Особенности маркетинга лекарственных средств на фармацевтическом рынке Кыргызстана в условиях пандемии COVID-19

Дата:
Автор: Медиация 2020
Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов. Особенности маркетинга лекарственных средств на фармацевтическом рынке Кыргызстана в условиях  пандемии COVID-19

Фармацевтический рынок Кыргызстана представлен разнообразно. Здесь ведут деятельность как крупные, так и небольшие компании. Основные игроки : «Неман фарм», ОсОО «Эляй», комания «Юнит –Реактив  – Фарма» (ЮРФА), UniHelp и др. В период пандемии в Кыргызстане потребление лекарств резко возросло, спрос на отдельные виды лекарств повысился в разы, и на фармацевтическом рынке сложилась непростая ситуация (май – август 2020 года).

Пандемия коронавируса очень негативно повлияла на многие фармацевтические компании как во всем мире, так и в Кыргызстане. Убытки понесли почти все компании, многие не выдержали и закрыли свои представительства. Потребительский рынок не самый большой, мало лечащих врачей, а с началом карантина когда вся страна замерла, больницы закрыты или переведены на стационары для лечения больных ковидом, выписывать было просто некому. В Кыргызстане зарегистрировано больше 5000 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Для лечения COVID весь ассортимент ЛС и ИМН (лекарственные средства и изделия медицинского назначения) составляет не более 200 наименований. Таким образом, все препараты, на который был огромный спрос, составляют не более чем 7% от общего количества продаваемых ЛС и ИМН. На остальные 93% наименований спрос рухнул, что особенно сложно когда сроки хранения ЛС составляют от 6 месяцев до 3 лет, но в среднем 1 год. Производство, карантин, логистика и сертификация занимает около 3-5 месяцев. Все компания строго просчитывают объем заявки на производство с учетом ежемесячных продаж. Но никто и не мог предугадать что с марта месяца по сентябрь лечебные учреждения не будут работать в штатном режиме.

И еще немаловажным фактором убытков и закрытия многих компаний является курс доллара и евро. Закупка ЛС у зарубежных заводов производителей осуществляется в долларах или в евро, продажа в местной валюте. В нынешней ситуации в Кыргызстане: завозят под консигнацию товар за евро, продают за сомы, так, резкий взлет курса (почти что на 30%) приводит к огромным потерям. Восстановить потери будет очень тяжело с учетом не прогнозируемой ситуации с вирусом, который не поддается анализу. 

Таким образом, негативное воздействие коронавируса отразилось на всех сегментах потребительского рынка, в том числе и на рынке лекарственных препаратов. Пандемия COVID-19 сильно повлияла на современный рынок товаров и услуг, оказав влияние на стратегические цели компаний, заставив их пересмотреть множество факторов всей цепочки производства и дистрибуции. 

Автор: Ахмедов Акмалжон, Кыргызстан.

Поделиться:

Яндекс.Метрика