Гуманитарное сотрудничество РФ и стран Центральной Азии

Дата:
Автор: Медиация 2020
Гуманитарное сотрудничество РФ и стран Центральной Азии

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Лаборатории «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.

Гуманитарное сотрудничество России со странами Центральной Азии осуществляется в трех направлениях:

·      Распространение русского языка и культуры (Фонд русский мир). Для укрепления позиций русского языка в мире, особенно в странах ближнего зарубежья, была утверждена программа «Русский язык 2016-2020», которая включает два этапа: 1) «Комплексную научно-исследовательскую работу в области развития, изучения русского языка; подготовку повышения квалификации преподавателей русского языка; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ на постсоветском пространстве и в других иностранных государствах; поставку учебных пособий, а также научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе в иностранные государства.2) Развитие кадрового потенциала в сфере русского языка; расширение присутствия русского языка в сети Интернет; повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке и т. д.»[1]

·      Работа по сближению с соотечественниками (Россотрудничество). После распада СССР в 1991 г. миллионы русских остались за пределами России. Россия, чувствуя свою ответственность по защите интересов русских, выстраивала сложенную работу с ними за рубежом.

·      Укрепление научных и образовательных связей (Фонд публичной дипломатии А.М. Горчакова, Фонд «Евразийцы – новая волна», Российский центр науки и культуры). Культурное сотрудничество и сотрудничество в научно-образовательной сфере является одним из ключевых направлений в гуманитарном сотрудничестве РФ и стран ЦА.

Считается, что Центральная Азия включена в интеграционные процессы на постсоветском пространстве, поэтому более тесное взаимодействие у региона с Россией, нежели с государствами, которые находятся вне данного региона. Однако данное утверждение, на наш взгляд, является спорным. Очевидно, что Россию, в первую очередь связывает с ЦА историческое прошлое и язык. Однако проблема заключается в том, что на данный момент история трактуется по-разному, а русский язык хотя и распространён на территории региона, но сфера его использования постепенно сужается.

Внешние региону игроки используют другой формат – мягкую силу – так, Китай (институты Конфуция, центры китайского языка) и США (Американский университет в Центральной Азии).

К числу проблем в реализации гуманитарного сотрудничества РФ и стран ЦА можно отнести следующее: 

– культурное влияние России ограничивается лишь Кыргызстаном и Казахстаном, в силу того, что существует спрос населения в отношения русского языка и культуры, в отличие от других стран ЦА;

– регион сам по себе довольно сложен, это связано, прежде всего, с существованием различных древних культур и традиций, незнание которых может обернуться рядом проблем. Кроме того, в ЦА на сегодняшний день сохранились клановые и межродовые связи.

Как можно решить существующие проблемы?

Во-первых, необходимо содержательно наполнить концепцию евразийства, чтобы она вызывала четкий ассоциативный ряд;

Во-вторых, важно культивировать развитие аналитических центров, которые бы занимались прикладными исследованиями на территории стран Центральной Азии;

В-третьих, следует разработать долгосрочную миграционную политику в условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

В-четвертых, очевидно, что немаловажное значение играет общая история, которая при грамотном подходе для консолидации и мобилизации широких слоев населения далеко за пределами государственных границ России;

В-пятых, необходимо активно популяризировать русский язык, через организацию языковых центров, стажировок преподавателей, программ по обмену школьниками и студентами. Также немаловажно учитывать многонациональный характер российского социума – поощрять культурные обмены с такими субъектами РФ как, Башкортостан, Татарстан. Кроме того, рекомендуется и в дальнейшем контактировать с выпускниками российских вузов в целях углубления связей с молодежью из государств Центрально-азиатского региона и «закрепления» позитивного опыта сотрудничества.

Автор: Руднева Алла Анатольевна, Кыргызстан г. Бишкек 



[1] Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы // URL: http://rs.gov.ru/ru/pages/11 (Дата обращения: 28.08.2020).

Поделиться: