Токаев начинает большую казахскую кадровую игру
Автор: Жанар Тулиндинова
На прошлой неделе Касым-Жомарт ТОКАЕВ сделал первые кадровые перестановки в качестве избранного президента Казахстана. Анонсировал их он еще до инаугурации на пресс-конференции для зарубежных и отечественных журналистов.
Уже тогда стало понятно, что Кабмин Аскара МАМИНА в отставку отправлен не будет: Токаев подчеркнул, что конституционная норма, согласно которой правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не президентом, будет соблюдена. Тем не менее, «точечные кадровые назначения» президент обещал.
Напомним, что в круг управленцев высшего звена, которые подают в отставку после выборов президента и инаугурации, входит руководитель администрации президента, управляющий делами президента, акимы регионов (14 областей и трех городов республиканского значения), а также руководители силовых органов, напрямую подчиненных президенту, – КНБ, Службы внешней разведки, Службы госохраны и Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Вполне ожидаемо было, что перестановки затронут, прежде всего, корпус акимов – причем главным критерием оценки их эффективности станут результаты выборов. Наиболее спорными выглядели перспективы глав регионов, где протестный кандидат – выдвиженец от национал-патриотического движения «Ұлт тағдыры» Амиржан КОСАНОВ – набрал больше, чем средние по стране 16,23%. Очевидно, что это служит симптомом обострения социально-экономических противоречий в регионе.
Как написал известный казахстанский политолог Марат ШИБУТОВ в своем Телеграм-канале «Казахстан и все-все-все», «по-хорошему результаты голосования за Косанова это не только оценка действий власти в целом, но и власти на местах».
В этой связи отставка Ералы ТУГЖАНОВА, акима Мангистауской области, где за Косанова проголосовали 32,73% избирателей, была вполне предсказуемой. К тому же в области была зафиксирована одна из самых низких явок по стране – 68,9% (если не считать города- миллионники). Примечательно, что Серик ТРУМОВ, назначенный акимом после отставки Тугжанова, ранее занимавший должность секретаря Мангистауского областного маслихата шестого созыва, – это местный кадр. Трумов прошел в Мангистауском регионе, что называется, все ступени карьерного продвижения – в 2000-х годах был районным акимом, успел поработать акимом Жанаозена, причем сразу после событий 2011 года, в 2012-2015 гг., и главой админитрации города Актау.
Гали ИСКАЛИЕВ, назначенный акимом Западно-Казахстанской области, после того, как прежний глава региона Алтай КУЛЬГИНОВ ушел на повышение и стал столичным градоначальником, тоже местный кадр, начавший карьеру на госслужбе в 2000-х годах с позиции начальника Западно-Казахстанского областного департамента поддержки и развития предпринимательства.
Очевидно, что Токаев в своей кадровой политике не поддерживает традицию назначать в регионы варягов, что зачастую становилось предметов недовольства местной элиты.
Пожалуй, ожидаема была и отставка акима Нур-Султана Бахыта Султанова. Во-первых, не в его пользу были результаты голосования на президентских выборах – в столице Косанов набрал 19,57%. Протестное голосование выразилось и в высоких показателях парламентской оппозиции – так выдвиженец от «Ак жола» Дания ЕСПАЕВА набрала 7,76% (по республике 5,05%), а кандидата от КНПК Жамбыл АХМЕТБЕКОВ – 3,23% (в среднем по стране 1,82%).
При этом в «городе чиновников и бюрократов» у Токаева, выдвиженца от «партии номенклатуры», которой, по сути, является «Нур Отан», - одни из самых низких показателей по стране – 59,19%. Эти крайне двусмысленные, если не сказать скандальные, результаты голосования в столице, безусловно, требуют осмысления в поствыборный период.
Во-вторых, как показали события 9-10 июня, когда на площади возле Дворца «Жастар» собрались сотни митингующих, Нур-Султан практически уже перехватил у Алматы звание самого протестного города страны. Безусловно, масса социально-экономических проблем, накопившихся в столице – это не вина одного отправленного в отставку Б. Султанова. Однако очевидно, что за несколько месяцев пребывания в должности столичного акима (Б. Султанов получил назначение в сентябре прошлого года), он так и не зарекомендовал себя в качестве уверенного и эффективного управленца, способного координировать сложный хозяйственный и социально-экономический комплекс столицы.
М. Шибутов, в частности, напоминает о неспособности Б. Султанова эффективно решить проблему многодетных матерей. «Бахыт Султанов который не мог справиться с многодетными и который их принимал лично (причем вместе с министром труда и соцзащиты и руководителем Администрации президента), как будто у него нет 1300 человек в акимате – это плохой аким», - написал политолог в своем Телеграм-канале.
Перевод 41-летнего Кульгинова в столицу, также как и назначение 37-летнего Асхата АЙМАГАМБЕТОВА министром образования и науки вполне вписывается в анонсированное Токаевым продвижение молодежи на высший уровень управления.
М. Шибутов отмечает, что уход предшественницы Аймагамбетова Куляш ШАМШИДИНОВОЙ, прежде в течение почти десяти лет возглавлявшей систему «Назарбаев Интеллектуальных школ», выглядит вполне логичным. «Я сразу при ее назначении написал – вот убрали Сагадиева за некачественные реформы в школах, а теперь назначили на его место автора этих реформ. Где логика? Где смысл? Вообще нельзя пытаться натянуть стандарты элитарных школ с огромным бюджетом и отбором 1 ученика из 10 на стандартные школы», - подчеркивает политолог.
Наконец, реорганизация Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции и создание на его основе двух ведомств – гражданского Агентства по делам госслужбы и собственно силового органа – Агентства по противодействию коррупции выглядит как решение в пользу здравого смысла. Напомним, что противоречивая и не слишком соответствующая логике структура, когда антикоррупционная служба в лице Нацбюро по противодействию коррупции была поставлена в подчинение гражданскому ведомству, была сформирована в 2015 году, с созданием Министерства по делам государственной службы, просуществовавшего менее года. Этот шаг сильно ослабил позиции антикоррупционного ведомства. Возвращение ему самостоятельного статуса, безусловно, послужит укреплению его авторитета.
Не исключено также, что Токаев усиливает антикоррупционную службу с прицелом на новую антикоррупционную кампанию – стремительная победоносная война на этом фронте позволила бы ему набрать очки в глазах населения, повысить популярность, а также попутно решить ряд других проблем.
Поделиться: