Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Историк Виктор Козодой: «Что там делать, в этих Европах-то?..»

Дата:
Журнал «Хан-Тенгри» побеседовал с историком Виктором Козодоем о будущем и далёком прошлом Сибири.

– Виктор Иванович, журнал «Хан-Тенгри» недавно перепечатал ваше интервью для газеты «Вечерний Бишкек», в котором вы поведали, что написали первый том #Краткой_истории_Сибири». И посвящен этот том енисейским киргизам. В самом конце интервью вы сетуете на то, что для многих в России Сибирь – неисторическое пространство, история которого, мол, начинается с Ермака и хана Кучума. Вопрос такой - а нужна ли нам эта история до Ермака?

– Что значит «нам нужна»? Конечно, нужна, это же история, а историю надо знать. Какой ответ вы ждёте от историка? У Сибири богатейшая, интереснейшая история. Здесь проходили очень важные события, я бы сказал, мирового уровня, зарождались события, которые оказали влияние на многие цивилизационные процессы, в том числе на европейские и мировые. Переселение народов, например, или открытие Америки сибиряками. Здесь существовали государства, которые оказали серьезнейшее влияние на ход мировой истории. Конечно, об этом нужно знать. 

Это вообще неправильный подход, я имею в виду, начинать здешнюю историю с Ермака, как будто русские пришли на пустую территорию, где были только тайга да тундра. Понижает значимость процесса, принижает. Это неправильно. Тем более, что Россия – страна многонациональная. Многие народы, которые сегодня живут в Сибири, они же и тогда жили. Это ведь история не только России, но и этих народов. Мы не можем этого забывать. Нельзя так относиться. По крайней мере, я так думаю. 

Подробнее:

Виктор Козодой: «Кыргызский каганат был сверхдержавой того времени...» (ia-centr.ru) 

Первый том моей «Краткой истории Сибири» охватывает период с древнейших времён по 1206-ой год, до прихода Чингисхана в Сибирь. Это уже новая история, новый этап, совершенно другие события. Первый том, между прочим и помимо прочего – это 13 веков письменной истории Сибири. Письменной истории. Потому что в целом история начинается, когда человек пришел в Сибирь. Это где-то 800 тысяч лет тому назад первые люди пришли. Ну да, а письменная история – 13 веков. Это конец III века до новой эры, что мы там знаем, по крайней мере, по китайским записям от Сыма Цяня, китайского Геродота, когда он указал на первое поселение народа, который хунны покорили. Это такой переломный момент в истории Сибири, один из ключевых моментов образования империи хуннов, которая потом имела непосредственное отношение к Сибири, к истории Сибири. 

– И к истории Европы тоже, да.  

– Это позже уже, да. Тогда уже не столько хунны, сколько гунны, когда они там пришли, уже перемешались все, стали гуннами. Ну да. Потом еще несколько веков в Европе. Я же говорю, что в Сибири зарождались многие важнейшие процессы мирового масштаба. От этого никуда не деться.  

– Я бы еще хотел вот о чем спросить. Некоторые историки, родом из Центральной Азии, упрекают вас в том, что вы «лезете, не зная нашего менталитета», в историю этих народов. Насколько история Сибири связана с историей народов Центральной Азии? 

– Очень тесно, потому что в древнейшие времена Сибирь и Великая Степь были составными частями общего геополитического пространства. Тогда же процессы другие были. И политическая карта мира, она другая была. У себя в книге я вывожу «великую восточную триаду»: Сибирь, Великая степь, Китай. Вот на этом пространстве все и крутилось. Вы знаете, должно быть, что Алтай считается прародиной тюркских народов. Это тоже часть Сибири. Кыргызы – киргизы енисейские или сибирские, как я их называю, тоже имеют прямое отношение к Сибири. Поэтому вполне понятно, что историки из Центральной Азии принимают мои работы близко к сердцу.  

– Как углубление наших представлений об истории Сибири может сказаться на самом восприятии этого крупнейшего региона России? 

– Знаете, каким образом у меня возник интерес к истории Сибири? Когда мы учились, нам тоже рассказывали примерно так, как вы говорите, сначала с Ермака. А чем больше я занимаюсь, углубляюсь в эти процессы, понимаю, что тут оказывается, в глубинах, не просто народы жили, а, как я считаю, была древнейшая цивилизация прямо вот здесь, у нас под ногами. Это на самом деле отдельная, если исходить из теории цивилизационного подхода, локальная цивилизация. По всем критериям - отдельная цивилизация енисейских киргизов. Это само по себе очень интересно, поскольку имеет глубокие исторические корни, как вообще это происходило. Ну, другой момент, что, конечно, тема, которая давно доказана, что именно из Сибири пошли люди через Якутию, Чукотку на Аляску, стали прародителями древних американцев. Тоже как бы исторический процесс планетарного масштаба. А у нас Сибирь такая провинция в историческом плане – как будто этого не было никогда. Ну, раз в историческом плане провинция, значит, так тому и быть, так суждено. Но мы, сибиряки, имеем все основания считать иначе.  

– У вас очень интересная биография. Вы занимали очень крупные руководящие должности. А когда вас зацепила история по-настоящему? 

– С детства. 

– С детства? 

– Лет с четырех, наверное, с пяти. И всегда только она и была. Все остальное – это так, преходящее, либо как средство для заработка, либо просто работа. А подлинной только история всегда была. И выбора другого я никогда не видел. Да, собственно говоря, в 90-е, нулевые годы я работал, зарабатывал деньги только для того, чтобы была возможность заниматься историей. В те времена параллельно защитил и кандидатскую, и докторскую, ну, и потом все эти вещи.  

– То есть вы все-таки историк? 

 – Абсолютно, да, в первую очередь историк. Все остальное лишь средство достижения главной цели, возможности заниматься историей. Только так. 

– А ещё вы написали книгу про Алихана Букейханова и были за неё награждены казахстанским орденом Достык...  

– У нас тут долго вспоминали, никак не могли вспомнить, кого из историков орденом награждали, а тем более зарубежным. Случай такой, мягко говоря, нечастый. А в принципе... Книга выдерживает уже четвертое издание. Перевели на турецкий язык, должны скоро издать, на казахский язык, должны скоро издать. Мне присвоили «почетного профессора» двух университетов, потом «почетный профессор Института истории этнологии Республики Казахстан». Ну, довольно высокое признание и в научном мире, и среди читателей, и власти. 

Алихан Букейханов сейчас, наверное, самая важная фигура историческая для Казахстана. Настоящий национальный лидер, лидер движения «Алаш». Имя Алихан на сегодня самое популярное для новорожденных мальчиков в Казахстане. В общем, такая действительно значимая, интересная фигура сама по себе. Я очень доволен, что удалось  позаниматься его биографией и свести многие исторические концы с концами. 

– Наш журнал издается Институтом Внешэкономбанка, который ведёт целый ряд проектов в странах Центральной Азии. Поэтому нас, соответственно, всегда интересуют перспективы интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Вы, как историк, можете как-то оценить эти перспективы?

– Ну, тут, наверное, больше политологи могут оценить. Или экономисты. Историки изучают все-таки прошлое, а не будущее. Я могу только лично от себя сказать, что, конечно, я и сам евразиец, и очень хотел бы, чтобы эти процессы развивались и углублялись… Желательно, так скажем, потому что для нас это наши соседи. Я все-таки сибиряк, в Сибири живу. Чтобы этот наш общий дом был такой: тихо, спокойно, стабильно, занимались экономикой, культурой, наукой, образованием. Тем более, что Сибирь сама по себе регион многонациональный. У нас никогда никаких особых трений-то не было межнациональных, и никаких различий никогда не было. Что, быть может, и отличает Сибирь от других регионов, потому что изначально так все складывалось и по-другому не может быть никак. Потому что освоение Сибири шло во многом через смешение кровей. Так изначально происходило, и так продолжается. Я в школе учился, у нас абсолютно разные были, мы даже не понимали разницы-то между собой. Кто как. Но это, правда, давно уже было, в советские времена. А сейчас... Сейчас больше мобильности. Люди стали больше ездить по свету, тем более к ближайшим соседям. Многие ездят на рыбалку в Монголию. Потом, последние годы уже, и в Казахстан, и в Киргизию на Иссык-Куль. Я вот не так давно был в Киргизии, мне очень понравилось. Очень порадовали цены, у нас уже давно таких цен нет. Для отдыха, для туризма прекрасная гостиница и рестораны. Народ доброжелательный, проблем с языком никаких. И кухня прекрасная, Очень схожи там многие блюда, что у нас в Сибири. Колбасы самодельные, пельмени ручной лепки, как у нас раньше делали в деревне бабушки, там у них это все есть.  Всем друзьям, знакомым активно рекомендую посетить Киргизию. А то все привыкли по Европам, по Европам. Что там делать, в этих Европах-то?