Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Интеграция на атомарном уровне

Дата:
Журнал «Хан-Тенгри» продолжает следить за интеграционными процессами в сфере атомной энергетики.

Нам уже доводилось писать о том, что предполагаемое строительство объектов атомной энергетики в Узбекистане и Казахстане повлечёт за собой создание не только новых высокорентабельных секторов экономики, но и новых общественных кластеров, функционирующих на основе современных деловых стандартов (см. Атомный проект для Казахстана (ia-centr.ru). Собственно, так оно и выстраивается – иногда не слишком заметно, но неизбежно, как и положено при игре вдолгую. Не дожидаясь окончательных решений, в Узбекистан и Казахстан зашёл МИФИ – Национальный исследовательский ядерный университет, основной генератор кадров для атомной отрасли не только России, но многих иных стран, поставивших на атомную энергетику. 

Тут надо иметь в виду, что палитра устройства выпускников МИФИ не исчерпывается одним только Росатомом. Ряд выпускников ступает на путь технологического предпринимательства и основывает свои компании. И если говорить конкретно о казахстанском филиале, то, по словам ректора МИФИ Владимира Шевченко, которые приводит сайт SPUTNIK Казахстан, «мы начинаем подготовку по двум направлениям. Одно направление связано с такой, более фундаментальной физикой – это физика астрономии, физика элементарных частиц. 14-я группа – так называемая ядерной специальности, но непосредственно не затрагивающая ядерно-энергетический блок. Это у нас в планах на следующий год, на развитие... А второй блок – это высокопроизводительное вычисление, информационная безопасность. Это тоже, скажем так, конек нашей подготовки и на московской площадке. И здесь мы готовим универсальных специалистов, которые могут работать не только в структурах атомной промышленности в Казахстане или корпорации "Росатом" и других компаниях, но и в широком спектре других направлений рынка труда».

В Академии Росатома скрупулёзно анализируют первые полученные результаты – на основе анализа образовательные программы и продукты будут корректироваться с учётом местной специфики. О том, с какими проблемами приходится иметь дело, рассказывает, на условиях анонимности, один из руководителей Академии (добавим от себя, что центральноазиатское направление деятельности Росатома традиционно считается одним из самых закрытых):


– Росатом строит атомные электростанции во всем мире, кроме того, есть еще куча новых бизнесов, которые развиваются, сейчас порядка 80-ти бизнесов в Росатоме. Одним из предложений корпорации является подготовка кадров, потому что Росатом строит, в основном, в развивающихся странах, где с кадрами не густо. Прежний традиционный подход состоял в том, чтобы привозить собственные кадры в те страны, где мы строим АЭС, но сейчас это уже затруднительно, потому что объектов стало намного больше, собственных кадров не хватает. Поэтому где-то года три-четыре назад мы начали заниматься темой образования в странах-партнёрах вплотную.  Росатом, наверное, одна из немногих компаний в мире, которая относиться к подготовке кадров как к долгосрочному инвестиционному проекту. Известно, где, когда и какие объекты будут появляться, поэтому понятно, когда нужно начинать заниматься кадрами. Опять же, традиционный подход был таков, что в каждой стране, где строится атомная электростанция, при атомной электростанции появлялся учебный центр. Дальше шли в местные ВУЗы, брали студентов талантливых, они приезжали в Россию учиться по программам обмена. И сейчас в России по линии Росатома учится около 2 тыс. иностранных студентов. Кроме того, за рубежом мы имеем историю про приемлемость атомной энергетики, поэтому шли в школы с образовательными лекциями и мероприятиями, но это всё не очень массово, то есть реально охват получался небольшой, всего лишь сотни или тысячи человек, для любой страны это маловато. И сейчас стало понятно, что образованием местных кадров нужно заниматься как-то более системно. 

Считается, что российское техническое образование очень сильное, поэтому хорошо бы, чтобы любая страна от этого тоже что-то получила. Сейчас стало проще, поскольку сегодняшняя система образования – это не только конкретное здание, где концентрируется образовательный процесс, но и онлайн, дистанционное общение учителей с учителями и учениками. Появилось гораздо больше возможностей для передачи наших знаний в те страны, где зарождается атомная энергетика – с гарантией, чтобы позже, когда наши сотрудники уедут, там оставались подготовленные местные специалисты… 

– Возможно ли такое, чтобы атомные электростанции в Узбекистане и Казахстане функционировали без российского персонала?

– Конечно, возможно. Каждая такая стройка – это, на самом деле… Там операционного персонала десятки тысяч человек, в зависимости от количества реакторов, которые строятся. Например, сейчас строится атомная электростанция в Турции, там будет работать 30 тыс. сотрудников. При этом понятно то, что наших сотрудников на любой стадии будет всего лишь несколько тысяч. А потом, когда атомную электростанцию сдадут, наши строители и проектировщики, естественно, уедут, и останутся только местные специалисты, поэтому это возможно и так должно быть.

А какое-нибудь движение в отношении Узбекистана и Казахстана происходит по части обучения?

– И в Узбекистане, и в Казахстане открыли филиалы МИФИ. В Узбекистане где-то год назад или полтора года назад, а в Казахстане буквально несколько месяцев назад.

– Именно с целью подготовки специалистов для атомной энергетики? 

– Разумеется. При этом в Казахстане, на самом деле, ситуация гораздо сложнее, чем в Узбекистане, потому что в Казахстане система образования уже международная, очень много программ совместных с разными международными структурами. Насколько я понимаю, там и с американскими ВУЗами есть разные совместные программы. С точки зрения атомной энергетики сейчас идет тендер, не факт, что его выиграет Россия, возможно, там будет две атомных электростанции, возможно, там будет Россия или не Россия, короче говоря, там возможны разные сценарии. Но, в любом случае, мы туда уже вошли через МИФИ и теперь анализируем первые результаты «захода». 

– Можете рассказать о них в двух словах?

– В принципе, когда мы общаемся с нашими партнерами из стран СНГ, везде обнаруживаются проблемы такие же, как в России, просто в России людей с техническим образованием больше. То есть, везде дети перестают выбирать физику в качестве предмета специализации, а это автоматически означает, что дальше некому будет учиться в наших технических ВУЗах и, соответственно, некому будет работать. Росатом в России создал систему работы со школами и с садиками, потому что у нас есть города присутствия, атомграды, там это проще сделать. У нас, в принципе, наработано довольно много онлайн-программ, поэтому какими-то образовательными продуктами сможем поделиться сходу. Нам это ничего не стоит, скажем так, открыть доступ к онлайн-программе по подготовке учителей уроков технологии в школах, которые доступны в наших городах. Но есть и более сложные образовательные технологии, которые мы определяем как «ноу-хау», такие вещи бесплатно никто не передаёт.

 Понятно, что России проще, у нас в городах присутствия сохраняются и традиции, и преемственность поколений. Я, кстати, работал с детишками из ЗАТО, они сильно отличаются от нынешних московских в лучшую сторону. Но и в Казахстане ведь не на пустом месте начинаете. Там был свой опыт, отработала своё Мангышлакская АЭС, там функционируют и Национальный ядерный центр, и Институт радиационной безопасности...  Было бы, кстати, интересно послушать сотрудников МИФИ, работающих в Казахстане и Узбекистане. Какие у них первые впечатления?

– Пока они только начинают. Но кое-что уже сказать можно. Знаете, что мы точно сейчас уже увидели? С большим трудом сделали первый набор студентов на магистерскую программу. В первую очередь, не добрали, я не помню, сколько они набирали, по-моему, всего лишь сто магистров. То есть, недобрали и при этом говорят, что качество студентов тоже ниже. То есть, мы в России привыкли к тому, что у нас в МИФИ, в магистратуру идут практически одни отличники, то есть 70% с красным дипломом, а там прямо намного ниже. Это большая проблема, так что, возможно, придётся спускаться на школы, а то и детские садики, то есть на самый атомарный уровень.  

- Ну, правильно, прививку к интеграции надо ставить в детстве, как в советские времена, тогда она укореняется навсегда...

- Ну, это не мои слова, это ваша интерпретация... Но, по сути, верно.