О традиционной культуре евро-азиатских народов

Дата:
О традиционной культуре евро-азиатских народов

Журнал «Хан-Тенгри» беседует с проректором по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС, Заслуженным учителем России, кандидатом исторических наук Спириной Мариной Юрьевной. На повестке – традиционная культура евро-азиатских народов как основа добрососедства.


- Марина Юрьевна, Вы являетесь экспертом в вопросах традиционной культуры. Правда ли, что народам Центральной Азии свою национальную культуру и самобытность в повседневной жизни удалось сохранить лучше, чем народам России, Беларуси, Украины? Чем это можно объяснить? 

- Придётся начать издалека. После распада СССР перед народами, населявшими это огромное пространство, остро встал, наряду с другими, вопрос укрепления национального самосознания. Оказавшись в состоянии разорванности ранее имевшихся политических, экономических, культурных связей и под воздействием синдрома сепаратизма (С.Ю. Глазьев), политические элиты новых евразийских государств зашорились «болезненным страхом утраты только что обретённого национального суверенитета». Со временем, учитывая опыт КНР, большинство руководителей новых государств обратились к традиционным ценностям. Но выяснилось, что традиционные ценности, сформировавшиеся в процессе эволюции традиционной культуры, разными исследователями и практическими работниками понимаются по-разному, ибо научное изучение данного феномена, начавшееся только в XIX в., в последние десятилетия практически прекратилось. Следствием явилось отсутствие адекватных и корректных представлений о многих явлениях традиционной жизнедеятельности евро-азиатских народов. В связи с этим заданный вопрос требует расширенного ответа. Не представляется корректным сравнение национальных культур народов, проживающих в разных регионах Евразии, представляющих разные общности, исповедующих разные религии. Каждая такая культура ценна по-своему. Историческое развитие евразийских государств прошло разные стадии, эпохи, формации. Но есть та основа, на которой может быть выстроено гармоничное, добрососедское, перспективное сотрудничество евразийских государств. Это – традиционная культура евро-азиатских народов, в которой в течение десятков тысячелетий вырабатывались и общечеловеческие, и национальные ценности. Первые из них выдающийся исследователь В.С. Стёпин обозначил термином «мировоззренческие универсалии». Они образуют социокод жизни народа, без которого невозможно его существование в этом мире. Мировоззренческие универсалии (категории «природа», «пространство», «время», «человек», «справедливость», «добро» и т.д.) выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме.

«Россия обладает неоценимым опытом сохранения, возрождения и развития традиционной культуры, который сегодня оказался совершенно невостребованным». 

Россия обладает неоценимым опытом сохранения, возрождения и развития традиционной (народной) культуры, который сегодня оказался совершенно невостребованным. Но им активно пользовались в советский период все бывшие советские республики. Достаточно вспомнить всесоюзные фестивали и выставки народного искусства. 

- Культурную идентичность народа определяет география его расселения? 

- Географический фактор в последние годы всё чаще и больше привлекает внимание учёных и практиков. Расширение географией сферы научного поиска в свете регионального интеграционного процесса заставляет вспомнить труды евразийцев, оперировавших термином «месторазвитие», основанным на понимании мира как единства существования природы и человеческих обществ. Теория месторазвития является своего рода схемой цивилизационной эволюции евразийской истории. Впервые такой термин появляется в работе П. Н. Савицкого «Геополитика». Автор интерпретирует его значение как «общежитие широкого порядка», складывающееся на основе «генетических вековечных связей» между растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой. А ведь именно человек выступает создателем «второй природы», т.е. культуры.

«Взаимное приспособление живых существ друг к другу в тесной связи с внешними географическими условиями создаёт свою гармонию».

Позволю себе напомнить ещё одно утверждение учёного. Савицкий подчёркивал, что взаимное приспособление живых существ друг к другу в тесной связи с внешними географическими условиями создаёт свой порядок, свою гармонию, свою устойчивость. Сегодня человеку предстоит большая работа по преодолению антропологического и экологического кризисов глобализации, формированию мирового культурного текста.

- Получается, что традиционная русская культура в том виде, в котором она дошла до наших дней, на самом деле является симбиозом культур славянских и тюркских народов? 

- Евро-азиатские народы жили в постоянном взаимодействии: военном, торговом, культурном. Естественно, что их культуры влияли друг на друга, особенно, когда различные народы объединялись в рамках древних, средневековых и новых империй. Достаточно обратиться к исследованиям языковедов, анализирующих заимствования из иных языков, или искусствоведов, занимающихся изучением прикладного искусства народов Евразии. В.И. Вернадский подчёркивал: «Россия по своей истории, по своему этническому составу и по своей природе — страна не только европейская, но и азиатская. Мы являемся как бы представителями двух континентов, корни действующих в нашей стране духовных сил уходят не только в глубь европейского, но и в глубь азиатского былого; силы природы, которыми мы пользуемся, более связаны с Азией, чем с Европой…».

Роль России в симбиозе «Европа — Азия» не может считаться вполне изученной, хотя со времён Древней Руси русское государство оказалось в положении своеобразного медиатора, гранича и с Востоком, и с Западом, и само постоянно продвигаясь в восточном направлении. Русская культура интегрировала как западные, так и восточные веяния, и это находило отражение в самых разных видах искусства.

«Русское государство оказалось в положении своеобразного медиатора, гранича и с Востоком, и с Западом, и само постоянно продвигаясь в восточном направлении».

Приведём примеры. Б.А. Рыбаков пишет: «Культура Киевской Руси, будучи раздавлена на своей родной почве, влилась в монгольских ставках в культуру Золотой Орды», указывая, что археологические материалы демонстрируют наличие типичных русских вещей XIII в. в самых «различных концах татарских кочевий». В средние века хакасы Енисея в обмен на пушнину получали такие диковинки, как произведения танских ювелиров, а в Китае обнаружены агатовый ритон и среднеазиатские серебряные сосуды с тюркскими надписями. Пётр Великий собирал изделия китайского лакового искусства. Многие исследователи, отмечая насильственное торможение формирования самобытной древнерусской культуры и включение в неё азиатского компонента в ходе татаро-монгольского завоевания, считают, что так началось российское евразийство.

- К сожалению, с распадом СССР культурное взаимопонимание между народами Евразии пропадает. Известны случае откровенного неприятия и обычаев народов, живущих на одной территории бок о бок. Возможно, это связано с тем, что Евразия является стыком соприкосновения европейской и азиатской макрокультур, между которыми существуют глобальные различия. Могут ли государственные институты и гражданское общество помочь нивелировать эту проблему? Или хотя бы сократить ее негативные последствия.

- Евразия не является «стыком соприкосновения европейской и азиатской макрокультур». Макрокультурой можно назвать евразийскую культуру в целом. Просто недостаток исследований культурного взаимодействия до сих пор составляет основную препону в адекватной оценке общения и взаимовлияния евро-азиатских культур и народов. 

«Недостаток исследований культурного взаимодействия до сих пор составляет основную препону в адекватной оценке общения и взаимовлияния евро-азиатских культур и народов». 

Свою роль в такой ситуации сыграл господствующий и поныне европоцентризм. Он образно сформулирован Дж. Р. Киплингом в его широко известном выражении «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». О.Л. Фишман определила противопоставление культур восточных и западных народов евразийского континента как «существование на разных планетах». В XXI в. в общественной психологии сохраняется подобное противопоставление Востока Западу континента, но нельзя не отметить, что в последние годы точка зрения начала меняться. Т.П. Григорьева сформулировала её так: «Восток-Запад — два полушария единого мозга. Ни одна из сторон не может обойтись без другой: начинает саморазрушаться».

Обратим внимание на некоторые факты. Представители разных отраслей научного знания отмечают отличное по интенсивности, но регулярное взаимодействие евро-азиатских народов. Главной сферой являлось искусство. Так, например, исследователи художественного направления европейского романтизма всегда обращают внимание на то, что «романтики» ориентировались на искусство Востока. Азиатский Восток рассматривался европейским и русским романтизмом как своеобразный резерв культурной эволюции Европы.

«Азиатский Восток рассматривался европейским и русским романтизмом как своеобразный резерв культурной эволюции Европы». 

Частично этот резерв использовался деятелями культуры и искусства в рамках исторического стиля европейского и русского модерна на рубеже XIX-XX вв. Сегодня, к примеру, индустрия моды в работах известных и мало известных модельеров последних лет ярко демонстрирует обращение к культурам разных евро-азиатских народов (как «больших», так и «малых»).

- Сложилась ли в таком случае общая культурная база народов Евразии (Евразия в данном контексте – ЕАЭС + ЦА) за века сосуществования? Если да, то может ли она стать ядром сегодняшнего процесса евразийской интеграции?

- Евразийское культурное взаимодействие имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Культурные контакты евро–азиатских народов насчитывают не одно тысячелетие. В своём развитии они имели разные формы и пути эволюции. До наших дней дошли как материальные, так и нематериальные свидетельства формирования разнообразных связей между насельниками разных регионов континента. В ходе их формирования и эволюции возникали, развивались, расширялись и межкультурные связи, образующие единую базу евразийской культуры.

Базисом жизни любого этноса выступает его традиционная культура. «Народ, растративший своё культурное наследие, не в состоянии сохранить ни среду обитания, ни свою политическую независимость, ни свою самобытность», — считал А.С. Панарин.

«Разнообразие культур выступает источником творческих способностей человечества и основанием взаимоуважения различных народов».

До сих пор разнообразие культур выступает источником творческих способностей человечества и основанием взаимоуважения различных народов. Традиционная культура в целом может служить источником дальнейшего развития региональных, хозяйственных, общественно-бытовых, культурных потенциалов. Благодаря этому появляется возможность, уменьшив унификаторское влияние глобализации, полнее раскрыть творческие возможности всех человеческих сообществ, создать условия для эффективного функционирования межкультурной коммуникации, поднять на новый уровень и придать новые оттенки евразийской интеграции. 

«Только научное обоснование всех действий человека как деятеля истории и культуры способно обеспечить эффективность дальнейшей эволюции евразийского интеграционного процесса».

Чтобы эффективно реализовать подобную возможность, необходимо начать с активизации и расширения научного поиска в сфере традиционных культур народов Большой Евразии. Только научное обоснование всех действий человека как деятеля истории и культуры способно обеспечить эффективность дальнейшей эволюции евразийского интеграционного процесса.

  

Беседовала Сухова Анастасия