Пинок госаппарату и человек как мера всего – какие ориентиры были заданы в послании президента РК?
Автор: Жанар Тулиндинова
Человекоориентированное и динамичное – такие эпитеты звучат сегодня в отношении послания президента народу Казахстана чаще всего.
Напомним, что это второе за 2018 год послание – в предыдущий раз президент обратился к казахстанскому народу в январе нынешнего года. Причем очевидно, что формат, избранный для октябрьского программного документа, выгодно отличается от январского, сильно «секвестрированного». Напомним, что в январе президент зачитал в телевизионном эфире шестиминутное «превью» к посланию, полный текст которого был опубликован только в СМИ.
Поскольку казахстанская политическая культура предполагает улавливание значимых процессов и трендов во власти, истолкование их смыслов и построение прогнозов на основе косвенных признаков – месседжей, заключенных между строк официальных документов, в невербальных символах и в политических ритуалах, то январское «секвестрированное» послание, вкупе с прошлогодней конституционной реформой по перераспределению полномочий, а затем и усилением статуса Совета безопасности, дали богатую пищу для разговоров о приближающемся транзите власти.
Однако «гибридный» формат нынешнего послания, удачно совместившего классическую архитектуру программного документа развития страны с условиями прямого эфира (ко многому обязывающими) и элементами расширенного заседания правительства, когда поручения управленческой элите даются в интерактивном режиме, – развеял все сомнения в том, что президент находится на пике своей управленческой формы и по-прежнему куда лучше своих подчиненных владеет ситуацией в стране, умея одним испытующим взглядом вогнать в краску бывалых чиновников.
По мнению политолога, элитоведа Ербола Едилова, динамичность и злободневность нового Послания – это заслуга нового руководителя Администрации президента Асета Исекешева.
«Спрос был со всех, и вопросы были конкретные. Здесь невооруженным глазом виден новый стиль работы руководителя Администрации президента», - считает Е. Едилов.
Инвестиции – в человеческий капитал
Но еще больше, чем обновленный формат, обращает внимание социальная ориентированность послания. Это отнюдь не означает, что предыдущие программные документы были лишены этого компонента, но в нынешнем правительству и руководителям госорганов настойчиво предлагается изменить, наконец, подходы в работе и спуститься с высот макроэкономики, измеряя эффективность своей работы не показателями роста ВВП и уровню инфляции, а ростом благосостояния казахстанцев.
«Именно по этому параметру я буду теперь оценивать персональную эффективность и соответствие занимаемым должностям», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Рост доходов населения, повышение качества жизни, создание комфортной среды проживания и, наконец, построение госаппарата, ориентированного на потребности граждан, – таковы приоритеты новой экономической и социальной политики правительства.
Директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев также отмечает, что послание «однозначно и недвусмысленно было социально ориентированным».
«Об этом свидетельствуют само название документа - «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Достижению этой цели служат предложенные главой государства меры – повышение минимальной заработной платы, повышение расходов на здравоохранение и образование. Президент подчеркнул, что по его личным источникам, по опросам, казахстанцев в первую очередь волнует качество образования, здравоохранения и цены», - поясняет эксперт.
Р. Ошакбаев особенно акцентировал поставленную в послании задачу двукратного увеличения госрасходов на образование, науку и здравоохранение в течение пяти лет до 10% ВВП.
«Сегодня совокупные государственные расходы – и республиканского, и местного – на человеческий капитал составляют 5,7% ВВП. Довести их до 10% - с учетом, насколько я понимаю, расходов населения (они относительно небольшие в сравнении с государственными) – это очень большая и амбициозная задача. Мы посчитали, что это порядка 5 трлн тенге дополнительных расходов бюджета в год. Вместе с 3 трлн тенге, выделяемыми сегодня из госбюджета на образование, науку и здравоохранение, – это составит 8 трлн тенге. Это значительная сумма и, на мой взгляд, это главная сенсация и прорывное решение нынешнего послания», - считает директор Центра прикладных исследований «Талап».
Бюрократия в Казахстане развивается эволюционно
Что касается задачи по созданию «сервисного правительства» и госаппарата, ориентированного на потребности граждан, то, по мнению Р. Ошакбаева, в этой сфере в Казахстане уже наметился определенный прогресс.
