Каспийским маршрутом: история и перспективы коридора «Север-Юг»

Дата:
Автор: Медиация 2020
Каспийским маршрутом: история и перспективы коридора «Север-Юг»

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.

В начале XXI века важное значение для Российской Федерации (далее – РФ) приобрел маршрут «Север - Юг». Данный маршрут пролегает от Санкт-Петербурга (РФ) до порта Мумбаи (Индия), при этом общая протяженность коридора составляет 7200 километров. Соглашение о создании международного транспортного коридора «Север - Юг» (далее – МТК «Север - Юг») было подписано 12 сентября 2000 г. между РФ, Индией и Исламской Республикой Иран (далее – ИРИ), в ходе проведения II Международной евроазиатской конференции по транспорту [1].

Cегодня к нему присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман и Сирия. МТК «Север - Юг» позволяет сократить скорость и стоимость перевозки товаров из Индии в РФ и Европейский Союз в несколько раз.

Cоставными частями МТК «Север-Юг» стали международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия – Санкт-Петербург - Москва - с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск), и № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала) [1].

В этой связи существенную значимость приобретает каспийская часть данного транспортного коридора, поскольку именно в Каспийском регионе завершается российская часть МТК «Север-Юг» и начинается иранская часть маршрута с дальнейшим его направлением в Индию. 

Важен вопрос развития инвестиционных проектов в Каспийском регионе, нацеленных на модернизацию транспортной региональной инфраструктуры. Это, в свою очередь, поможет избежать возможных рисков и угроз для развития МТК «Север - Юг», а также способствует интеграции прикаспийских государств.

Вместе с этим крупнейшие компании-перевозчики, в том числе «Российские железные дороги» (далее – РЖД) рассматривают несколько вариантов развития прикаспийской части МТК «Север - Юг». 

В частности, предлагаются следующие ответвления данного маршрута: 1) Западная ветвь МТК «Север - Юг» – прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (РФ) – Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную ветвь ИРИ через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (ИРИ); 

2) Восточная ветвь МТК «Север - Юг» – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть ИРИ через пограничные переходы Серахс (Туркменистан) – Серахс (ИРИ) и Акяйла (Туркменистан) – Инче Бурул (ИРИ) [2].

В соответствии с «Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года» и «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» предполагаются следующие мероприятия по развитию МТК «Север - Юг»: организация скоростного движения железнодорожного транспорта на участке «Санкт-Петербург - Бусловская»; развитие Московского железнодорожного узла; реконструкция с электрификацией участка «Ртищево-Кочетовка»; строительство обхода Саратовского железнодорожного узла; комплексная реконструкция участка «Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская»; проекты организации скоростного и высокоскоростного движения [2].

Кроме того, для представителей РЖД и других отечественных транспортных компаний особый интерес в рамках развития МТК «Север-Юг» представляет его Транскаспийский маршрут. 

Его реализация будет происходить с использованием российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала, а также портов Ирана – Бендер-Энзели, Ноушехр, а также Бендер-Амирабад [2]. Однако, реализация данного маршрута на сегодняшний день сопряжена с достаточно большими трудностями, которые заключаются в необходимости существенной модернизации портовой инфраструктуры Астрахани, Махачкалы, реконструкции портов и прилегающих к ним автодорог и путей железнодорожного сообщения.

Еще в конце ХХ века зародился проект по строительству мощного порта в Северном Прикаспии – Лагань.

Инициатором данного проекта был первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, который рассматривал Лагань в качестве крупнейшего логистического транспортного хаба Каспийского региона [3]. Лагань должна была конкурировать с портами Астрахань и Оля, тем самым активно включив Калмыкию в торгово-экономические процессы региона. 

Однако на протяжении почти двадцати лет данный проект находился в замороженном состоянии из-за его дороговизны. Но уже в июле 2020 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил изменения в схему территориального планирования РФ, и в частности, в данную схему включено строительство калмыцкого порта Лагань, мощностью 12,5 млн. тонн товаров в год [4]. Здесь же будет построен мощный зерновой терминал мощностью 5 млн. тонн в год, терминал наливных грузов на 0,5 млн. тонн, контейнерный терминал мощностью 5 млн. тонн и терминал по перевалке генеральных грузов на 2 млн. тонн в год [4].

Лагань станет крупнейшим незамерзающим портом на Каспии, который будет функционировать круглогодично, при этом Лагань характеризуется благоприятным географическим месторасположением, что соответствует концепции маршрута МТК «Север - Юг».

Таким образом, МТК «Север - Юг» обладает всеми необходимыми преимуществами для ускорения грузоперевозок между Европейским Союзом, РФ и странами Востока, при этом каспийская часть маршрута также является крайне важной в развитии МТК. В целом, к перспективам каспийской части МТК «Север - Юг» можно отнести крайне удобное географическое положение имеющейся портовой и железнодорожной структуры РФ и сопредельных стран региона, а также возможность ускорения региональной интеграции, что будет на пользу маршруту. 

В свою очередь, проблемой каспийской части МТК «Север - Юг» является устаревшая инфраструктура грузовых российских портов – Астрахани, Махачкалы, необходимость реконструкции других существующих (Оля) и строительства новых (Лагань) портов. При этом, немаловажным является вопрос вовлечения в МТК «Север - Юг» г. Волгограда и его портовой инфраструктуры, ее дальнейшей модернизации. 

Кроме того, серьезным испытанием для маршрута является необходимость строительства в рамках Западной ветви МТК «Север - Юг» соединительных железнодорожных веток на азербайджано-иранской границе. Между тем, в случае успеха МТК «Север – Юг» вполне реальным станет ускорение социально-экономической интеграции прикаспийских государств.

Автор: Пискунов Никита Владимирович, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»



Источники:

1.             Международный транспортный коридор «Север-Юг»: [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – URL:https://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communication/-/asset_publisher/fajfwCb4PqDA/content/id/2510952 (дата обращения: 29.08.2020).

2.             Международный транспортный коридор «Север-Юг»: [Электронный ресурс] // Российские железные дороги. – URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9789 (дата обращения: 29.08.2020).

3.             Порт Лагань хочет составить конкуренцию Оля. Но сможет ли?: [Электронный ресурс] // Ast-news.ru Астраханские новости. – URL: https://ast-news.ru/node/port-lagan-khochet-sostavit-konkurentsiyu-olya-no-smozhet-li (дата обращения: 29.08.2020).

4.             Мишустин утвердил границы нового морского порта в Калмыкии: [Электронный ресурс] // Морские вести России. – URL: http://morvesti.ru/news/1679/84900 (дата обращения: 29.08.2020).

Поделиться: