеме в Центральноазиатском регионе, но и в Афганистане и других регионах.

Российская Федерация пытается способствовать восстановлению братских отношений доверия и сотрудничества между странами региона, так как заинтересована в водно-энергетических проблемах Центральной Азии. Вода - один из самых ценных продуктов в мире, и наша страна должна иметь возможность извлекать выгоду из этих ресурсов.

Российская Федерация, в сравнении с другими странами, не только заявляет свои условия, но и активно работает в области гидроэнергетики Таджикистана. Мы успешно закрываем совместный проект Сангтуда-1. 20 января 2008 года с участием Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, заместителя Премьер-министра Российской Федерации Сергея Нарышкина и Председателя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса был введен в эксплуатацию первый энергоблок Сангтудинской ГЭС-1.

Что касается Рогунской ГЭС, то вокруг стройки были конфликты, которые никому не нужны. В.В. Путин встретился с Президентом Эмомали Рахмоном в Душанбе и отметил, что Российская Федерация вместе с Таджикистаном готова внести свой вклад в этот крупный стратегический объект. 

У Российской Федерации есть возможность построить Рогун, но они будут использоваться только в том случае, если это будет в интересах Таджикистана и России. Российская Федерация определилась с этим вопросом. Вклад сторон в достройку Рогунской ГЭС, участие других инвесторов - все эти вопросы являются предметом дальнейших переговоров, соглашений и контрактов. 

Кроме того, по запросу Таджикистана Российская Федерация заменит Русал другим российским оператором, чтобы он мог участвовать в проекте. Эти и другие вопросы, связанные с Рогуном или другими текущими проектами, безусловно, будут решены в интересах обеих сторон.

Да, к сожалению, вопрос Рогунской ГЭС не закрыт должным образом. Да, между российскими и таджикскими компаниями были конфликты и споры.  Даже в каждой семье бывают недопонимания и конфликты. К сожалению, в этих условиях и в Москве, и в Душанбе есть те, кто работает над охлаждением отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. 

Российская Федерация и Республика Таджикистан - братские государства, и Российская Федерация всегда рядом с Республикой Таджикистан, даже в тяжелые годы. И благодаря большим движениям нашего президента в последние годы мы снова сближаемся. 

Дружба между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан имеет решающее значение. Построенная и планируемая мощность энергетических объектов, которые будут увеличиваться на территории Таджикистана, станут основой для согрева наших сердец, нашей дружбы и, как в свое время отмечали строители Нурекской ГЭС. Сотрудничество России с Таджикистаном - ключевой фактор в продолжении творческих традиций народов и укреплении процесса интеграции в регионе.

 Российская Федерация и Республика Таджикистан активно сотрудничают в вопросах безопасности и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Российская Федерация предоставила Таджикистану ряд самолетов и вертолетов. Помощь в формировании Пограничной службы Таджикистана оказывалась не только формально, но и необходимой техникой, более 30 российских пограничников были награждены высшими государственными наградами руководством Таджикистана. 

201-я военная база Российской Федерации защищает общие интересы Союза, а также находится в постоянном контакте с Вооруженными силами Республики Таджикистан, поэтому наши военные высоко оценивают усилия Министерства обороны Российской Федерации в регулировании братских сил. 

При всех требованиях в сотрудничестве Российской Федерации и Республики Таджикистан существует точка согласования интересов и основа - возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Считаю, что в интересах нашего государства мы должны поддерживать пик сотрудничества, особенно в экономической сфере. Помимо РАО «ЕЭС России» в стране действуют «Газпром», «Русские отели» и более 100 совместных предприятий, реализующих свои проекты в Республике Таджикистан.

Неустойчивые инвестиционные вклады Российской Федерации за годы сотрудничества составляют почти половину всех объективных инвестиционных вкладов других стран в экономике Республики Таджикистан. В 2007 году в Таджикистан приехало более 400 российских бизнесменов. В ближайшие годы Российская Федерация готова увеличить объем инвестиций до 2,5–3 млрд рублей. Однако Республика Таджикистан должна создать хорошие условия для инвестиций в РФ и их защиты.

Важную роль в развитии регионального сотрудничества сыграл ежегодный межпарламентский форум «Российская Федерация - Республика Таджикистан: потенциал регионального сотрудничества» (кураторы С. Миронов и М. Убайдуллоев). В 2007 году Форум проходил в Москве и Оренбурге с ярмарками продуктов, овощей и фруктов. Эти форумы станут витриной сотрудничества, а также культурных и художественных достижений. И эту практику нужно продолжать. В сентябре 2008 г. очередной форум прошел в Душанбе. 

Фактически, к подписанию уже подготовлено несколько двусторонних соглашений; Заключить договор о создании культурного центра для возобновления работы Памиро-Чеколтайской научной станции, о создании условий для сотрудничества в сфере миграции, в развитии школьного и университетского образования, науки и технологий в наших столицах. В последнее время рабочая группа МПК по миграции успешно работает над решением многих проблем в этой сложной области.

Основным правовым документом, устанавливающим российско-таджикское сотрудничество в гуманитарной сфере, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, медицины, информации, спорта и туризма от 10 мая 1995 года. 

Министерство образования и науки Российской Федерации находится в постоянном контакте с Министерством образования и науки Республики Таджикистан, где в вузах Российской Федерации обучаются 3000 таджиков. Российская Федерация обеспечивает снабжение библиотек, школ и институтов. Практически каждую неделю в нашу республику приезжают представители власти, бизнеса и фондов из Российской Федерации для реализации гуманитарных проектов. Успешно работает Российско-таджикский славянский университет (РТСУ), при котором создана новая русско-таджикская школа (бывшая школа №14 г. Душанбе). Престиж русских школ в РФ в Таджикистане высок. Потому что в прошлом году в нашей республике успешно прошел Год русского языка. За последние годы Российская Федерация предоставила школам с русским языком обучения более 200 000 экземпляров научной и литературной литературы.

Еще одним свидетельством тесных братских отношений между Российской Федерацией и Таджикистаном является предложение Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в начале 2008 года об оказании гуманитарной помощи бедным слоям населения Республики Таджикистан за счет Продовольственной программы Российской Федерации ООН на 2007 год. 

Политика «открытых дверей» президента Таджикистана Эмомали Рахмона направлена ​​на выстраивание более тесных отношений со всеми странами. Однако мы, таджики, понимаем необходимость укрепления таких дальновидных плановых отношений, прежде всего, с Российской Федерацией как стратегическим партнером.

Автор: Нарзиев Джахонгир, Таджикистан

Поделиться: