Оценка деятельности СНГ

Дата:
Автор: Медиация 2020

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной программы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.
Статья автора прошла конкурсный отбор и признана одной из лучших среди аналитических материалов, представленных в рамках третьего этапа программы – Ташкентской недели.

Оценка деятельности СНГ

В 2021 году исполняется 30 лет со дня распада СССР и создания свободного объединение суверенных государств. Вторая мировая держава превратилась в «постсоветское пространство», а его части - бывшие советские республики - стали независимыми суверенными государствами, большинство из которых образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). По прошествии времени важно дать оценку деятельности организации.

Прежде чем судить о СНГ, мы должны попытаться понять цели и задачи, которые организация ставила перед собой с самого начала и полученные результаты. История постсоветской интеграции началась в 1991 году. Тогда же были изложены цели и основные принципы Содружества. Это региональная межправительственная организация, которая должна способствовать политическому, военному, экономическому и социально-культурному сотрудничеству между новообразованными государствами.

В новой истории становления независимых государств СНГ сыграло важную роль в решении таких проблем, как раздел и распределение советского военного наследия; создание независимых вооруженных сил; признание границ между новыми независимыми государствами; разработка согласованной миграционной политики, согласованной политики ценообразования на энергоносители и относительно схожие подходы в гуманитарных науках. Однако, говоря о принципах взаимного сотрудничества в рамках СНГ, страны-члены не сумели разрешить различные внутренние кризисы: отношения России и Украины, конфликт на шельфе Каспийского моря между Азербайджаном и Туркменистаном, грузино-российский конфликт в 2008 году, а также события вокруг нагорно-карабахского конфликта. Осложняющим фактором, в том числе, является отсутствие ясности в отношении роли доминирующего партнера, России.

В качестве правопреемника СССР Россия рассматривает постсоветское пространство как сферу своих особых интересов, хотя политика России в отношении СНГ не была сформулирована в виде четкой доктрины. Результатом этого являются ее частые колебания между сохранением геополитического статус-кво и ревизионизмом, жесткая защита ее интересов и столь же жесткая защита международно-правовых процедур. Здесь Россия преследует три цели: она хочет отразить угрозы, обеспечить свое превосходство в регионе и ограничить пространство для маневра внешних игроков, таких как США, НАТО или Китай. Потенциальный отказ России от своей традиционной зоны влияния дал бы различным региональным и глобальным силам повод включить эти регионы в зоны своего собственного влияния.

В противоречивых и меняющихся условиях СНГ имеет место неопределенность и риски стагнации. Для предотвращения нежелательных прогнозов, постсоветское пространство нуждается в существенной реорганизации, реинтеграции и улучшении качества сотрудничества в рамках Содружества. Отношения стран СНГ должны изменяться постепенно, иметь координацию совместной деятельности на международной арене, а также сохранять принцип равенства всех государств-членов и их независимость.

Автор: участница программы "МедИАЦия" - Тамила Хайруллина.

Поделиться: