Российские вузы оказались за бортом программы «Болашак»?
Автор: Жанар Тулиндинова
В нынешнем году президентская стипендиальная программа «Болашак» отмечает 25-летие. За два с половиной десятилетия было присуждено 12 тыс. 898 стипендий. Среди выпускников программы такие заметные казахстанские государственные деятели новой волны, как аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК, министр труда и соцзащиты Мадина АБЫЛКАСЫМОВА, министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, аким Западно-Казахстанской области Алтай КУЛЬГИНОВ, а также аким Шымкента Габидулла АБДРАХИМОВ. Таким образом, можно смело сказать, что программа «Болашак» стала ведущей «кузницей кадров» для высшего эшелона казахстанского госаппарата.
Разумеется, за эти годы в адрес программы звучало немало критики. «Болашак» упрекали в том, что выпускники программы возвращаются домой с завышенными ожиданиями и сразу метят в «дамки», не желая работать рядовыми специалистами со скромной зарплатой, и в том, что программа превратилась в канал «утечки мозгов» из страны, наконец, в том, что отдача от болашаковцев невысокая, поскольку они так и не стали значимым фактором модернизации казахстанского госуправления, экономики и науки.
В последние год-два к этим уже привычным претензиям добавились новые: по отзывам претендентов, принимавших участие в конкурсном отборе, в рамках программы теперь крайне неохотно одобряются заявки на поступление в российские вузы. Означает ли это, что программа полностью переориентировалась на подготовку специалистов в западных вузах? И чем не устраивают ее администраторов учебные заведения Российской Федерации?
Если взглянуть на статистику распределения стипендиатов по странам, представленную на сайте администратора программы – Центра международных программ, легко убедиться, что перевес в пользу учебных заведений англоязычных стран складывался на протяжении всей истории программы. 48,8% стипендиатов приходится на Великобританию и Ирландию, 37,1% –США и Канаду. На другие направления – не более пяти процентов: страны континентальной Европы – 4,7%, Азии и Океании – 4,8%, Российской Федерации – 4,6%.
Отказ в одобрении заявок на поступление в российские вузы в рамках «Болашака» может быть связан с произошедшими два года назад изменениями в правилах – в 2016 году список университетов, рекомендуемых для обучения стипендиатам программы, была сокращен с топ-200 мировых вузов до топ-100. В нынешнем году этот перечень ограничился 70 ведущими, согласно международным академическим рейтингам, учебными заведениями мира.
В опубликованном на сайте Центра международных программ в качестве приложения к приказу министра образования и науки РК от 27 февраля 2018 год перечне рекомендуемых вузов в разделе «Ведущие зарубежные учебные заведения для академического обучения, входящие в число 70 ведущих зарубежных вузов согласно последним публикациям общих международных академических рейтингов» российских университетов не представлено.
Два российских вуза есть в другом списке – учебных заведений, вошедших в топ-20, согласно предметным рейтингам. Это Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова по направлению подготовки «Языки, литература и лингвистика, современные языки» и Санкт-Петербургский горный университет по специальности «Горнодобывающий инжиниринг».
Почему российские вузы имеют невысокие позиции в международных академических рейтингах – отдельный обширный вопрос.
Например, в топ-100 авторитетного Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS) в 2018 0 вошел только один российский вуз – Московский государственный университет, он занимает 90-ю позицию.
Следующий за ним Санкт-Петербургский государственный университет только на 235 месте, затем идет Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (244), Национальный исследовательский Томский государственный университет (277) и Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (299). В QS World University Rankings представлено 27 российских вузов, но большая их часть не входят даже в топ-300.
На протяжении 2010-х годов российские вузы прикладывали немало усилий для того, чтобы улучшить свои позиции в трех глобальных университетских рейтинга – помимо QS, это британский Times Higher Education и китайский рейтинг ARWU. С 2012 года в России действует госпрограмма «Проект 5-100», цель которой – повысить престижность российского высшего образования и вывести не менее пяти университетов в топ-100 вышеуказанных мировых рейтингов.
По мнению экспертов, существует ряд трудностей в продвижении к вершинам мировых университетских топов. Как объективного характера – с каждым годом конкуренция на мировом рынке образовательных услуг все выше и рейтинг прирастает новыми вузами-участниками из стран с быстрорастущими экономиками – членов БРИКС, Азии и Восточной Европы. Так и субъективного – связанными с методикой рейтингования. К примеру, QS World University Rankings — это рейтинг на 50% репутационный, составляемый на основе отзывов экспертов и работодателей, пул которых составляет само рейтинговое агентство. Неудивительно, что многие университеты принципиально отказываются участвовать в различных рейтингах, считая их недостаточно объективными.
Примечательно, что президент Центра международных программ Жанболат МЕЛДЕШОВ в недавнем интервью агентству «Спутник Казахстан» отнес существующие ограничения в списке университетов, рекомендованных для обучения болашковцам, к «изъянам» программы.
Более того, Мелдешов считает, что необходимо разработать собственный, казахстанский рейтинг вузов, на основе собранных данных и исходя из таких показателей, как соотношение цены и качества.
Впрочем, каковы бы ни были ограничения в рамках программы «Болашак», российское высшее образование пользуется устойчивым спросом у казахстанской молодежи – в настоящий момент в российских вузах обучается 70 тыс. граждан РК.
Солидным подспорьем для казахстанских абитуриентов служат также гранты, выделяемые правительством РФ для граждан РК. К примеру, в 2018 году в рамках межправительственных соглашений казахстанцам было выделено 10 тыс. грантов на обучение в 30 российских вузах.
Таким образом, Россия по-прежнему остается самым популярным направлением учебной миграции для казахстанских абитуриентов.Поделиться: