Нужна ли Казахстану национал-патриотическая партия?

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
В последние годы национал-патриотическое движение в Казахстане заметно набрало вес – и общественный, и политический. Наряду с либеральным, национал-патриотический дискурс диктует тренды в казахстанском сегменте социальных сетей. А переход на латиницу, конкретные сроки которого были объявлены в программной статье президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» – стал показателем того, что национал-патриотическая повестка все больше влияет на политический мейнстрим. Звучат также мнения, что национал-патриотическое движение необходимо институализировать – сформировать на его основе политическую партию, которая могла бы выступать спарринг-партнером на выборах для единственной и безальтернативной на сегодняшний день политической силы в стране – партии «Нұр Отан». Мы побеседовали с казахстанскими политологами о перспективах создания партии национал-патриотического толка.
Нужна ли Казахстану национал-патриотическая партия?
В последние годы национал-патриотическое движение в Казахстане заметно набрало вес – и общественный, и политический. Наряду с либеральным, национал-патриотический дискурс диктует тренды в казахстанском сегменте социальных сетей. А переход на латиницу, конкретные сроки которого были объявлены в программной статье президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» – стал показателем того, что национал-патриотическая повестка все больше влияет на политический мейнстрим. Звучат также мнения, что национал-патриотическое движение необходимо институализировать – сформировать на его основе политическую партию, которая могла бы выступать спарринг-партнером на выборах для единственной и безальтернативной на сегодняшний день политической силы в стране – партии «Нұр Отан». Мы побеседовали с казахстанскими политологами о перспективах создания партии национал-патриотического толка.

Султанбек Султангалиев, политолог:
- Являясь непримиримым оппонентом современного национал-патриотического движения в Казахстане, тем не менее, считаю тему создания политической партии данного направления актуальной и востребованной в общественно-политической сфере Казахстана.
С точки зрения реализации демократических норм и принципа политического плюрализма создание национал-патриотической (националистической) партии вполне востребована. Идеи национал-патриотов, пусть и опасные, на мой взгляд, для сохранения межнационального согласия в стране, все-таки поддерживаются частью казахского населения и поэтому националистическое течение должно быть легитимизировано в политико-правовом поле в формате политической организации. Более того, на мой взгляд, по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране, националистические настроения будут только возрастать и пользоваться всё большей популярностью, прежде всего в народных массах.
Очевидно, что для оппонирования носителям националистических идей и эффективного идеологического противостояния им, необходимо, чтобы они сформировали политическую организацию, которая несла бы публичную ответственность за свои программные установки. На нынешнем этапе единой платформы у идейных лидеров многоликого националистического течения нет. Каждый из них имеет определенный набор разнокалиберных взглядов, которые нередко находятся в противоречии с мнениями соратников. В качестве наглядного примера можно вспомнить программу национал-демократов, которая получила жесткую оценку одного из идеологов казахского национализма Айдоса Сарыма. То есть прежде чем как-то противостоять националистам, надо позволить им выработать единую программу политических взглядов и концепции идеологического, социально-экономического и общественно-политического характера. А это возможно только в рамках единой политической организации.

Для дискредитации националистов так же необходимо слияние различных группировок в политическую партию. Позволить им создать и зарегистрировать национал-патриотическую партию и больше ничего в данном направлении делать не нужно. Наши националисты сами дискредитируют себя в глазах народа. Вся история националистического движения в Казахстане - это история внутривидовой борьбы непринципиального и личношкурнического характера с неизменными потягушками самолюбия, амбиций и интриганства. Там, где собираются три националиста, обязательно возникают четыре политические группировки. На мой взгляд, необходимо дать возможность показать народу истинное политическое лицо тех, кто под лозунгами защиты интересов казахского народа стремится просто дорваться до власти.

С точки зрения будущего Казахстана и сохранения межэтнического согласия в стране так же нужна националистическая партия. В этом несколько парадоксальном тезисе я исхожу из двух состоявшихся фактов. Первый, национализм в Казахстане сформировался и имеет серьезные политические перспективы. Второй, одной из общемировых тенденций является укрепление и распространение идей гражданского национализма. В рамках политической партии национализм, проявляющийся сейчас в махровых и крайне опасных тонах этнического национализма, неизбежно будет дрейфовать в сторону национализма гражданского, будет возрастать ответственность лидеров данного движения перед обществом, будут отсекаться и превращаться в маргиналов фашиствующие элементы. То есть в данном аспекте общество получит адекватный национализм в цивилизованной форме. Если конечно политическая партия национал-патриотов сумеет избежать саморазрушения. В противном случае агрессия нацпатов, вытесненных из политического поля, не имеющих возможности туда вернуться и расширяющих свое влияние в среде недовольных граждан будет неизбежно возрастать.

И, наконец, с точки зрения интересов Акорды – настоящих и будущих – национал-патриотическая партия является выгодным и перспективным проектом. Во-первых, сам факт регистрации партии является своеобразным залогом лояльности существующему политическому режиму. Такая партия будет сама бороться с той неподконтрольной частью национал-патриотов, которая непримиримо враждебно настроена по отношению к властям. Во-вторых, наличие такой организации позволит использовать её как козырь в переговорах политического и экономического характера с партнерами по Евразийскому экономическому союзу и ШОС, в первую очередь, естественно с Россией и Китаем, для отстаивания собственных интересов. В-третьих, созданием подобной партии в среднесрочной перспективе пересекается возможность использования такого же политического формата олигархическими кланами и тем самым нивелируется опасность превращения националистического движения в движущую силу казахстанского майдана.

Уразгали Сельтеев, политолог, директор Экспертно-проектного Бюро общественно-политических процессов
- Для начала необходимо сказать о проблеме дефиниции. К сожалению, понятие «национал-патриотизм» в Казахстане приобрело устойчивый негативный окрас. Его одномоментно соотносят с национализмом и всеми вытекающими свойствами. Но справедливости ради следует отметить, что как таковых оголтелых националистических нот в риторике представителей национал-патриотических кругов нет. Конечно, есть некоторые личности с радикальными, точнее, резкими настроениями. Но в целом это конструктивные взгляды на развитие общества и государства, которые, кстати, имеют право на существование.
В чем заключается национал-патриотическая идеология в условиях нашей реальности? Как известно, прежде всего, национал-патриоты ратуют за динамичное расширение сферы применения и активного использования государственного языка. Они выступают за более четкую и уверенную защиту национальных интересов Казахстана на внешнеполитической арене, во взаимодействии с ключевыми экономическими партнерами страны. Они взывают к патриотическим чувствам представителей власти. Условно говоря, призывают чиновников к заботе о людях. Причем это не возвышение статуса казахского этноса, а повышение качества жизни единого казахстанского народа.

Поэтому конкретность и приземленность этой идеологии не может не находить общественной поддержки.
Во-первых, социальную базу национал-патриотизма могут составить различные социальные группы, начиная с маргинальных слоев и заканчивая высокообразованным интеллектуальным классом.

Во-вторых, учитывая объективный рост численности казахоязычного населения, можно прогнозировать увеличение числа убежденных казахов-этноцентристов. Нельзя упускать из вида кристаллизацию других скрытых групп поддержки. Это высокодоходная категория граждан (представители среднего и крупного бизнеса). Это научно-педагогическая среда. В вузах наблюдаются отдельные факты популяризации национал-патриотических идей в различных формах и контекстах.

В-третьих, сторонники «здорового» национал-патриотизма или, скажем, «сочувствующие» есть и во властных структурах – в правительстве, парламенте, дипломатическом корпусе, государственных СМИ, региональных госорганах.
Что касается возможности создания национал-патриотической партии, то на данном этапе политического развития это маловероятно.

Прежде всего, потому что это не укладывается в логику актуальных внутриполитических ориентиров.
К тому же, созданию какой-либо монолитной структурно-организационной формы препятствуют сложности в межличностных отношениях и амбиции отдельных лидеров мнений национал-патриотического толка.
За последние десять лет попыток было достаточно. Если сделать краткий обзор, то Мухтар Шаханов пытался создать партию «Халык рухы» еще в 2007 году.

В 2011 году накануне парламентских выборов провалилась авантюра Серикжана Мамбеталина по вживлению национал-патриотической идеологии в готовую партию «Руханият». Мамбеталин и позже призывал к созданию новой партии, заявляя о наличии своей призрачной команды молодых политиков.
Партия «Акжол» в бытность руководства Алихана Байменова оттягивала на себя часть национал-патриотов под знаменами идей алашординцев.

Несколько лет назад вновь муссировались слухи о создании якобы провластной партии с рабочим названием «Алаш». В качестве лидеров называли «безпартийных изгоев» Амиржана Косанова, Серикжана Мамбеталина, Мухтара Шаханова. Тогда подобные гипотезы были небезосновательны. К примеру, Амиржан Косанов после скандального съезда ОСДП откровенно переключался на «алашскую» тематику начала XX века, в свое время был инициатором переименования ОСДП «Азат» в «Алаш».
Если говорить о сегодняшней ситуации, то национал-патриоты сегментированы на аморфные группы, которые выражаются в симпатиях к тем или иным публичным персоналиям.
«Старания» ОСДП объединить под своим крылом протестные слои, в том числе и национал-патриотов, выглядят неубедительными.

С приходом Мухтара Кул-Мухаммеда в руководство «Нұр Отана» заметны попытки партии власти войти в конструктивное национал-патриотическое поле. Возможно, это станет фишкой его партийного менеджмента. С точки зрения партийного доминирования в обществе и политических технологий такие действия заслуживают высокой оценки.
Вообще это очень деликатная и нервозная тема с тонкими гранями. Поэтому фрагментарное и ситуативное заигрывание имеет определенные риски. Крайне недопустима концентрация протестных настроений именно вокруг этого вопроса. А такую угрозу сплочения вокруг внесистемных националистических объединений никогда нельзя исключать. И ведь это может быть использовано как внешними, так и внутренними силами.

Надо откровенно признать, что внутри общества формируются два сегмента – русскоязычное и казахоязычное. И государство не должно оставлять их один на один в подвешенном состоянии. Формируя параллельные месседжи, необходимо искать практические крепкие объединительные механизмы. Нужно усовершенствовать тот самый пресловутый духовный «клей» с замесом всей палитры этнических и языковых красок.

Поделиться: