Драйверы миграции из Центральной Азии в мегаполисы

Дата:
Автор: Медиация 2020
Драйверы миграции из Центральной Азии в мегаполисы

Ia-centr.ru публикует аналитические материалы участников Международной медиашколы «МедИАЦия», осуществляемой при поддержке фонда Президентских грантов.  

Тезисы с лекции научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Натальи Зотовой.

Миграция сформировала современный облик Земли. Миграция – неотъемлемая часть истории Средней Азии на протяжении многих тысячелетий. Например, до средних веков Шелковый путь, который соединял Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток и Европу, способствовал культурному обмену. 

Согдийские купцы путешествовали, селились вдоль торговых караванных путей, приносили новые культурные практики, новые техники строительства и др. Начиная с 7 века нашей эры арабские завоевания принесли Ислам в Среднюю Азию и новых жителей.

Начиная с 10 века с подъемом Саманидского государства, его богатые города привлекали купцов, тех, кто искал просвещения. В Средние века были западнонаправленные миграции тюркских кочевых племен, которые доходили до Европы. 

19 век перенес миграции в другую сторону в связи с захватом Средней Азии Российской империей и установлением нового колониального правительства, а впоследствии и советской революции, селились новые насельники Средней Азии, принося с собой строителей, управленцев, купцов. Это движение в Среднюю Азии продолжалось в течение всей Советской истории до конца 70-х годов. Однако сами жители Средней Азии путешествовали не так часто, в первую очередь из-за системы прописки, которая контролировалась очень жестко. 

С движением советских евреев в XX в., бухарские евреи тоже получили возможность выезда. Это был очень маленький поток. С обрушением Советского Союза в 1991 году потом мигрантов значительно усилился. 

Миграция в США продолжалась в течение 20 века, но была небольшой. Миграционные траектории связаны с советской историей. Миграция отражала в полной мере и колониальную историю, и потрясения, которые происходили во время революции. 

Миграционная волна набрала обороты с 2000-х годов. Во многих штатов есть растущее сообщество среднеазиатов. Например, по данным American Community Survey на 2018 год число мигрантов из Узбекистана составляет 68500 человек, Казахстана 28300 тысяч человек. По недокументированным данным число мигрантов из Средней Азии составляет порядка 170-180 тысяч человек, а для сравнения из России число мигрантов составляет 383 тыс человек. 

Во время первых лет мигранты как с полным комплектом документов, так и недокументированные мигранты не обладают необходимым количеством навыков, уровнем знаний английского языка, чтобы продвинуться и хорошо зарабатывать на широком рынке труда.

Глобальные города Чикаго и Нью-Йорк привлекают мигрантов более всего. Нью-Йорк был известен как миграционный хаб на протяжении многих столетий. Переезжая, среднеазиаты становятся частью больших метосоциальных сетей русскоязычных людей, которые селятся в основном в районах Центрального Квинса и южного Бруклина. В этих местах существует полноценная техническая инфраструктура, завязанная на деятельности русских людей.

 В Чикаго люди следуют другим траекториям, потому что русскоязычная этническая инфраструктура, как в Нью-Йорке отсутствует. Поначалу заселяются на дальнем севере Чикаго. Расселяются по линии религиозной принадлежности, и в первую очередь завязывают знакомство с турецким населением. По мере роста благосостояния, иммигрировавшие семьи селятся в пригородную зону на севере Чикаго, где также есть мечети, халяльные магазины. 

Приезжая, иммигранты вносят свои практики, становятся частью «супер-разнообразия» – например, супермаркет «Ташкент», «Чайхана салон». При этом, меню написано только на английском и русском языках, поскольку идет отсылка к русскому сообществу. 

Городская инфраструктура влияет на то, как чувствует себя люди. Нью-Йорк – город бешеной энергии, однако жить там довольно тяжело. Чикаго - больше место для семей, бизнеса, социальных активностей. В Чикаго присутствуют формальные объединения – Кыргызский и Узбекские центры, которые проводят воскресные школы, занятия по культурным традициям, семинары по поиску работу, кулинарные семинары, проводят праздники – ифтар, дни рождения, свадьбы, никох и др. 

Существуют важные ресурсы поддержки – социальные сети. Среди них – онлайн группы на разных платформах, в которых можно найти работу, временное жительство и многое другое. Спорт также важен. Существуют футбольные команды, чемпионаты. Например, ежегодный Кубок Дружбы, который принимают по очереди штаты Иллинойс, Огайо, Пенсильвания, Нью-Йорк. 

Иммигранты поддерживают самые разные идентичности. Они ощущают себя очень «многослойно», что позволяет воссоздать значимую «самость» в новом месте – как, с кем я взаимодействую, к кому принадлежу. Это помогает выстроить социальные связи и включиться в новое социальное пространство. Эти идентичности взаимопересекающиеся – «советские люди» из бывшего СССР, «русские» из русскоговорящего постсоветского пространства, среднеазиаты, казахи, кыргызы, таджики, туркмены, узбеки, памирцы и др. По мере укоренения, идентичность локализуется со временем. 

Как миграция влияет на психологическое самочувствие и психическое здоровье мигрантов и членов их семей? 

Сила устремлений – важный механизм, драйвер миграции. Представления о «стране возможностей», растущий космополитизм, изменение потребления, пример уехавших, визуальная и поп-культура, стремления и надежда на богатство, высокий уровень жизни, гендерные ожидания движут людьми для переезда. 

Автор: Белова Любовь, Россия

Поделиться: