Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Дмитрий Бирман: «Слово может быть сильнее пули...»

Дата:
Журнал «Хан-Тенгри» поговорил с Дмитрием Бирманом, председателем Оргкомитета Международного литературного фестиваля имени А. М. Горького.

      – Дмитрий Петрович, вы человек, что называется, публичный – писатель, политик, бизнесмен, много ипостасей, много публикаций и отзывов в прессе. 15 лет были депутатом Городской Думы Нижнего Новгорода, пять лет – заместителем мэра города, а это очень нехило, учитывая, что город огромный, мощный. И вдруг – уходите из политики, сосредотачиваетесь на организации и проведении Международного литературного фестиваля им. А. М. Горького. Этому, наверное, должны быть свои резоны?

      – Разумеется. В глобальном плане речь идёт о повышении инвестиционной привлекательности города. Я давно говорил своим коллегам-политикам: «Ребята, когда мы говорим об инвестиционной привлекательности, о том, чтобы повысить туристический трафик и прочее, когда спрашивают о Нижнем Новгороде, то первое – как правило, это кремль, ярмарка, а Горький – почему-то на каком-то пятнадцатом месте. Давайте сделаем фестиваль». Ну, в ответ, как всегда – нет денег. На литературу, как правило, денег нет. Поэтому в 2017 году я на свои деньги провёл первый фестиваль. Я уже не был депутатом, закончил со всей этой деятельностью, и первый фестиваль мы провели достаточно успешно. Изначально хотелось сделать так, чтобы это был не такой, знаете, писательский междусобойчик (я никого не хочу обидеть, конечно), когда приезжают, собираются человек 10-15 авторов, у них может быть какое-то мероприятие, какое-то литературное выступление, несколько встреч, ну и, естественно, радостное застолье, когда каждый один другому говорит: «Братишка, ты гений! – Да нет, ты гений!» – ну и все радостно разъехались, всё хорошо.

– Это симпатичный такой формат... 

– Очень хороший формат, да. Но всё-таки хотелось, чтобы… Я реалист, я хорошо понимаю, что сражаться с гаджетом, который у каждого в кармане, невозможно. Но между тем хотелось всё-таки свести писателей с читателями, которые ходят в библиотеки, и самое главное – с молодёжью в высших учебных заведениях, со старшеклассниками. Хотелось представить им ярких, интересных, харизматичных авторов. Я уверен – и практика показывает, что так и происходит: те, кто приходят на встречи, статистика такая, что из 50-60 человек если двое-трое заинтересуются, захотят что-то прочитать и возьмут в руки книгу – это уже большое дело. Поэтому мы проводим в течение фестиваля более ста встреч читателей с писателями. К нам приезжают порядка 50 авторов, мы везём их в библиотеки города и области, в школы, в ВУЗы, и получаем взрывной эффект, потому что для молодых людей авторы книг, которые стоят тут же на полках, это почти что марсиане... 

– Не знаю, как в Нижегородской области, а в принципе по стране библиотеки поднимают, реставрируют...

– Конечно, конечно. У нас происходит то же самое. Открываются модульные библиотеки, прекрасные библиотеки. Но сама библиотека не в состоянии финансово пригласить, системно приглашать авторов, чтобы они встречались с читателями. Это требует денег. И поэтому они ждут наш фестиваль, потому что за время фестиваля к ним могут приехать несколько разных групп писателей. В поселковых библиотеках бывает яблоку негде упасть во время таких встреч, это очень вдохновляет писателей. Фестиваль открывается в понедельник и закрывается в субботу. Таким образом, у нас неделя: вторник, среда, четверг, пятница – самые горячие дни, и мы за то время охватываем 7-8 районов. 

– И это всё за ваши личные средства? 

– Нет, конечно. Когда мы в 2017 году показали, как это может быть, как это должно проводится, мы получили полное одобрение и Глеба Сергеевича (губернатор Нижгородской области Глеб Сергеевич Никитин),  и его заместителя Олега Алексеевича Берковича. Начиная с 2018 года мы работаем в тесном контакте и при поддержке  правительства области и мэрии города.  А последние три года получаем ещё и президентский грант.  Всё это позволило вдобавок к фестивалю учредить литературную премию «Данко» за лучший рассказ. Это денежная премия: 40 тысяч за третье место, 60 тысяч за второе и 100 тысяч – за первое место. За один рассказ, считаю, вполне прилично. Премия проводится под эгидой мэра города. Городская администрации выделяет средства на проведение. Потому что тут и предварительная работа, отбор произведений, работа жюри и так далее. У нас в жюри замечательные авторы, возглавляет его Александр Мелихов. 

– О, Александр Мелихов! Это прекрасный писатель!

– Да. Он и писатель прекрасный, и человек замечательный. Я его называю последним философом, потому что он такой. Вот он оказал честь для нас, все годы он председатель жюри. Мне очень важно было, чтобы эта премия была предельно прозрачной. Когда авторы присылают рукописи, то жюри их рассматривает без имён авторов. Нигде нет имён. Идёт рейтинговое голосование, члены жюри имён не знают. И я благодарен Александру Мотелевичу, потому что в литературном мире у него безупречная репутация.

– Согласен. Давайте поговорим про идеологию фестиваля. И в связи с этим хочу спросить, как происходит отбор приглашённых писателей. Кто этим занимается? Потому что собственно идеология фестиваля – во многом те люди, которые приезжают. Согласны?

– Разумеется. У нас оргкомитет, который я возглавляю, и исполнительный директор, который, собственно, эту первичную работу ведёт, Ширшов Евгений Александрович. Это мой многолетний помощник, который является исполнительным директором некоммерческой благотворительной организации, которая участвует и в грантах, и во всём, в том числе в отборе приглашенных лиц...

Каждый фестиваль у нас проходит под неким девизом, под своей эгидой. В прошлом году, например, мы приглашали авторов, которые пишут на русском языке, из дружественных нам стран: Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Приехали люди, подвижники, которые делают очень много для того, чтобы сохранить русский язык в этих странах. Там они и журналы пытаются издавать, и так далее. И знаете, очень-очень важно, может быть, я даже не понимал, когда мы это организовывали, очень важным является момент того, насколько не просто искренне, а как они за это борются и бьются. То есть нам бы ещё поучиться у них так сохранять язык, как это делают они у себя. Поэтому отбор проходит, конечно… Вот таких стараемся отбирать.

Смотрите, у нас всегда – и когда начинается фестиваль, и в процессе – мы говорим о том, что мы вне политики, мы говорим о литературе, и никаких политических каких-то заявлений или ещё чего-то. Это не наша прерогатива. В то же самое время мы понимаем, особенно в последнее время, что, конечно, перо является оружием и слово тоже может быть сильнее пули. И в этом смысле мы отбираем всё-таки тех авторов, которые, скажем так, максимально реально, непредвзято смотрят, рассуждают, смотрят на ситуацию. Ну, например, Даниэль Орлов. Он наш постоянный участник. При этом он со всей своей активной позицией, с его поездками на СВО и прочее, никогда не уходит в политический аспект. Он рассказывает о своём творчестве, о своих книгах, там какие-то у него проходят презентации, когда у него выходят новые книги. Анна Гедимин, Геннадий Калашников, Ефим Бершин. Это не просто прекрасные авторы, это ещё люди с общечеловеческой жизненной позицией, здравой, взвешенной. Это люди, которые могут внятно отвечать на вопросы. Ведь встреча с читателями – это не только прочтение стихов или прозы. Это ещё и ответы на вопросы, особенно если это молодёжная аудитория. Поэтому вот так. Для нас важно, чтобы имел место честный, открытый разговор о том, что происходит, чтобы авторы рассказывали о своей позиции. И чтобы позиция эта не сводилась к бесконечной критике и нытью.

– Дмитрий, нашему журналу ваш фестиваль, в особенности последний, тематически очень близок, мы этим занимаемся уже не первый год. Я имею в виду поддержку русского языка и русской культуры в странах Центральной Азии. Вы можете выделить кого-нибудь конкретно из писателей, приглашенных на Горьковский фестиваль в прошлом году?

– Да, конечно. Во-первых, это Владимир Лидский из Бишкека, он стал у нас главным лауреатом премии «Данко». Во-вторых, были очень интересные, просто зажигательные авторы: Бахыт Рустемов из Казахстана, Саид Сангин и Абдукаххор Касим из Таджикистана, Абдулла Вахш и Николай Ильин из Узбекистана. Приглядитесь к ним, они того стоят. 

– Да, обязательно. Спасибо за разговор и наводку. Нам хорошие писатели очень даже нужны.