«Любая бюрократия в любой стране мира, включая самые развитые, всегда дает поводы для критики. Нельзя, пожалуй, нигде в мире найти на 100% эффективный госаппарат. Можно лишь сопоставлять, бюрократия какой страны более или менее эффективна. Я не поддерживаю мнение о тотальной неэффективности казахстанской бюрократии – она делает большую и важную работу. Безусловно, есть обширное пространство для увеличения ее эффективности, но это нормальный эволюционный процесс. Поэтому указание главы государства на то, что госаппарат должен развернуться лицом к народу – это очередной, можно сказать, «пинок» бодрости, ставший уже традиционным. Мы сегодня уже видим серьезные подвижки в части модернизации госслужбы, повышения заработных плат в этой сфере. Большую работу проводит Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, реализуя пилотные проекты по предоставлению местным органам больших полномочий по распределению бюджетных средств», - заключает Р. Ошакбаев.
Главное – это «подзатыльники» высокопоставленным чинам
Политический обозреватель, главный редактор информационно-аналитического портала «Rezonans.kz» Султанбек Султангалиев, обращая внимание на то, что октябрьское послание президента было подготовлено в сжатые сроки, констатирует явные недоработки его внешнеполитического блока и отсутствие веских внутриполитических месседжей, которыми, как правило, изобиловали прежние документы.
Что касается социального блока, то он настолько обширен и ресурсоемок, что, по мнению эксперта, это может свидетельствовать о приближающейся электоральной кампании.
«По объему предстоящих, согласно посланию, щедрых финансовых вливаний, документ напоминает предвыборную платформу партии «Нур Отан». Вопрос, откуда брать деньги при постоянном дефиците государственного бюджета, кажется, не стоит – на то есть средства Национального фонда и Единого пенсионного накопительного фонда», - отмечает С. Султангалиев.
Особенно важным, по мнению эксперта, являются поручения президента, касающиеся программы ипотечного кредитования «7- 20 - 25»
«Программа «7-20-25» изначально была неподъемной для тех категорий населения, на которые она, по сути, была рассчитана, что было подтверждено мизерным количеством одобренных заявок (2 тыс. – прим. Ред.). Возможно, теперь, когда глава государства расставил соответствующие акценты, программа будет пересмотрена и повернется, наконец, лицом к интересам социальных страт, нуждающихся в поддержке, а не банкиров», - считает С. Султангалиев.
По мнению политолога, главные месседжи нынешнего послания содержались в неформальных спичах, которыми оно было насыщено:
«Характерным показателем в отношении системы государственного управления являются даже не официальные строки послания, а те «подзатыльники», которые президент щедро раздавал высокопоставленным чинам во время словесных экспромтов. Публичное выражение недовольства работой министров и акимов, свидетельствует, что терпение Нурсултана Назарбаева находится на исходе и кредит доверия к кабинету Бакытжана Сагинтаева практически исчерпан. Полагаю, это подводит к мысли о приближающихся переменах в высшем эшелоне власти», - подытоживает С. Султангалиев.
Защищать и продвигать отечественные товары
Директор Коммуникационного центра Министерства сельского хозяйства Валерий Сурганов обращает внимание на то, что президентские поручения находятся на острие трендов мировой экономики:
«Наиболее важным трендом мировой экономической мысли является переориентации с задачи производства товара, на его продвижение на рынке. Предприятия, отрасли и шире – целые страны – заинтересованы сегодня, прежде всего, в сбыте своей продукции и лишь во вторую очередь – в покупке недостающих активов. Долгое время проблемой казахстанских предприятий была устаревшая советская модель – «главное произвести, а о продажах подумаем позже». Теперь перед Казахстаном остро стоит вопрос освоения рынков», - поясняет В. Сурганов.
Ключевыми, по мнению эксперта, являются месседжи главы государства по преодоления инертности, свойственной сегодня торговой политике Казахстана, придании ей энергичного характера с целью эффективного продвижения отечественных товаров на региональных и мировых рынках. Особенно актуален этот вопрос в связи с конкуренцией в рамках ЕАЭС:
«Взять хотя бы рынок ЕАЭС, который существует несколько лет, однако объективно брендовых казахстанских товаров на нем очень мало. И уж точно нельзя сказать, что продукция обрабатывающей промышленности Казахстана заполонила самый большой и привлекательный рынок союза – российский. Помимо этого, время от времени возникают торговые противоречия между странами-партнерами по ЕАЭС. Пусть они и разрешаются, однако все это свидетельствует о нехватке грамотных отечественных специалистов, способных на решительные действия, как по продвижению казахстанских товаров, так и по их защите. Та настойчивость, с которой глава государства требует защищать интересы казахстанских товаропроизводителей, вселяет оптимизм», - резюмирует В. Сурганов.Поделиться: