Открытие филиалов российских вузов в Казахстане: остановим отток молодежи из страны?

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева открывать филиалы российских вузов в густонаселенных южных регионах республики, прозвучавшее на форуме межрегионального сотрудничества в Челябинске, с одной стороны, можно расценить как признание качества российского образования и его востребованности в Казахстане.
Открытие филиалов российских вузов в Казахстане: остановим отток молодежи из страны?

Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева открывать филиалы российских вузов в густонаселенных южных регионах республики, прозвучавшее на форуме межрегионального сотрудничества в Челябинске, с одной стороны, можно расценить как признание качества российского образования и его востребованности в Казахстане.

С другой, в этой инициативе слышатся отголоски дискуссии об одной из острейших проблем казахстанской высшей школы — интенсификации процесса оттока молодежи из страны для получения образования за рубежом. Видимо, открытие филиалов зарубежных вузов в республике представляется одним из решений этой проблемы.

Сегодня Россия является наиболее популярным направлением образовательной миграции среди казахстанской молодежи. На Форуме ректоров России и Казахстана, прошедшем в Челябинске за день до приезда президентов двух стран, министр образования и науки РФ Ольга Васильева актуализировала статистику в сфере учебной миграции из Казахстана в Россию: по ее словам, на сегодняшний день в Российской Федерации обучается 70 тысяч граждан Республики Казахстан.

На втором месте с большим отрывом следует Китай, где учатся 10 тыс. казахстанцев. Этими данными поделилась с нами руководитель Центра китайских и азиатских исследований Международного научного комплекса «Астана» Светлана Кожирова 

На форуме в Челябинске ректора казахстанских вузов не стали высказывать свою обеспокоенность в связи с тем, что российские alma mater, особенно в приграничных регионах, забирают у них лучшую «абитуру». Однако они охотно делятся ею на внутристрановых площадках.

Что такое в масштабах республики 70 тыс. студентов, которые предпочли отечественным вузам российские? По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2016-2017 учебных годах число учащихся высших учебных заведений в Казахстане составило 477 тыс. человек. Таким образом, 14% от общего количества студентов в республике выезжают для получения образования в РФ. Если же прибавить к этому 10 тыс. казахстанцев, обучающихся в Китае, и порядка 5 тыс. в странах Европы и США, то это почти 20%. То есть пятая часть выпускников казахстанских школ предпочитают зарубежное образование отечественному.

Между тем казахстанское высшее образование в последние годы испытывает серьезные проблемы с набором. По сравнению с 2005-2006 гг., когда количество студентов достигло пикового за 26-летнюю историю республики значения — 775 тыс. человек, к настоящему моменту студенческое население страны сократилось на 300 тыс. человек.

Еще в начале 2010-х , в 2011-2012 учебных годах, контингент обучающихся в казахстанских вузах составлял 629 тыс. человек, но за каких-то пять лет он сократился на 152 тыс. человек, до 477 тыс. студентов.

Объясняется это главным образом демографической ямой конца девяностых годов: сегодня основной студенческий контингент составляют те, кто был рожден во второй половине смутных и экономически неблагополучных 90-х годов. Однако и отток для получения образования за рубеж, особенно в страны Евразийского экономического союза, вносит определенный вклад в оскудение студенческого контингента.

Нельзя не признать, что благоприятные условия для учебной миграции были созданы благодаря подписанию Договора о Евразийском экономическом союзе, нормы которого, в частности, статья «Трудовая деятельность трудящихся государств-членов», предусматривают взаимное признание и установление эквивалентности документов об образовании, выданных в государствах — членах ЕАЭС.

Казахстанская сторона, правда, пыталась установить некоторые ограничения для этой нормы. В частности, в казахстанской практике исключение составили дипломы о педагогическом, юридическом, медицинском и фармацевтическом образовании — их обладателям необходимо было проходить процедуру нострификации. Однако в июле 2016 года Евразийская экономическая комиссия — исполнительный орган ЕАЭС — признала позицию Казахстана противоречащей Договору о ЕАЭС. Казахстан обязался признавать дипломы об образовании всех стран евразийской пятерки в полном объёме, без изъятий и ограничений.

Таким образом, попытка закрепить за отечественной высшей школой эксклюзивное право на подготовку педагогов, юристов, медиков и фармацевтов оказалась неудачной. Единственным аргументом для оттока учащейся молодежи в страны ЕАЭС сегодня является конкурентоспособность казахстанского высшего образования. А с этим, увы, есть проблемы.

Директор Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова Зиябек Кабульдинов на круглом столе «Социальная политика и занятость в странах ЕАЭС. Актуальные тенденции и практики»», организованном ЦАИ «Евразийский мониторинг», поделился мнением, почему казахстанская молодежь выбирает российские вузы. Во-первых, из-за возможности получить более дешевое и, что гораздо важнее, более качественное образование. Еще один значимый момент, отмечаемый экспертом: зачастую, учебная миграция — это первый шаг для отъезда на постоянное место жительства. И тут у северного соседа Казахстана опять-таки есть преимущество — рынок труда в Российской Федерации на порядок больше казахстанского и предоставляет гораздо более широкие возможности для последующего трудоустройства молодых специалистов. Эти процессы делают учебную миграцию проблемой не только системы образования, но и рынка труда, и экономики в целом.

Причем, как констатируют эксперты, все чаще к этой стратегии двухэтапной миграции — отъезду за рубеж сначала для получения образования, а затем на постоянное проживание — прибегают этнические казахи.

Вероятно, открытие представительств российских вузов в Казахстане снизит остроту проблемы оттока учащейся молодежи. Сегодня в стране действует шесть филиалов российских высших учебных заведений:

- Филиал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в г. Астана;

- Алматинский филиал Академии труда и социальных отношений;

- Усть-Каменогорский филиал Московского государственного института экономики, статистики и информатики;

- Костанайский филиал Челябинского государственного университета;

- Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов;

- Филиал «Восход» Московского авиационного института в г. Байконур.

Впрочем, экспорт образовательных услуг и локализация их на казахстанской почве в формате филиалов — мера хоть и хорошая, но все-таки недостаточная. Главное все-таки — это повышение качества отечественного образования, в том числе путем обмена теорией и практикой с собственно конкурентами.

И Нурсултан Назарбаев указывает на это, предлагая также проработать вопрос создания научных консорциумов ученых Казахстана и России по перспективным научным направлениям и формирования в двух странах международных образовательных хабов. Основой для последних должно стать взаимодействие в сфере образовательных программ, в том числе открытых образовательных онлайн-курсов.

Очевидно, что для казахстанской системы высшего образования сотрудничество с партнерами по ЕАЭС — это не просто дань «моде на интеграцию», но и вопрос дальнейшего выживания.

Поделиться: